В январе группа исследователей окружающей среды под руководством Уилла Стеффена из государственного университета Австралии опубликовала обновления данных своих предыдущих работ о «планетарных границах» – допустимом пороге девяти фундаментальных экологических процессов (таких как регуляция климата, уровень окисления океана и потребление пресной воды), преодоление которого потенциально может привести либо к коллапсу цивилизации, либо к множеству бедствий, которые постигнут человечество.
Есть надежда на то, что мы сможем подкорректировать курс развития и избежать возможных экологических катастроф (включая потепление от пяти до шести градусов Цельсия, что, по словам Стеффена, «не очень-то хорошо для крупных млекопитающих, вроде нас с вами»).
Однако если реально смотреть на вещи, то может оказаться, что путь для предотвращения надвигающихся катастроф уже закрыт или же он настолько политически неприемлем, что каждый, кто ныне воспитывает ребенка, должен признать, что мир будущего для этого ребенка, скорее всего, окажется нестабильным, полным насилия и ужасным – поскольку от 8 до 10 миллиардов человек будут вынуждены биться за выживание, когда засуха и катастрофы не позволят осуществлять поставки продовольствия, усложнят доступ к питьевой воде, источников энергии станет меньше, а плодородную почву и города поглотит океан.
Когда мы с женой решили произвести на свет ребенка, мы договорились, что будем воспитывать его будущим эко-воином – тем, кто сможет помочь провести нас по более безопасному пути и отвести грозящую катастрофу (которая может погубить миллиарды человек и массу прочих видов) или по крайней мере смягчить ее последствия.
А если же это невозможно, то мы хотя бы сможем дать ему навыки и мудрость, необходимые для выживания в случае негативных перемен, а уже потом он смог бы научить этому других.
Я должен сразу признаться, что сама возможность воспитывать своего сына Эйхена таким образом свидетельствует о привилегированном статусе, которым обладает меньшинство населения мира. Я могу ежедневно проводить с сыном полдня, а не работать по 12 часов в сутки на шахте, собирать айфоны на потогонке, копаться на свалке в поисках чего-нибудь ценного, а у многих ведь нет такой возможности. Но поскольку я представитель американского среднего класса, я могу это себе позволить – в частности и потому, что, подсчитав расходы, я решил отказаться от владения домом и собственным автомобилем, и потому, что у меня только один ребенок. Поэтому у меня есть определенная свобода и даже обязанность подготовить своего ребенка к реальности, которая будет существенно отличаться от той, в которой вырос я.
Поскольку Эйхену только два с половиной года, я все еще в поисках информации о том, что же это значит – вырастить настоящего эко-воина. И с ответами на этот вопрос связано большинство моих надежд и планов. Мы уже многое узнали – в частности, как заложить прочный фундамент воспитания, не говоря уже о том, сколько для этого потребуется усилий. Я здесь перечислю лишь некоторые основные открытия моего первого года отцовства. Полагаю, вы скажете, дескать, «это и без того ясно», но в реальности я столкнулся с тем, что немногие родители из среды американского среднего класса знакомы с этими фактами и реалиями – обычно они просто слепо копируют культурные нормы нашего нездорового, неустойчивого, социально разобщенного потребительского общества. Прежде всего, необходимо преодолеть такого рода беспечность, а без этого я не могу себе даже представить, как можно привить детям весьма сложные идеи и навыки, как преподать им урок, который им пригодится для выживания в грядущие бурные времена. Иногда первый шаг – это просто увидеть то, что, как оказывается, так сложно увидеть.
Рождение и младенчество
Первое и важнейшее правило для будущих родителей – не доверять слепо американской системе здравоохранения, что вполне понятно, учитывая царящий там общий уровень коррупции. Однако я заметил, что многие будущие родители больше времени тратят на исследования задачи, «какой смартфон лучше купить», чем на поиски ответа на вопрос о здоровых и безопасных родах.
Каждая третья американка проходит через кесарево сечение, когда при помощи разреза ребенка достают из матки – иногда по весьма спорным причинам, что происходит из-за просто ужасающего состояния американской системы здравоохранения.
В результате возникают различные осложнения – мать поправляется после родов медленнее, возникают проблемы с грудным вскармливанием, а также происходят изменения микрофлоры кишечника ребенка (интересный факт №1: бактерии кишечника ребенка частично перенимаются из родовых путей матери). Шансы родить естественным путем увеличиваются, если есть здоровую пищу в период беременности (долой мучное и сладкое); нужно договориться с акушерками, составить план родов, найти знающую женщину, которая окажет помощь и поддержку; хорошо, если ваш партнер активно помогает вам и, что самое важное, за домашними делами читать книги вроде «Pushed» Дженифер Блок и смотреть документальные фильмы вроде «The business of being born». Если вы не знаете о той серии уколов, которые врачи применяют, чтобы при помощи питоцина ускорить схватки (для собственного же удобства), то можете лишь пополнить статистику случаев применения кесарева сечения.
