Серьезный кризис, который переживает сегодня Россия, может быть понят не иначе как в контексте международной ситуации — как кризис капиталистической системы. Это прямой результат политики империализма как поджигателя войны, грабежа и хаоса. Он подтверждает, что разрушительные маневры американского империализма в Украине нацелены на подготовку нового наступления для разграбления России. «Сближение Украины с Вашингтоном и ЕС также продолжает политику окружения Российской Федерации военными базами НАТО, цель которого вызвать ещё большее давление на власти РФ, чтобы проводить антисоциальные реформы и приватизацию и в конце концов подготовить новый виток грабежа природных ресурсов гигантской страны».
Разрушение СССР бюрократией в 1991 году открыло Россию и бывшие советские республики всем ветрам капиталистической анархии, в то время как мировой рынок, подчиненный затронутому кризисом американскому империализму, находился в состоянии распада. Российская олигархия, как и режим Путина, подчинена глобальному империализму, но в то же время пытается сохранить свои особые интересы, что и отражается сегодня в отношениях, которые больше недостаточны для удовлетворения потребностей мирового империализма (и американского в первую очередь).
Падение цен на нефть
Россия — один из главных мировых производителей углеводородов (первое место в 2013 году и второе после Саудовской Аравии в 2012 году).
Более половины бюджета российского федерального государства составляют доходы от экспорта нефти и газа. Решение саммита ОПЕК 27 ноября 2014 г. во главе с Саудовской Аравией, Кувейтом и Катаром о несокращении добычи черного золота ускорило падение цен на нефть, начавшееся с июня 2014 г., которые достигли самого низкого уровня за последние пять лет и преодолели «порог, ниже которого члены ОПЕК и Россия больше не могут сбалансировать свои бюджеты». «Решение Саудовской Аравии о снижении нефтяных цен можно интерпретировать как совместное с Соединенными Штатами геостратегическое наступление против Ирана и России» (к которым можно добавить Венесуэлу, Алжир и другие страны), — пишет 17 декабря газета французских капиталистов Les Echos.
Международные санкции, отток капитала и падение рубля
Санкции, наложенные на Россию со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза под предлогом кризиса в Украине, ориентированы, по мнению Мадлен Олбрайт, на сотню лиц, принимающих решения в Кремле, на их активы и свободу передвижения. Санкции блокировали кредитование российской банковской системы и внешние инвестиции в технологии, особенно в энергетическом секторе. Они оказали ощутимое влияние на российских олигархов и повлекли катастрофические последствия для трудового народа.
Что касается олигархов, то «быстрое падение рубля сейчас раскачивает экономические основы режима и подрывает его авторитет перед бизнес-сообществом». «На публике руководители крупных компаний могут повторять патриотическую риторику, но неофициально, в частном порядке они расскажут о разрушительных последствиях спада в экономике: падении прибылей, проблемах с денежной наличностью, риске банкротства», — подтверждает директор филиала французской компании в Москве» (Les Echos, 17 декабря). Санкции, падение рубля и рост ставок Центробанка непосредственно угрожают сотням компаний, которые заключили кредитные договора в долларах или евро на сумму около 500 миллиардов долларов (The Economist). В конечном счете, говорит The Economist, урегулирование долгов ляжет на федеральный бюджет. Проблема в том, что «эти резервы испаряются».
Санкции, введенные Вашингтоном и ЕС, также нанесли серьезный удар по экономике основных империалистических держав Европы, особенно тех, кто во главе с Германией опасается за свои инвестиции в России.
Генеральный директор Renault-Nissan и председатель Совета АвтоВАЗа Карлос Гон беспокоится: «Когда рубль падает, это головная боль для всех. Люди теряют деньги, все автопроизводители теряют деньги». В тольяттинском АвтоВАЗе уже запланированы тысячи увольнений.
Российские «олигархи» голосуют кошельками
Бегство капиталов, не прекращающееся с 1991 года, значительно усилилось в последние полгода. Правящий слой мафиозной буржуазии — преемник бюрократов-реставраторов образца 1991 года, сколотивший огромные богатства в грабительской приватизации 1990-х годов, равно как и высшая государственная бюрократия, живущая на доходы от нефти и газа, отвечают на кризис так, как они всегда это делали в прошлом — организацией массового бегства капитала из России. Проще говоря, они «голосуют кошельками».
По словам московского представителя одного швейцарского банка, «после богатых (олигархов)… теперь и верхушка российского среднего класса начала переводить свои деньги за рубеж. Их патриотизм ограничивается уровнем полумиллиона долларов».
Шла жестокая спекуляция против рубля. Но его падение объясняется прежде всего массовой продажей национальной валюты на валютных рынках. Но рубль никогда не был ни средством международных расчетов, ни валютой резерва. То есть это в первую очередь российские компании (как и зарубежные, действующие на российском рынке) массово избавлялись от рублей.
Поведение касты миллиардеров, олигархов и коррумпированных чиновников демонстрирует реальность режима, который говорит от их имени. Столкнувшись с этой реальностью, глава Кремля может только пытаться убедить держателей оффшорного капитала вернуть хоть что-то, обещая отказ от уголовного преследования и туманные перспективы экономического восстановления «через два года, или, быть может, ранее».
