![Против власти и оппозиции. 3238.jpeg](/wp-content/uploads/2022/09/6543259079e3e06140a65edc6ad09e02.jpeg)
Ректор Киево-Могилянской академии Сергей Квит, известный популяризатор творчества украинского ультраправого теоретика Донцова, запретил выставку «Украинское тело», публично назвав «говном» выставленную там экспозицию. Сразу после этого ученый совет киевского вуза единодушным решением закрыл Центр визуальной культуры при НаУКМА, где экспонировались неугодные академическому начальству работы. Это случилось еще в феврале – но, несмотря на протесты студентов, которым противостояли горячо поддержавшие решение Квита нацисты, несмотря на публичные обещания самого ректора, несмотря на международную кампанию солидарности с ЦВК, к которой присоединились Александр Квасьневский и Славой Жижек, Центр визуальной культуры до сих пор не возобновил свою деятельность.
Очевидно, что это принципиальная позиция Сергея Квита, бывшего активиста националистических организаций – который не только позволял проводить в стенах академии мероприятия украинских правых, но и освящал их своим личным участием.
Этот громкий скандал органично наложился на истерию вокруг молодого немецкого историка Гжегожа Россолинского-Либе, который намеревался дать серию лекций о Степане Бандере – главном идоле в пантеоне украинских шовинистических божков, чей культ активно внедряется в общественное сознание Украины. В результате кампании давления и угроз, организованной при участии Всеукраинского Объединения «Свобода», были сорваны все четыре выступления историка, запланированные в Киеве и Днепропетровске – включая лекцию в НаУКМА.Россолинский-Либе смог выступить только на территории немецкого посольства, под аккомпанемент лозунгов пикетировавших его националистов. Причем, на квартиру, где остановился историк, накануне звонили с угрозами неизвестные.
Сразу после этого депутаты партии Тягнибока, которая контролирует местные советы в трех западноукраинских областях, при поддержке однопартийцев Юлии Тимошенко, учредили премию в области «державотворення» имени Степана Бандеры – «за весомый вклад в развитие Украинского государства, судьбоносные общественно-политические решения и научно-теоретические наработки в области государствообразования».
Сумма премии составит 20 тысяч бюджетных гривень. Львовские власти намерены торжественно вручать ее 30 июня – в тот день, когда украинские части в составе вермахта вошли во Львов в 1941 году, устроив там еврейский погром – о котором, собственно, и напомнил украинской аудитории Гжегож Россолинский-Либе – а соратник Бандеры Ярослав Стецько зачитал акт о «возобновлении украинской государственности», со здравницами в адрес «великого фюрера германской нации».
А после 8 марта – синхронно с началом клерикальной травли участниц акции «Pussy Riot» – предстоятели Украинской греко-католической и Украинской римо-католической церкви призвали депутатов Верховной Рады законодательно запретить в Украине аборты. И уже через несколько дней Андрей Шкиль, бездетный депутат-националист от Блока Юлии Тимошенко, внес в парламент соответствующий законопроект – даже не скрывая, что его вдохновил на это призыв церковников.
Депутат требует карать за аборты штрафами и тюремным сроком для медицинских работников. – пишет Иван Зеленский. А два других депутата от БЮТ тут же зарегистрировали проект закона, предусматривающий штраф за употребление алкоголя для беременных и несовершеннолетних.
![Против власти и оппозиции. 3239.jpeg3240.jpeg](/wp-content/uploads/2022/09/9c374adfecbc3beada750295c5582dc7.jpeg)
Все эти акты шовинистической пропаганды, цензуры, запретов, давления и угроз были осуществлены силами, представляющими лагерь украинской оппозиции. Политики и чиновники, которые отметились в этих скандалах, гордо именуют себя демократами и «борцами с оккупационным антиукраинским режимом». Депутаты от «Свободы» и Блока Юлии Тимошенко входят в аморфную коалицию под громким названием «Комитет сопротивления диктатуре» – хотя очевидно, что с такими «борцами против диктатуры» Украине не надо никакого тоталитарного режима. Даже оставаясь в статусе оппозиции, эти деятели проводят в жизнь свою реакционную репрессивную политику, при пассивном равнодушии правящей Партии Регионов – которая не только не препятствует растущей активности правых, но даже рассчитывает заработать на ней политические дивиденды. Ведь, невзирая на растущую непопулярность властей, многие избиратели вполне могут посчитать партию Януковича «меньшим злом», в сравнении с блоком Тимошенко или партией Тягнибока.
