Вопрос, вынесенный в заголовок, может показаться очень странным людям из оппозиционной среды. Ведь на вопрос кто лучше (Путин или Медведев) есть очевидный ответ: оба хуже. Однако интересно вспомнить, кто такой Путин, который вступил в должность президента России. Ведь должны мы быть готовы к его правлению. Так как он уже ранее занимал высший пост восемь лет, то можно смело откинуть все предположения, прогнозы политологов и просто вспомнить характерные черты его правления. А некоторые из них основательно подзабылись за четыре года нахождения в Кремле Медведева.
Путин и Медведев схожи в том, что служат капиталу, проводят антисоциальные реформы, а слова о величии России и грандиозных проектах расходятся с реальным положением дел. Но есть и отличия. И очень серьёзные. Если президентский срок Медведева можно с натяжкой назвать временем обычного олигархического капитализма, то правление Путина есть олигархический капитализм с примесью феодализма со всеми извращениями, описанными писателями в разных антиутопиях или в «Часе быка» Ивана Ефремова.
Во-первых, президентство Путина сопровождали странные истории, замешанные на крови. Помните, на фоне чего он пришёл к власти в 2000-м? На второй войне в Чечне, которая сопровождалась похищениями людей и бессудными казнями в ходе так называемых «зачисток». Родственники до сих пор не могут выяснить судьбу числящихся «пропавшими без вести». По сей день граждане не владеют полной информацией о взрывах жилых домов в Москве и некими «учениями» с гексогеном в Рязани.
Туманна история и с захватом «Норд-Оста». Гибель большого числа заложников можно ещё списать на халатность, когда отравленных газом людей клали друг на друга в автобусы, и находящиеся на полу люди гибли без помощи. Правильно ли применили парализующий газ – можно спорить. Но практически всех, кого увезла «скорая», откачали и спасли. Может, другого способа и не было, раз террористы были обвязаны взрывчаткой и в случае прямого штурма могли погибнуть все. Но вот я не один раз и от очень многих людей в Чечне и Ингушетии слышал рассказы о том, что убитых террористов за месяц или чуть раньше похитили наши силовики в ходе «зачисток». На правдивость этой информации указывает то, что во время операции по освобождению заложников, всех обездвиженных террористов уничтожили, не имея цели ни судить их, ни допрашивать.
Вспомним и как были отменены губернаторские выборы. Их отменили с мотивировкой укрепления «вертикали» после страшного теракта в Беслане, где погибло более 350 человек и из них – большинство дети. Независимая депутатская комиссия сделала выводы, которые указывают на то, что взрыв в школе был спровоцирован обстрелом извне. То есть, по вине силовиков. Но кто мог отдать приказ стрелять по помещению с заложниками? По закону – только действующий президент.
Каким бы пустословом ни был Медведев, за ним нет шлейфа из тёмных и кровавых историй. Война в Южной Осетии в самом начале его президентства, правда, оставляет много вопросов. Но из этой истории Медведев вышел, надо признать, с правильным решением о признании Южной Осетии и Абхазии.
Во-вторых, при Медведеве не было такого чудовищного беспредела и насилия по отношению к гражданским активистам и членам оппозиционных партий. Да, людей сажали на 15 суток за несанкционированные митинги. Но в целом, сотрудники правоохранительных органов действовали, как правило, согласуясь с буквой закона.
А стоит вспомнить, что было при Путине. Членов национал-большевистской партии Лимонова и пытали, и убивали, и доводили до суицидов попытками выбить подпись под соглашением о сотрудничестве со спецслужбами. На агитаторов оппозиционных партий в регионах нападали нанятые футбольные фанаты. Во время Медведева был избит журналист Олег Кашин и есть ещё несколько схожих случаев. Но такого беспредела не было. При Путине ещё возбуждали уголовные дела против митингующих. Не только 15 суток давали и не только штраф выписывали, но обвиняли в попытках захвата власти и отправляли потом на зону. Медведев только в самом конце срока, уже после последних президентских выборов, на которых и был избран Путин, «прославился» историей с заключением в тюрьму девушек из «Пусси райт». При Путине квартиры гражданских активистов обыскивались бесконечно, накануне митингов некоторых профилактически забирали в заточение на сутки без объяснения причин. Кому-то просто заклеивали входную дверь, чтобы человек не мог выйти из квартиры. При Медведеве это постепенно ушло в прошлое. Что ожидать от «нового старого» Путина известно.
«Марши несогласных» при Путине разгонялись с невиданной жестокостью, какой не было при разгоне участников «Стратегии 31» на Триумфальной площади. Там всех подряд уже не били, а только волочили до автозаков. Накануне инаугурации Путина эта жестокость вернулась на Болотной.