Развивающаяся экономика и так называемый российский империализм
Паника открыто проявляется в ближайших к власти кругах: «Центробанк и власть пытаются взять ситуацию под контроль. Надеясь решить самую насущную проблему, они конструируют другие, которые в ближайшем будущем отразятся, в частности, на банковском секторе», — сказал главный экономист Сбербанка, одного из главных финансовых учреждений страны. Текущие события разбивают вдребезги все легенды, распространявшиеся теми, кто утверждал, что капиталистическая система, основанная на частной собственности на средства производства, сможет по-прежнему развивать производительные силы и открывать новые рынки. Бюрократия СССР в полном соответствии со своей природой реставратора капитализма выбросила Россию и бывшие советские республики на глобальный рынок. Она сделала невозможным формирование национальной буржуазии, не говоря уже об империализме — конкуренте США: финансовый капитал (особенно самый мощный в мире — американский) не оставляет места для этого.
Крайняя хрупкость верхних эшелонов режима
Режим Путина концентрирует сегодня все противоречия правящего слоя, разделенного на кланы и группы.
С одной стороны, здесь те, кто теснее всего связан с олигархами, банками, бизнесом и готов распластаться перед Вашингтоном, признавая его экономический и политический сюзеренитет (это такие, как Ходорковский или экс-министр финансов Кудрин, олицетворяющие «либеральную оппозицию»). С другой стороны, фракции из бюрократического госаппарата, которым хорошо известно, что полное подчинение американскому империализму означает их собственную ликвидацию. Крайняя нестабильность социальной базы породила особую хрупкость, свойственную «бонапартистскому режиму». На следующий день после президентских выборов в марте 2012 года Gazeta.ru отмечала, что пропутинское большинство «явление временное. У разных его частей разные интересы, разные требования, и эти требования будут предъявляться властям все громче и решительнее».
Американский империализм, который сам находится в глубоком кризисе, также не имеет единой позиции в отношении того, что делать. Некоторые, как сенатор Маккейн, выступают за усиление давления на Россию, другие стараются сдерживать эти тенденции, понимая, что у них на сегодняшний день нет альтернативы, которую можно предложить в качестве замены путинскому режиму. Их беспокоят последствия для «миропорядка», к которым может привести его преждевременное падение. Отметим в этой связи условия, предложенные министром иностранных дел РФ Лавровым по соглашению об Украине — в рамках «переговоров» в Минске. Москва могла бы признать переход Украины, включая Донбасс, под эгиду НАТО в обмен на формальное признание аннексии Крыма, в то время как «шоковая терапия» МВФ разгуляется на Украине (см.ниже).
Украина: «шоковая терапия»… и классовая борьба
Как справедливо написала алжирская журналистка Линда Абабса с «Третьего канала» о формировании 1 декабря 2014 года нового правительства на Украине: «Министр финансов Натали Энн Яресько — коренная американка из Чикаго. Она занимала ряд должностей в Государственном департаменте США. На Украине её последняя должность — руководитель экономического отдела посольства США. Она также является одним из основателей и генеральным директором инвестиционного фонда HorizonCapital. Второй министр-иностранец, который вошел в правительство, это литовец Айварас Абромавичюс, один из директоров шведского инвестиционного фонда. Он назначен министром экономики. Третий — Александр Квиташвили, бывший министр здравоохранения Грузии. Именно он занимался приватизацией больниц и поликлиник у себя на родине. В конечном счёте «революция» Майдана помогла созданию этого правительства, которое с таким количеством иностранцев похоже на футбольную команду. Правительства с сильным влиянием правых, с программой, продиктованной ему в Соединенных Штатах, Евросоюзе, НАТО и Международном валютном фонде. Президент Порошенко пошел дальше, чем мы могли бы себе представить. С таким составом кабмина Украина превращается в колонию, управляемую уже не местными подставными лицами, а непосредственно иностранными спонсорами нового режима».
Это будет даже не «колония» (как в XIX веке), но подлинный американский протекторат. По случаю визита делегации МВФ в Киев агентство «Франс-Пресс» 12 декабря заметило:
«Украинские власти, загнанные в угол катастрофическим состоянием экономики и разрушительным конфликтом на востоке страны, вынуждены все более настойчиво добиваться введения «шоковой терапии», чтобы вывести страну из тупика и вернуть доверие кредиторов». После новости о полной приватизации угольных шахт «министр транспорта тем временем объявил о приватизации и учреждений, которые управляют автомобильными и железными дорогами Украины, «Укравтодор» и «Укрзализныця», в целях «уменьшения коррупции». Правительство, вероятно, пойдет на очень непопулярные меры, которых потребует МВФ, чтобы уменьшить дефицит государственного бюджета. Среди них рост цен на энергоносители и резкое сокращение социальных расходов, включая здравоохранение и образование».