Однако рождение ребенка — это лишь первый шаг к тому, чтобы стать родителями. В первые два года жизни, когда ребенок формируется, ваша роль имеет критическое значение – от вскармливания грудью (или помощи со стороны мужчины) до кормления ребенка настоящей домашней пищей, а не специально обработанным запакованным детским питанием. И дальше нужно воспитывать ребенка самим, а не передоверять это дело низкооплачиваемым работникам. Всё это, конечно, требует времени и самопожертвования. И в особенности это трудно сделать в США (в сравнении с Европой), где сама господствующая культура обесценивает роль родителей: редко предоставляется отпуск по уходу за ребенком или финансовая поддержка после родов – вместо этого в США стараются побыстрее вернуть родителей на работу, развивая индустрию по уходу за ребенком как способствующую экономическому росту.
В пластике
Один из нелегких аспектов при таком воспитании – это не дать сыну вырасти «космическим ребенком». Современные дети окружены целыми слоями пластика: это и одноразовые подгузники, детская одежда, нейлоновые курточки. Они играют пластиковыми игрушками, нажимают на пластиковые экраны айпадов ручками, дезинфицированными специальными средствами; они пьют из пластиковых бутылочек, их возят в пластиковых колясках, которые в дождь накрывают прорезиненной тканью. Одна лишь только мысль о токсичности пластика должна остановить наше столь легкомысленное поведение. И побочный эффект – ребенок растет, как космонавт, с младенчества отрезанный от мира природы.
Немногие дети регулярно сталкиваются с растениями, птицами, грязью (интересный факт №2: поглощение грязи может быть необходимым фактором для предотвращения астмы и заболеваний иммунной системы), ветром, дождем, солнцем и даже со звездами, которых они не видят в наших освещенных ночами городах. Если природа отсутствует в жизни ребенка, это может непосредственно и надолго повлиять на его психику, как детально объясняет Ричард Лув в своей работе «Последний ребенок в лесу». Поэтому и высоки шансы того, что в будущем дети не смогут ценить, защищать и даже просто понимать свою зависимость от Земли и множества ее экосистем.
Еще в 1949-м Альдо Леопольд говорил: «Цивилизация настолько нарушила элементарные взаимоотношения человека с природой (при помощи разнообразных устройств и посредников), что мы подчас даже этого не осознаем. Мы привыкли считать, что индустрия нам помогает, забывая о том, на чем держится индустрия».
А сегодня у нас еще больше разных устройств и всяческих посредников. У нас даже есть теперь вызывающий привыкание виртуальный мир – доступный повсюду благодаря смартфонам и компьютерному интерфейсу. И ограничение доступа ребенка к медиа является важнейшим фактором его здорового воспитания.
Нелегко, конечно, найти время, чтобы прочитать ребенку 40 детских книжек, вместо того чтобы усадить его смотреть «Улицу Сезам», но, опять же, для вас это может быть и увлекательным занятием, особенно когда твой двухлетний малыш, гуляя по улице, тычет пальчиком и говорит: «Смотри, сломанное деревце, ему надо помочь». Таким образом он проводит связь между экоцидом, описанном в «Лоракс», и уничтожением окружающей среды, которое он наблюдает в своем родном городе.
После младенчества
Это что касается закладывания основ, а как насчет подросших детей? Как бороться с дезинформацией и социализацией на уровне потребления, с которыми им придется столкнуться на каждом углу – в школе или кафе, у дальних родственников с другими взглядами или в масс-медиа? Чем старше ребенок, тем тяжелее защищать его от такого воздействия. У меня еще нет ответов на все эти вопросы. Я мечтаю обучать Эйхена на дому, чтобы именно я мог решать, какие знания являются приоритетными, а какие ценности – важными.
Это, конечно, предполагает изучение математики, языков, наук об экосистемах, но также и принципов выживания в диких условиях, основ медицины и первой помощи, а также боевых искусств. Полагаю, это и означает воспитывать своего ребенка эко-воином. Он должен научиться понимать, что все этические нормы должны основываться на принципах помощи нашей живой Земле и защите ее от дальнейшего разграбления Человеком, который пожирает всё даже за пределами своей экологической ниши.
Сейчас я еще только закладываю основы. Я учу сына английскому, моя жена учит его русскому, а затем мы обучим его и другим языкам. Он занимается садоводством, учится делать компост, ест фрукты с деревьев, растущих на улице. Этой весной он должен применить свои первые полученные навыки. Позже мы запишем его в группу изучения боевых искусств. Мы уже немного обучили его йоге – осознание в нашем бездумном мире станет ценным навыком для него.
Возможно, в будущем мой сын и взбунтуется против всего этого, но даже если так (а многие сведущие родители говорят мне, что это произойдет), то все же когда произойдет экологическая катастрофа, он сможет питаться съедобными растениями, очищать воду, делать муку из желудей или охотиться, увеличивая тем самым свои шансы на выживание.