
За последние полгода о скандальной панк-группе было сказано уже немало: одни ругают их как злобных богохульниц и провокаторов на службе у американской разведки; другие хвалят как героинь, невинно пострадавших от произвола озверевшей власти. На мой взгляд обе позиции страдают предвзятостью и некритичностью – в них очень много бурных эмоций, и очень мало здравого смысла. Попробуем же взглянуть на ситуацию с марксистских позиций, и разобраться, что к чему.
В действительности на Западе ещё с 60-х годов существует подобное современное искусство, с перформансами, хэппенингами, стрит-акционизмом, флэш-мобами и тому подобным. В изобразительном искусстве ему вторят поп-арт, неодадаизм, и разного рода абстракционизм. Для них всех характерено стремление уйти от формы, структуры, завершённости, целостности парадигмы, и свойственно то, что теперь именуют плюрализмом мнений. Подобное мировоззрение называется постмодернизмом – в его духе и был исполнен панк-молебен Pussy Riot.
В чём причина появления постмодернизма? Если мы вспомним экономическую ситуацию на Западе в момент его зарождения, мы ясно увидим в чём дело. Появление искусства постмодерна совпадает по времени с началом наступления финансового капитала на проект социального государства и первыми шагами неолиберальной политики. Постмодерн является реакцией широких слоёв мелкой буржуазии на разрушение социальных гарантий, деполитизацию государства и подавление рабочего движения начиная с 60-х гг. в странах Западной Европы.
То же самое мы видим и в нашей стране: новое наступление государства на социальные гарантии, насильственная клерикализация общества и подавление протеста вызывают в атомизированных массах мелкой буржуазии шумливую "революционность", сродни анархической. Систематическая борьба, экономическая и тем более политическая подменяется бессистемными "перфомансами", в надежде, что от них чиновники и банкиры испугаются, и отдадут народу и власть, и все свои капиталы! Ленин справедливо называл подобное фразёрство вывернутой наизнанку буржуазностью.
Протест Pussy Riot достиг успеха не благодаря тому, что он был хоть сколько-нибудь остроумен – а наоборот, благодаря тому, что показал несоизмеримо большую глупость и косность бюрократов, несправедливость и предвзятость судей, жадность и фанатизм церковников. По поводу последних, при ближайшем рассмотрении складывается ещё более интересная ситуация: а где же тот самый православный бог, которого, как они уверяют, оскорбил панк-молебен? Почему он не явился в хамовнический суд? Ведь если бог есть, как уверяет РПЦ – то он является субъектом права, и должен был бы явиться в суд. А если бога нет – то мы имеем дело с многомиллиардным мошенничеством, в котором участвуют первые лица страны – в их числе президент В.В.Путин и Святейший олигарх Кирилл. Такие аферы – неотъемлемая часть любого буржуазного государства, и справиться с ними нельзя ни перфомансами, ни судами – а только систематической борьбой за освобождение Труда – борьбой теоретической, экономической и политической.
Евгений Коноплёв