
Эта статья была написана вечером 29 сентября, но по ряду причин своевременно опубликовать ее не удалось. Потому пришлось дорабатывать ее утром 2 октября, уже после свершившихся выборов.
Свои впечатления от встреч 28 и 29 сентября я озаглавил так, как это сделал почти 95 лет назад вождь большевиков Владимир Ульянов накануне октябрьского переворота. Столь претенциозное название я дал потому, что в современной демократической истории Грузии наступает пора перемен – перехода от фактически однопартийной системы к реальной многопартийности, что граничит с революцией, и этот переход неизбежно состоится после выборов 1 октября.
Потому страна разделилась на два непримиримых лагеря:
1) сторонников правящего «Национального движения» (во многом исчерпавшей себя позитивной силы, которая 9 лет назад вытащила страну из каинова болота коррупции и стагнации), то есть так называемых «мишистов»,
2) приверженцев непримиримой оппозиционной коалиции «Грузинская мечта», которую возглавил бывший российский олигарх и известный грузинский меценат Борис Григорьевич Иванишвили, то есть «бидзиноидов».
Есть, правда, огромное количество «серединистов» (по определению одного из известных грузинских блоггеров), предпочитающих не отождествлять себя ни с одним из противоборствующих лагерей, хотя во многом довольных прошедшими реформами.
Да, националы, придя к власти, сумели провести ряд эффектных и совершенно необходимых реформ. Практически исчезла коррупция в полиции, реформированы государственные службы, предоставляющие юридические услуги населению, коренным образом переработано законодательство. В то же время без работы осталось немало учителей и врачей, да и система переквалификации кадров, способная привести их в соответствие с требованиями рынка (ибо рабочая сила во многом деквалифицирована) оставляет желать лучшего. Трудовой кодекс сделал работников бесправными перед работодателями, зато безмерно нравится иностранным инвесторам, которые гарантированы от стачек, забастовок, каких бы то ни было требований со стороны работников. Появились монополии в сфере реализации медикаментов, бензина, ряда других товаров и услуг, угодные властям и пополняющие исправно кассу правящей партии. Элитарная коррупция, бесправность общественности перед властью – тоже плоды 9 лет, прошедших после Революции Роз. Всё это постепенно вызвало недовольство многих жителей страны.
Ибо даже самая прогрессивная партия в отсутствие серьезной политической конкуренции «бронзовеет», становится памятником самой себе и способна даже при определенных условиях превратиться в фактор регресса. И старается избавляться от конкурентов. Такая сильная политическая группа, как «Бурджанадзе-Демократы», стала вначале частью Национального Движения (согласием на слияние бывший премьер-министр Зураб Жвания подписал себе смертный приговор и умер при не выясненных по сей день обстоятельствах спустя всего три месяца, а затем разбилась на оппозицию (Бурджанадзе, Ногаидели и некоторые другие) и «мишистов» (Давид Бакрадзе, Гиги Церетели и другие).
Вот потому выборы 1 октября должны стать знаменательными. После того, как за 9 дней до выборов «бидзинисты» вбросили видео пыток в грузинских тюрьмах, немалая часть электората перешла на сторону Бидзины Иванишвили. Примечательно, что о пытках до того не знали только малые дети, и в ходе международного семинара в конце прошлого века в Тбилиси западные эксперты строго предупредили представителей грузинских властей об их совершенной недопустимости.
По мнению грузинских экспертов (как нейтральных, так и трезво мыслящих сторонников оппозиции), на уже состоявшихся 1 октября выборах националы получат от 42 до 45% голосов, «бидзинисты» – от 40 до 50%.
Еще 5-8% отберут, вероятно, христиан-демократы, прочие партии и политические силы не перешагнут 5%-ный рубеж, и их проценты будут распределены между победителями.
Националы, вероятно, не были готовы к такого рода решительным действиям в рамках закона со стороны оппозиции. Потому к выборам подготовились не очень ответственно, рассчитывая на административный ресурс и на регионы, где они традиционно побеждают. Даже серьезную предвыборную программу не стали публиковать. Ограничились рекламным календариком до конца 2016 года, в котором очень красиво и убедительно расписали, в какие сроки они выполнят свои обещания. А именно – построят школы, больницы, медиатеки и электростанции, проведут и реабилитируют дороги, обновят места отдыха и туристические центры, предоставят жилье беженцам из Абхазии и Самачабло (Южной Осетии) и медицинское страхование всему населению страны, повысят квалификацию работников, увеличат размеры пенсий и пособий. Однако этим, увы, и ограничились.
