В последние несколько недель (а по большому счету, даже раньше, с начала 2009 года) интерес журналистов к Тольятти стал, по крайней мере для меня, ощутимым культурным феноменом. То есть звонили, конечно, и раньше. Просили что-то прокомментировать, уточнить или дать информацию, иногда даже интервью. Сейчас контакты выглядят по-другому. Все ведут себя примерно одинаково: «Здравствуйте, мы из …(называется солидный медиабренд). Завтра прилетаем к вам (со съемочной группой из Москвы) хотим встретиться (взять интервью)». Это уже почему-то не удивляет: названия мегабрендов начали звучать довольно буднично.
Сначала внимание льстит, потом начинает слегка напрягать, а после энного звонка / интервью / съемки становится любопытно: откуда интерес, что такого представители второй древнейшей хотят увидеть или услышать в «благословенном Поволжье», голодавшем разве что во времена продразверстки и военного коммунизма? Неужели им чуется запах костров, возгорающихся от искр народного гнева, слышится звон топоров и булыжников о шлемы спецназа или цокот копыт конной милиции? С чего это все они взяли, что именно отсюда запахло или вот-вот запахнет жареным (о сладкий запах сенсации)?!
Напрашивается несколько объяснений этого феномена.
Самая очевидная: во всем повинно «пиксельно-штамповое» мышление. «Так-так… – размышляет журналист, – моногород, неконкурентоспособная продукция, тысячи безработных, хаос… и я (мы) посреди всего этого весь в белом (черном) делающие сенсационный репортаж». В общем, обычная погоня за сенсацией. Похожие чувства должны были испытывать старатели во времена «золотой лихорадки». Каждый надеялся, что он-то станет богачом. Но такие мотивы, откровенно меркантильные, вызывают у меня как-то больше сочувствия и уважения, чем погоня за репортажем о «кострах и горе людском»… Впрочем, ничего не поделаешь, плохие новости продаются лучше.
Старатели от журналистики неизменно разочаровываются: добытый ими материал на самородок сенсации пока упорно не тянет. Ради того, что они могут нарыть здесь, можно было не покидать уютных московских корпунктов и редакций: никаких костров, столкновений с конной полицией и прочей романтики нет и в помине. Есть солнечный и морозный континентальный климат, оживленное движение на улицах, обычная суета городской жизни. И всё… Пока нет «картинки».
«Нет драматизма, – жалуется коллега. – Мне говорят, что все нормально, но я в это не верю». Конечно, если бы верил, чего бы тебе сюда ехать, думаю. Как будто в Москве драматизма не хватает. Да за час в московском метро увидишь гораздо больше драматизма, чем за месяц на тольяттинских улицах… Но разве это объяснишь?
Но думаю, надо хотя бы попытаться. Итак: драматизма действительно не наблюдается – помимо обычного драмоидиотизма окружающей действительности. Все идет по плану… Скоро начнется дачный сезон, и даже те, кто сидит на двух третях средней зарплаты, будут этому очень рады. Вокруг изумительная природа – река, горы, леса, пляжи. Девушки красивы, шашлык нежен – жизнь хороша. Так что, граждане-коллеги, охочие до сенсаций, приезжайте лучше летом, хоть удовольствие получите. За революционной романтикой к нам – лучше осенью, когда погода испортится, отпускные прогуляются и дачный сезон закончится. А за драматизмом лучше в метро, право слово. И ближе, и дешевле.
Но журналистов, конечно, на такой мякине не проведешь. Особенно столичных, матерых… Они хотят докопаться до корней, нащупать нерв, найти «картинку». И вот просят показать «обычных людей», «работников АвтоВАЗа», а когда те приходят, спрашивают, как они себя ощущают, как выживают на две трети средней зарплаты в 5 тысяч рублей. Недавно звонил журналист солидной западной газеты. Он был тут недавно, интервью брал. Звонит, значит, и спрашивает: «Мне сказали, что много людей сейчас не работают, получают две трети зарплаты и находятся дома. Чем они занимаются?»…
Чтобы обрести дар речи и попытаться ответить на этот вопрос, мне потребовалось несколько секунд. Но он иностранец, ему простительно. Наверное. Но когда коллеги соотечественники спрашивают, как люди выживают на 5 тысяч рублей, я понимаю, что в этом месте нужно смеяться. Однако почему-то становится грустно. Про журналистов не знаю, а мне грешным делом думается: «А ведь оно и к лучшему, что “картинки” пока нет». Carpe diem. Уж древние-то понимали толк в жизни.