Реформа образования вступает в новый этап, открывая перед нами новые горизонты. Только, похоже, это горизонты не знаний, а невежества. Во всяком случае, министр образования Андрей Фурсенко с некоторых пор уже не скрывает, что главная цель его политики – добиться, чтобы выпускники школ знали меньше. 11 февраля 2009 года он сделал очередное программное заявление, которое звучит следующим образом: «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность».
Скандальность этого заявления совсем не в том, что речь идет об отмене высшей математики в школе. Отнюдь. Данный вопрос обсуждаем. Нет ничего страшного в спорах, как строить школьную программу, нужно ли ее облегчать или нет. Поражает другое. Министр «глубоко убежден». Почему именно глубоко? У министра есть на этот счет какие-то соображения? Аргументы? Примеры? Откуда такая уверенность в ненужности высшей математики? Или с высшей математикой тесты для ЕГЭ составлять сложнее?
Оказывается, нет. Критерием оценки того или иного предмета для министра образования Фурсенко служит «креативность». При этом, по его «глубокому убеждению», высшая математика эту креативность убивает. Отсюда неумолимо следует вывод: тот, кто хорошо учил в школе высшую математику, креативностью заведомо не обладает. По крайней мере, так считает министр. Интересно, перед назначением в свое министерство Фурсенко проверяет аттестат своих подопечных? Вдруг там по математике, да еще и высшей, хорошая оценка?
Получается как в старом еврейском анекдоте: чем лучше человек говорит на идиш, тем хуже плавает. Почему, какая тут связь? Никто не знает, но почему-то всегда выходит именно так…
Впрочем, самому министру в креативности не откажешь. Одна реформа образования чего стоит! Разве мог изобретатель и проводник сегодняшнего ЕГЭ получать хорошие оценки по математике? Разумеется, нет. Мало того, министр гордится своим невежеством и с гордостью признает, что высшую математику в школе не проходил. Очевидно, она застала его в институте, раз оставила такой болезненный след в его душе. Впрочем, как отметил министр, он «лично и ректор МГУ Виктор Садовничий не изучали в школе высшую математику, и при этом «не дурее других».
Господин Фурсенко, вот отчего вы решили, что не дурее других? Кто вам об этом сказал? У вас есть исследования на этот счет? Их точно можно проводить, не используя методы высшей математики?
Лучший учитель России 2007 года, преподаватель математики одной из московских школ Анна Мехед заявила РИА «Новости», что не согласна с позицией Фурсенко и считает правильным преподавать начала высшей алгебры и математического анализа учащимся 10-11 классов. «Я не разделяю точку зрения министра и считаю, что азы высшей математики позволяют структурировать мышление, находить наиболее рациональные способы мышления, позволяют ученику просчитывать риски от принятия решений», – сказала она.
Господин Фурсенко, лучший учитель года говорит, что высшая математика помогает размышлять рационально. Ну да, мы понимаем, вас это совсем не касается. И даже наоборот. Не нужны стране люди, умеющие мыслить рационально и логически. Они задают слишком много вопросов, подвергают сомнению мудрость начальства и пытаются понять внутренний смысл проводимой политики. Короче, от них одни неприятности.
Государству, которое строит господин Фурсенко, нужны люди простые, без вопросов, но зато креативные. Это тот самый «креатив», который проявляется в засовывании пальцев в розетку, попытках проверить прочность стены собственной головой и приказах копать канаву «от забора и до обеда». На фоне такого креативного населения наш герой и ему подобные уж точно будут выглядеть «не дурее других».
Однако к несчастью для нашего героя, в России еще осталось на удивление много людей, которые умеют думать, задавать вопросы и анализировать происходящие события. Они создают начальству проблемы, и чем дальше – тем больше. Они устали от удивительных креативных новаций чиновников, им стыдно выслушивать безграмотную речь министров и их глубокомысленные рассуждения о пользе невежества. И они очень вас не любят, господин министр образования.
Уходили бы вы в отставку и забирали с собой ваш чудесный креатив с ЕГЭ!
Сергей Смирнов