Статус женщины в любом обществе сегодня обусловлен как политико-экономическими предпосылками, так и основными регуляторами общественных отношений: обычаями, правом, моралью, религией.
Но не все современные исследователи, сравнивая положение женщин в различных государствах Европы и Азии, Южной и Северной Америк, учитывают комплексный характер этих элементов. И изучая какой-либо частный аспект, будь то проблемы защиты прав девочек в странах Центральной Африки или правового статуса женщин-мигрантов в США, крайне редко можно найти действительно всесторонний анализ. Как правило, исследователи останавливаются исключительно на правовом, социологическом или даже теологическом анализе проблемы в стиле «на все воля божья». Есть и закоренелые «экономисты», которые замкнуты в цифрах и статистиках и используют отнюдь не диалектический способ в рамках исследований.
Такое положение вещей, несомненно, является результатом не только капиталистической экономико-политической системы, но и деградации общей системы образования, причем не только в России. Общее образование является крайне слабым местом и в США, и в европейских государствах, если речь не идет о какой-нибудь специальной или частной школе для умников.
Тем не менее изучение положения женщин в современных военных конфликтах представляется важной задачей — ведь характер войн изменился, и разрушительная сила увеличилась.
Войны всегда усугубляли жесткую эксплуатацию женщин в обществе, которая существовала и в мирное время. Но военное время отлично подходит для торговли людьми, органами, для рабства и других преступлений ради наживы.
Если общество стремится позиционировать себя как современное и прогрессивное, с гуманистическими принципами, то защита женщины от дискриминации, насилия и эксплуатации — не менее важная задача, чем победа над нацизмом. И настоящие научные исследования, ставящие своей задачей помочь обществу в борьбе с сексизмом, сегодня необходимы.
Изучение положения женщин в современных военных конфликтах — неотъемлемая часть такой работы, когда необходимо сформировать объективную картину, демонстрирующую уровень дискриминации, насилия и эксплуатации человека человеком. Оно требуется и для популяризации накопленных знаний среди населения территории, страдающей от военных действий.
К слову, без должной пропаганды научного понимания «женского» вопроса среди населения в первые годы существования СССР, сопровождавшиеся регулярными военными конфликтами, социализм бы не выдержал конкуренции с капитализмом, навязываемым как внешними силами — государствами-империалистами, — так и внутренними — подпольными миллионерами и кружками антикоммунистов. Ведь освобождение женщины от любого рабства всегда способствует развитию социалистического общества, общества равноправия и истинного гуманизма. При капитализме женщина свободна ровно в той мере, насколько это требуется капиталистам и сколько существует рабочих мест.
Когда в 1914 г. началась Первая мировая война, капитализм потребовал от женщины продажи ее рабочей силы, хотя общественная мораль обязывала ее сидеть дома с детьми.
В результате весь мир увидел рождение феминизма второй волны — социалистического, связанного с борьбой за социально-экономическое равенство женщины и мужчины. Именно в этот период 1914-1918 гг. перед всем миром встал вопрос о необходимости прогрессивных перемен в жизни женщин во всех аспектах от предоставления права голоса до создания социальной поддержки нуждающимся категориям женщин.
Вторая мировая война 1939-1945 гг. продемонстрировала любопытную картину феминизации в рядах Красной Армии, а эпоха антиколониальных войн во второй половине ХХ в. стала также толчком к зарождению прогрессивных женских движений в странах Латинской Америки, Африки и Азии.
Говоря об СССР, многие женщины, осознавшие себя равными мужчинам в правах и возможностях, уже сознательно шли в военные отряды для борьбы с фашизмом, тогда как в капиталистических государствах женщина продолжала восприниматься как бесправное «дополнение» к миру мужчин, со всеми вытекающими отсюда последствиями: высоким уровнем проституции, педофилии, ранних беременностей и самоубийств.
Глобальные классовые и национально-освободительные войны, как показала практика ХХ в., весьма положительно повлияли на положение женщин. Но контрреволюции, антикоммунистические и реакционные перевороты, начиная с Испании 1927 г. и заканчивая падением режима Каддафи в Ливии, возвращали женщине изначальный статус рабыни, причем не только капитала, но и мужчины.
Стоит посмотреть на опыт современной Польши, которая была когда-то в социалистическом блоке и в которой сейчас из религиозных соображений упразднили право на аборт, или Нидерландов, Бельгии, Германии и Франции, где самая низменная форма эксплуатации женщины — проституция — уже не считается преступлением и не преследуется законом. В постсоциалистической Прибалтике и Финляндии самый высокий показатель по женским самоубийствам.
Сегодня же время антикоммунистических войн прошло, наступила эра неоколониализма, но ведущие капиталистические державы-империалисты стремятся к расширению своих рынков сбыта и доступа к дешевым полезным ископаемым. В итоге мы видим арабские «гражданские» войны и фашистский переворот на Украине. Там центральная государственная пропаганда уже стала на путь сексизма и максимальной эксплуатации женского населения. За ширмой ЛГБТ-вывесок и либеральных лозунгов обывателю это может быть не заметно, однако пропаганда патриархата средствами массовой информации так и льется. Помимо этого, увеличилась «популярность» такого бизнеса, как торговля людьми и проституция.
На Юго-Востоке Украины, начиная с мая-июня 2014 года, были совершены массовые насильственные действия в отношении женщин со стороны украинской армии. Схожая ситуация наблюдается в Сирии, где так называемые повстанцы пытаются держать женщин в страхе и покорности, насилуя и убивая сопротивляющихся. То же самое у курдов.
Не надо входить в специальную миссию ООН, чтобы понять, что война — трагедия для женщины. А современная война вдвойне, поскольку ряд государств, добившихся отмены хиджабов и закрытой одежды для женщин во второй половине ХХ в. уже вернулись к «средним векам». В Судане, Афганистане, Иране, Египте, Ливии и других государствах из-за гражданской войны и неоколониалистической политики ведущих капиталистических держав женщины уже вернулись в категорию вещи, потеряв все признаки личности и правосубъектности.
Юго-Восток Украины особенно пострадал с «женской стороны», когда многие матери, жены, сестры и дочери вынуждены были просить в России статус беженца, а другая часть осталась жить в подвалах из-за частых бомбежек. Женщина в современных военных конфликтах получила роль простого бенефициария, у которого нет ни прав, ни свобод, ни обязанностей.
Однако скрыть такой фактор, как феминизация рядов сопротивления в военных конфликтах 2010-х годов, нельзя. Армия курдов включила в свой состав женщин на тех же правах, что и мужчин. Женские отряды есть и в сирийской армии. Не говоря уже о народном ополчении Донбасса.
Феминизация военных подразделений, сопротивляющихся фашизму, исламизации и другим реакционным силам — это объективная реальность. Современные войны идут не только за ресурсы, власть и земли, но и против призрака освобождающего женщин коммунизма, который бродит уже не только по Европе, а по всему миру.
Здоровая феминизация, основанная К. Цеткин и Р. Люксембург, а также кругом выдающихся женщин всего мира, внесших свою лепту в развитие идеологии женской эмансипации, есть часть классовой борьбы за равенство, братство и мир, о котором мечтают все угнетенные народы.