Риски превратились в реальность. Кризис опять возвращается в острую фазу. Нефть и российская валюта падают, и руководство Центрального банка не обещает крепкого рубля на фоне дешевого сырья. Валюта, в которой граждан еще недавно призывали уверенно сберегать, может опуститься дальше. Но еще более серьезные последствия биржевого падения грозят экономике.
Паниковать – значит забывать о том, что кризис давно стал привычным явлением и ничего непредсказуемого не происходит. Обвал на торговых площадках является обыкновенным продолжением биржевого падения осени. Оно было заморожено, а с начала 2012 года произошел очередной рост на рынках. Для сохранения его результатов не было и не могло быть условий, поэтому мир весной увидел очередной повторяющийся обвал. Таких спадов за 2010-2011 годы было немало. Прогнозы Института глобализации и социальных движений (ИГСО) снова реализуются. Происходящий обвал был гарантирован: спекулятивный рост первых месяцев года вообще являлся чудом. Возникнуть ему помогла эмиссия европейской валюты в ответ на долговой кризис в ЕС.
При самом плохом сценарии рыночные потери курса РТС и ММВБ могут составить более 30% с марта до конца падения. Но это пока сценарий на будущее, а не на текущий момент. Рублю угрожает дальнейшее падение и в перспективе укрепление его может возобновиться не скоро. Евро и российская валюта падают вместе, но рубль падает быстрее, а экономике России грозит спад вслед за европейским «замедлением». Мировой экономический кризис никуда не уходил. Отсюда череда кризисов на фондовом и сырьевом рынках. Эти частные кризисы в последние годы лишь выражали сохранение общего кризиса и пределы возможностей монетарного регулирования.
Ведущие сырьевые компании, включая «Газпром», могут понести немалые потери. За биржевым снижением стоит ослабление спроса, отмечаемое с осени. Материальная база нынешнего биржевого кризиса серьезна, особенно в еврозоне. Перегрета экономика Китая. Спад наверняка потянет вниз ценные бумаги банков, включая ведущие. Они за 2010-2011 годы нарастили кредитование строительства и потребителей.
Уже в феврале потребители, особенно в Европе, перестали выдерживать рост цен на бензин. В Греции за три первых месяца этого года потребление обвалилось на 20% по сравнению с тем же периодом 2011 года. Не лучше ситуация в других странах. Если финансовые корпорации Запада не получат быстро помощи для очередного спасения, после очередного ими же спровоцированного проседания рынков, то спад может развернуться значительный. Для нефти марки Brent 80 долларов за баррель, это вероятное, но не обязательное, «дно» при запущенном положении. В начале июня она уже упала до 96 долларов.
Рубль должен был пойти вниз – это говорилось неоднократно, и не только экспертами ИГСО. Есть риск, что доллар будет стоить к июлю 37 рублей. Пока республиканцы выкручивают руки Обаме, усиление доллара будет происходить и к евро, по-прежнему плохой валюте для сбережения. Дешёвая российская валюта выгодна компаниям-экспортерам, поскольку означает уменьшение цены рабочей силы. Для внутреннего рынка России это чрезвычайно неудобная ситуация. Но вся национальная валютная система выстроена в интересах сырьевых корпораций. Во имя них Россия вошла в ВТО, открывая свой рынок.
В прогнозировании текущей ситуации вариантов быть не могло. Качественное прогнозирование должно иметь один ключевой сценарий и отклонения. Падение рискует затянуться еще на два месяца с короткими перерывами, после чего – в результате усилий властей ЕС и США – наступит, вероятно, продолжительный застой. Он, скорее всего, продлится до осени либо до зимы. После этого возможно два варианта: новый спекулятивный подъем нескольких месяцев и новый более глубокий обвал. Для подъема необходимы крупные вливания в финансовый сектор и сохранение высоких темпов роста экономики Китая. Нельзя забывать, что в 2011 году обвал последовал за летней паузой. А вот в 2010 году спекулятивный бум возродился осенью. Все это говорит о том, что с того времени ситуация в глобальной экономике ухудшилась.
Текущий обвал преждевременно трактовать как завершение эпохи «стабильного кризиса». Федеральный резерв и Европейский центральный банк сохраняют эмиссионный ресурс для временной стабилизации и нового роста рынков, по крайней мере, продолжительностью 2-4 месяца. Неолиберальные политические круги все более теряют контроль над кризисом, но еще не утратили его совсем. Выход глобального кризиса полностью из под их контроля должен быть связан с крахом государственных финансов в США и ЕС. Частичный невосполнимый «прорыв плотины» может случиться и из-за аналогичного фиаско Китая. Падение в экономике Поднебесной может резко осложнить положение.
Россиянам необходимо подготовиться к тому, что в условиях нового обострения ситуации на мировом рынке власти откажутся от многих социальных популистских проектов. Потребность в поддержке банков и промышленных корпораций возрастает. Если нефть застрянет на низких показателях, отток капиталов из России усилится, а безработица будет расти. Бегство капиталов из отечественной экономики продолжается уже много месяцев, что говорит о «подготовленности» ухудшения внутренними факторами. Заявления чиновников о росте – блеф.
Медведевский кризисный застой закончен. Не модернизированную, не пережившую диверсификации, еще более сырьевую и консервативную, чем прежде, экономику России будет штормить. И если даже позиции ведущих коммерческих институтов в текущем году останутся прочными, то россиянам нужно ожидать «европейского сценария».