Не так давно на самом популярном новостном портале рунета появилась статья, автор которой заявлял, что в Беларуси появился свой «правый сектор». Для большинства белорусов возможность появления такого новообразования в «околофутбольной» среде представляется сомнительной хотя бы потому, что существующее там фанатское движение не монолитно, оно полно расколов и состоит из разных группировок с взаимоисключающими целями и лозунгами.
Перспектива «майдана» с подачи футбольных фанатов и формирование «правого» и любого настолько же мобильного и агрессивного сектора в Беларуси, безусловно, пугает.
Особенно российского читателя, не слишком хорошо осведомленного о политических и социальных реалиях соседей, но тем не менее пристально следящего за обличающим гласом российских пропагандистских СМИ, неустанно выискивающих признаки тлетворной «бандеровской» заразы.
Фанатское движение в Беларуси представлено прежде всего болельщиками футбольного клуба «Динамо — Минск». За время своей активности «динамовцы» зарекомендовали себя как активисты, принадлежащие к движению крупному, по-уличному «влиятельному» и агрессивному. Как правило, большинство фанатов этого клуба придерживаются правых политических взглядов, на стадионах часто мелькают кельтские кресты и нацистская символика.
Среднестатистическому белорусскому гражданину, далекому от романтики улиц и прочих небезопасных абстракций, «динамовцы» известны из криминальных хроник и новостных статей с тревожными заголовками — именно они организовывали «рейды» на представителей неформальной молодежи и активистов антифашистского движения.
Кроме того, уже традиционным стало характерное фанатское развлечение — «забивоны» с представителями фанатских групп других футбольных клубов. Движение «динамовцев» имеет несколько разного рода «фирм», самые популярные из которых «B.W.G. Ultras», «Lads82» и т. д. На белорусских оппозиционных сайтах (и не только там) часто появляются материалы, указывающие на то, что «динамовцы» используют белорусскую национальную символику (бело-красно-белый флаг, «Погоню», фигуру Калиновского и т. д.) и симпатизируют украинским радикально правым движениям.
Казалось бы, активная «публика» для «белорусского майдана» налицо. Но не все так однозначно. История помнит и другую активность субкультурщиков. Не секрет, что многие «динамовцы» по совместительству являются активистами движения Автономных Национал-большевиков Беларуси и выступают против белорусской оппозиции и белорусских национально ориентированных кругов. Они организуют марши, на которых звучат лозунги «Слава России» и присутствуют прочие признаки причастности к «русскому миру». Известны также случаи публичной поддержки «Донецкой народной республики» «олдовыми» фанатами ФК «Динамо — Минск».
Подводя итог, можно сказать, что фанаты минского Динамо представляют собой движение массовое и, безусловно, правоориентированное.
Но проблема в том, что адепты этого движения придерживаются разных и, как уже было сказано выше, взаимоисключающих националистических ориентаций: от идей белорусского национального возрождения до теорий имперского единства и западнорусизма. Очевидно, в случае социальных волнений и политической нестабильности «динамовцев» как единую и потенциально опасную в своем единстве силу рассматривать проблематично. Но говорить однозначно не будет никто — инструментарий для провокаций и травли на национальной почве бесконечно разнообразен, как показал трагический опыт Украины.
Что касается футбольных фанатов, придерживающихся левых, антифашистских и антирасистских взглядов, они представлены футбольным клубом «Партизан» (ранее — «МТЗ-РИПО»).
Как ни странно, и адепты «Партизана» зачастую используют бело-красно-белый флаг, активно печатают символику, используя родной белорусский язык. Также присутствует антифашистская символика и ультралевые лозунги. Подобное странное на первый взгляд положение вещей при более вдумчивом анализе перестает казаться таковым — в антифашистских кругах использование символики, отсылающей к белорусской аутентичности и национальным идеям, носит потенциально антиавторитарный, антиимпериалистический характер, фокусирует внимание на общенародной инициативе, противостоянии власти и властным институтам в культурной сфере. Тем не менее большинство фанатов «Партизана» не идентифицируют себя с белорусской националистической оппозицией, а представляют собой монолитное антифашистское движение.
Фанаты «Партизана» не раз участвовали в драках с ФК «Динамо» и другими клубами. Эта своеобразная конкуренция носила как субкультурный, так и идеологический характер. Также фанаты участвовали в разных анархистских и антифашистских акциях. Даже несмотря на присутствующую в символике фанатов «Партизана» национальную тональность, основополагающие убеждения носят антифашистский и антирасистский характер, поэтому как составную часть мифического «Правого сектора Беларуси» «партизанов» представить можно разве что в целях провокации.
Помимо вышеназванных организаций, в Беларуси существует еще ряд футбольных клубов, их сторонники придерживаются идеологий разного формата — как правых, так и левых.
Но именно фанаты «Динамо» и «Партизана» наиболее полно репрезентируют фанатское движение в РБ.
Если смотреть на факты объективно — предпосылки «майдана» в Республике Беларусь есть, как и есть форсируемый СМИ ментальный раскол. Но первопричинами социального взрыва будут факторы, далекие от «политики улиц»: рост цен на продукты питания, топливо, недвижимость; неважные условия работы на предприятиях и состояние самих предприятий (работа на склад), невысокие зарплаты, коррупция и контрасты жизни чиновничьего аппарата и обычных граждан.
Как показала разворачивающаяся на наших глазах история, фанаты могут сыграть решающую роль в уже сложившейся критической ситуации, перенеся традицию «уличных боев» в политическую плоскость, и, не будем наивными, не собственными силами. Но маловероятно, что мифический «правый сектор» Беларуси способен стать катализатором социального взрыва.
Уместно вспомнить американского психоаналитика Эриха Фромма и его труд «Анатомия человеческой деструктивности», в которой исследователь пишет о социальных условиях и предпосылках злокачественной агрессии, которая присуща футбольным фанатам. Разрушительные страсти — это специфический ответ на экзистенциальные потребности человека. И если нет предпосылок для реализации потребности в любви, правде, нежности, свободе, то ответ человек будет искать в деструктивных началах.
Разрушительные страсти в человеке могут возобладать в тех социальных условиях, которые фрустрируют позитивные, творческие начала. Эксплуататорская и авторитарная система, по мнению Фромма, формирует необходимый для этого социальный характер.
Но тем не менее кем ему быть и как ему быть — личный выбор есть всегда.
Футбольных фанатов в Беларуси много, а «правого сектора» нет. И не будет, если белорусская общественность вовремя сумеет разглядеть крен прогнивших властных институтов и потенциальную опасность социального взрыва, а белорусские пассионарии в лице фанатов (и не только их) — осознать, насколько велика опасность потери контроля над собственной агрессией и «благими намерениями».