Отдельная тема – культурная и психологическая атмосфера в обществе. При Медведеве СМИ просто тиражировали «маниловщину» про инновации и модернизацию. От этих слов те, кто занимается инновационными проектами в реальности, имели хотя бы моральную поддержку. Да и молодёжные лагеря вроде «Селигера» и «Машука» на Кавказе больше были фестивалями проектов молодых учёных и волонтёров. Многие даже получали гранты на развитие социальных сетей, помощь бездомным животным. И пропаганда «духовности» при Медведеве не была такой навязчивой. Называли себя супруги Медведевы православными, но так и был учреждён день благоверных Петра и Февронии как отечественный аналог дня святого Валентина. От этого, в общем, ни тепло ни холодно. Жена Медведева вроде как даже помогала обездоленным детям при помощи православных фондов.
А давайте вспомним, что было при Путине. Говорили не про модернизацию, а про усиление власти. Навязчиво пичкали нас проповедями про нравственность и патриотизм. Говорили, что гражданам надо отказаться от части прав и свобод. А ради чего только? Ради грандиозного проекта? Но что мы видели на центральных телеканалах? Стабильно в пятницу, в субботу и в воскресенье на первом и втором канале три, четыре и даже пять часов занимали выступления юмористов. Петросян, Степаненко, «Смехопанорама», «Аншлаг», Сергей Дроботенко, вечер Винокура… Были ещё бесконечные «Фабрики звёзд», прочие выступления бездарей от эстрады. При Медведеве этот «шоу-террор» стал заметно спадать. И всяких «ура-патриотических» сериалов про участковых, спецназовцев стало меньше. И шансона тюремного в маршрутках стало меньше. А при Путине как грибы после дождя росли ФМ-станции, которые гоняли «блатняк».
И ушли в прошлое лагеря «нашистов», где они учились топтать портреты лидеров оппозиции, делали вместе зарядку под бодрые хип-хопы «Давай, Россия!» и получали в подарок от Васи Якеменко презервативы.
Ещё при Путине была шпиономания, разговоры о заговорах и о том, как Россия окружена врагами. При этом именно Путин пустил войска НАТО в Среднюю Азию, закрыл наши базы на Кубе и во Вьетнаме.
12 лет назад Путин избрал интересную тактику для удержания власти: говорить людям то, что нравится. На словах и в публичных жестах он был готов делать всё, о чём говорил Зюганов и его сторонники в 1990-е. И бюст Сталину как награждённому дважды орденом «Победа» в Кремле поставил, и в КНДР съездил, и музыку советского гимна вернул, и с речью пафосной в Мюнхене выступил. После оголтелой пропаганды космополитизма и всяких извращений при Ельцине, Путин казался выразителем народного духа. На этой риторике он и избрался во второй раз в 2004.
Но что будет сейчас? Выросло новое поколение, которое не ностальгирует по «сильной руке» и единому кандидату в бюллетене. Кормить народ одной риторикой больше нельзя, ибо Путин у власти уже был и все знают цену его слов.
Очевидно, что стоит ожидать новых лагерей «нашистов», жестокости полиции, уголовных дел против лидеров оппозиции. Вернутся и вызывающие рвоту юмористы, и будет их целый легион. И лексика опять тюремная вернётся. И пропаганда безумного потребительства, показ всяких дорогих клубов по ТВ увеличится в разы. И опять будет президент строить из себя «мачо», то летая на самолёте, то опускаясь лицом в кефир на татарском празднике Сабантуй. Вот и в первый день своего третьего президентства Путин не упустил возможность попозировать в форме хоккеиста, а радостный диктор по ТВ сообщил, что забитая Путиным шайба стала решающей в каком-то матче…
Но удастся ли власти заткнуть рот гражданскому обществу окончательно и всех примирить с монархией? Вон Путин в своей речи при инаугурации сказал: «Мы будем… расширять участие граждан в управлении страной». То есть, не мы, народ, есть источник власти, а он нам права дарует и свободы. Но как добиться покорности от всех? Можно жёсткие меры принять. Людей массово сажать, в том числе и за недоносительство. Интернет перекрыть. Но так это злобу вызовет ещё большую.
Очевидно, что массовый протест невозможен без авангарда. Левым же силам, чья политическая программа отвечает коренным интересам народа, пора понять, что время сейчас идёт быстрее прежнего. Надо организовываться для реальной политической борьбы, а не продолжать радоваться возможности безнаказанно бесконечно сидеть на своих пленумах и писать оторванные от реальности резолюции. Потеря нескольких месяцев равносильна уже наступлению диктатуры.
Андрей Иванов