23 декабря 2014 г. Верховная Рада приняла поправки к Конституции, чтобы открыть путь официальному соглашению с НАТО, в то время как население Донбасса, разоренное многомесячной войной и находящееся под угрозой голодной смерти, лишено заработной платы, пенсий и государственных услуг указом Президента Украины от 14 ноября. И вот российский министр иностранных дел Лавров говорит, каким могло бы быть соглашение с Россией и США: признание российским правительством «территориальной целостности Украины» (включая Донбасс) под эгидой НАТО, в то время как аннексия Крыма будет молча признана ведущими империалистическими державами (эта позиция, по крайней мере, озвучивается во влиятельных кругах).
Но на Украине, как и в России, законы классовой борьбы остаются «двигателем истории». Это показали 23 декабря массовые киевские протесты рабочих, студентов, ветеранов Афганистана и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Это показали забастовки водителей автобусов, трамваев и маршрутных такси компании «КиевПасТранс» по призыву своего профсоюза «Трудовая Солидарность» с требованием погашения задолженности по заработной плате. Украинский рабочий класс поднимается на защиту своих интересов, так же как российский рабочий класс борется за сохранение московских больниц и рабочих мест, которые транснациональные корпорации (при соучастии федеральных органов государственной власти) хотят ликвидировать на АвтоВАЗе.
«Все возможно»
Жестокие последствия кризиса сегодня наносят удар по самым широким слоям трудового населения, что выражается, например, в резком росте цен на импортную продукцию (гречневая крупа подорожала на 57% за год). Перспектива массовых сокращений принимает угрожающие размеры, даже для такого гиганта, как «Газпром». Эти увольнения уже произошли на АвтоВАЗе.
Сергей Рощин, социолог, специализирующийся на исследовании «социального климата» для крупных предприятий страны, говорит: «Я знаю управленцев, которые не понимают, как быть дальше. Тревожно, что пятая часть населения покинула родной регион в поисках работы в больших городах. У людей нет ни социальных структур, ни оппозиции, чтобы канализировать движение. Оно может принять любую форму или направление. Возможно все — вплоть до национализма и сепаратизма». Да, это возможно, как и погружение страны в дезинтеграцию, шовинизм, т. н. «этнические» погромы, взрыв центробежных тенденций и даже социальная революция.
Единственная социальная сила, способная вывести страну из кризиса
Выступая на пресс-конференции 17 декабря относительно прекращения преследования опального олигарха Евтушенкова, чьи активы были временно национализированы, Путин заявил, что эта мера не имеет «ничего общего с ревизией приватизации». Но незыблемость приватизации и тем более частной собственности, это то, что действительно мешает выходу из нынешнего кризиса как на международном уровне, так и в России.
Пересмотр итогов приватизации, экспроприация огромных состояний, построенных на разграблении природных ресурсов, «ренационализация без права последующей приватизации» всех предприятий и для начала «рабочий контроль над финансово-хозяйственной деятельностью высшего руководства» (как того требовала резолюция общего собрания 5000 работников АвтоВАЗа 6 августа 2009 года), чтобы предотвратить волну увольнений; установление контроля за валютным рынком, движением капитала, ценами на основные товары, в конечном счете восстановление завоеваний Октябрьской революции 1917 года — это были бы единственные меры по спасению страны.
Социальной силой, способной реализовать такую программу, для которой окончание приватизации — вопрос жизни и смерти, является только рабочий класс.
Столкнувшись с наступлением финансовых рынков, международными санкциями и империализмом, российский рабочий видит свое будущее тесно связанным с судьбой пролетариата европейских стран, который стремится подняться против планов ЕС и МВФ, с судьбой угнетенных народов, которые сопротивляются империализму и его грабительским войнам, и, в конечном итоге, с судьбой рабочих США, которые ведут классовую борьбу «в животе зверя» (как говорят американские товарищи).
Когда уже цитированный нами социолог Рощин говорит, что «люди не имеют ни структуры, ни оппозиции…», в этом есть доля как правды, так и лжи. Сталинизм ликвидировал рабочие организации: советы, профсоюзы и партии, начиная с большевистской партии Ленина и Троцкого, десятки тысячи членов которой были уничтожены в сталинских лагерях и в подвалах политической полиции.
Но, несмотря на грабительскую приватизацию 1991 года, рабочему классу удалось сохранить некоторые завоевания Октября 1917 года, которые по-прежнему продолжают жить в его сознании. Он начал воссоздавать независимые профсоюзы, пусть слабые и малочисленные, иногда используя для этого даже старые структуры «жёлтых профсоюзов», унаследованных от профобъединений советской бюрократии.
Это показала недавняя мобилизация тысяч врачей и медработников в Москве против запланированного массового закрытия больниц в столице. Путин признал, что реформу, которую либеральная оппозиция назвала слишком робкой, «нельзя делать в отрыве от медицинской общественности. Я очень рассчитываю на то, что московские власти в таком направлении будут действовать: аккуратно, не навредить». Это показали и митинги сотен рабочих АвтоВАЗа, прошедшие 31 октября и 16 декабря 2014 по призыву профсоюза «Единство» под лозунгами «Нет сокращениям!», «Требуем индексации зарплат и пенсий!», «Долой оптимизацию!», «Руки прочь от АвтоВАЗа!», «Комсомол строил ВАЗ», «Бу, не смей решать за нас!».
Дени Франсуа