Впрочем, гораздо более реалистичная программа христиан-демократов тоже не ушла далеко от программных заявлений правящей партии. Хотя ядро этой партии составили талантливые молодые грузинские журналисты, работавшие на телеканале «Имеди» («Надежда»), нехватка квалифицированных экономистов и политологов в грузинской христиан-демократии налицо. Напомним, что телеканал «Имеди» был учрежден бывшим соратником Березовского Аркадием (Бадри) Патракацишвили, скончавшимся при таинственных обстоятельствах в предместье Лондона в начале 2008 года – всего за полгода до августовской войны между Грузией и Россией. Отсюда, вероятно, проистекает некая приблизительность программы христиан-демократов (хотя в ней указаны конкретные цифры, они вряд ли могут быть чем-то большим, чем ориентиры некоторых тенденций), и способность большинства кандидатов в депутаты от этой партии работать только в команде единомышленников, хотя многие идеи, выдвинутые христиан-демократами, более чем привлекательны. Однако предложение учетверить финансирование православной церкви (равной среди равных) из государственного бюджета достойно осуждения, ибо церковь отделена от государства. Есть и безусловно популистские предложения, основанные на недостаточно глубоком изучении проблем (например, обоснование повышения зарплат учителям и снижения тарифа потребления природного газа). Но следует отметить, что христиан-демократы в целом очень неплохо подготовились к выборам, и порядка 8-10 мест в парламенте из 150 человек они, скорее всего, получат.
Я весьма далек от идеализации коалиции Иванишвили, в которой оказались даже некоторые партии, некогда принимавшие участие в Революции Роз, но пришедшиеся «не ко двору» националам. Но заключительный митинг этой партии на площади Свободы, состоявшийся 29 сентября, заслуживает того, чтобы остановиться на нем отдельно. Напомним, что правящая партия провела свой митинг на республиканском стадионе «Динамо», собрав от 70 до 100 тысяч человек. Митинг оппозиции в центре столицы оказался намного более многолюдным. Только на площади было от 85 до 90 тысяч человек, а участники митинга растянулись на огромном пространстве от Колхозной площади до отеля «Редиссон Блу» (бывшей гостиницы «Иверия»). По разным оценкам, в митинге приняли участие от 180 до 250 тысяч человек.
Организация митинга оказалась на самом высоком уровне. Тут можно отметить многое – и распорядителей, сделавших все, чтобы предотвратить давку, и имевших наготове группу врачей на тот случай, если кому-то из участников митинга станет плохо; превосходную охрану трибуны, закрытой 5-слойным пуленепробиваемым стеклом толщиной 10-12 миллиметров в каждом слое, распределение рекламно-агитационных материалов, аудиотрансляцию митинга по специальным кабелям по всем направлениям на расстояние до 600 метров от трибуны. В общем, Иванишвили денег не пожалел…
Мне как бывшему журналисту (а разве журналисты бывают бывшими?) довелось встретиться со многими лидерами оппозиционных партий 28 и 29 сентября. В их числе: мои давние коллеги – тележурналисты бывшего канала «Имеди», руководители партий, бывшие руководители ряда министерств и ведомств, оказавшиеся в немилости у реформистских властей. Не хочу всех перечислять, да и зачем это делать? Мне довелось ознакомиться с подробной программой действий коалиции (печатную версию подарил один из бывших министров шеварднадзевской эпохи, также оказавшийся в оппозиции). Поскольку на Кавказе любят произносить тосты, хотелось бы отметить: «Дай Бог, чтобы хотя бы половина обещанного была реализована!»
Кстати, во время моих встреч с представителями правящей партии и оппозиции мне дали ясно понять, что серьезные опасения вторжения России в Грузию лишены основания. Якобы договоренность грузинских властей и оппозиции с Кремлем на этот счет имеется. Хотя официальная Москва не раз показывала всему миру, как она способна относиться к договоренностям (тем более устным). Да и опасность возвращения в Грузию воров в законе, о которой предупреждают сторонники националов, сильно преувеличена. Все-таки, скорее всего, относительное большинство в парламенте будут иметь националы, а они ни за что не допустят возвращения воров в законе. Возможно, в страну вернутся люди, к которым могут быть серьезные претензии со стороны законодательства – Вано Чхартишвили, Леван Пирвели. Но и это пока – на уровне домыслов.
Рядом с парламентом самодеятельный художник (жаль, не спросил его фамилию) выставил свой коллаж «Палата №5», посвященный ряду деяний правящей партии, не получивших одобрения властей (к примеру – фаворитизм, витание в облаках, отсчет современной истории Грузии с 23 ноября 2003 года).
Все это показывает, что Грузия продолжает идти по демократическому пути. И если коалиция Бидзины Иванишвили допустит серьезные ошибки – не миновать и ей нелицеприятной критики. Так, уже проявляется некий формальный бюрократизм, мало отличающийся от подобной тенденции «бронзовеющих» националов.
По состоянию на утро 2 октября (пока Центризбирком подсчитал менее 10% голосов избирателей), у коалиции Иванишвили – 57%, у Национального движения – около 41%, остальные партии вместе не набрали и трех процентов.
Вместе с тем, хочется отдать должное президенту Саакашвили, который в своем телеобращении к народу поздравил конкурентов с победой. Конечно, власти могли фальсифицировать результаты выборов, но цена фальсификации оказалась бы слишком высокой. Сторонники коалиции были настроены решительно и готовились к штурму здания Центризбиркома, что неминуемо привело бы к многочисленным жертвам и последующему воззванию оппозиционеров к России за помощью, вопреки предварительной договоренности о невмешательстве третьих сил. А официальный Кремль только и ждал такой просьбы, надеясь, что утром 4 октября российские танки окажутся на проспекте Руставели. Так что Саакашвили поступил в высшей степени разумно и спас многих соотечественников от унижения и даже гибели.
Филипп Улановский