Украинская политическая оппозиция всегда являлась обратной стороной властной медали. Это одна из голов двуликого Януса правящего класса, персонализированного в тандемах Ющенко-Януковича или Януковича-Тимошенко. Украина – не Россия, и украинская оппозиция – это всегда власть: власть в прошлом, будущем, а зачастую – и в настоящем. Сменяя друг друга, «оранжевые» и «голубые» политики, по существу, проводили одну и ту же антисоциальную политику неолиберального толка (иногда даже сообща – когда президент Ющенко управлял страной вместе с премьером Януковичем), прикрывая этот курс патриотической риторикой, сдобренной лозунгами социального популизма.
Эта тенденция в целом сохраняется и сегодня. Партия Регионов, которая представляет собой бизнес-проект, и никогда не имела четкой идеологической платформы, вступила в своеобразный симбиоз с правой оппозицией, которая только уравновешивает своими действиями власть, помогая ей поддерживать свой съезжающий к низу рейтинг. Ведь миф о «пророссийской ориентации» Виктора Януковича одинаковым образом мобилизует его сторонников и противников – как бы разительно не отличался этот миф от реалий внешней и внутренней политики украинского президента, не более «пророссийской», чем во времена Ющенко или Тимошенко.
– писали мы об этом на Рабкор.ру два года назад, после избрания нового президента.
Протаскивая через парламент пакет антисоциальных реформ, «регионалы» более не смогут сделать главную ставку на обещания «социальной стабильности» для своих избирателей. И потому они будут особенно нуждаться в правых спарринг-партнерах, заостряя внимание общества на «гуманитарных» вопросах.
В свою очередь, правая оппозиция настолько неплохо устроилась в условиях «антиукраинской диктатуры» Януковича, что имеет сейчас все возможности для своей политической пропаганды, и даже преследует своих идеологических оппонентов. Причем, как показал опыт недавних скандалов, это происходит не только в Западной Украине, где «Свобода» давно представляет собой местную власть – контролируя ресурсы областных бюджетов, и объясняя все социально-экономические проблемы региона происками «регионалов». В Украине часто говорят, что власть использует украинских правых. Однако правая угроза отнюдь не становится от этого меньше – поскольку представители «Свободы», в свою очередь, также с успехом используют власть, и уже превратились из маргиналов в достаточно влиятельный субъект украинской национальной политики, гарантировав себе места в будущем составе Верховной Рады.
![Против власти и оппозиции. 3239.jpeg](/wp-content/uploads/2022/09/3d0a6ea7434b0ea77a0037fef26835c0.jpeg)
Этому особенно способствует общественная гегемония правой идеологии. Скандалы вокруг закрытого Центра визуальной культуры и сорванных лекций Россолинского-Либе засвидетельствовали, что правые идеи по прежнему доминируют в среде украинской интеллигенции – которая азартно подключилась к травле «посягнувшего на Бандеру» историка, и дружно ставила подписи под верноподданными петициями в защиту «демократа» Квита. Украинские публицисты национал-либерального толка хором пытались поставить под сомнение компетентность «заезжего немца» – невзирая на то, что вся современная версия украинской истории представляет собой грубо состряпанный в угоду политической конъюнктуре миф, в создании которого поучаствовали даже сотрудники Службы безопасности Украины. А преподаватели из НаУКМА, мотивируя свой отказ от лекции Россолинского-Либе, умудрились поставить под сомнение актуальность самого термина «фашизм», попытавшись свести его к «итальянской специфике» режима Муссолини.
Эта органичная толерантность к правой идеологии и столь же органическое неприятие критики украинского национализма, характерное для «оппозиционной режиму» интеллигенции, является одним из важнейших факторов растущего политического влияния правых. Инициатива запрета абортов, и борьба с «порнографией» в ЦВК – первые ласточки грядущих крестовых походов «в защиту традиционных национальных ценностей, духовности и морали». Можно не сомневаться, что в канун предстоящих выборов власть и оппозиция будут соревноваться друг с другом в лозунгах консервативного популизма, попутно спекулируя на культурно-исторических противоречиях, которые разделяют украинское общество. И никакая «третья сила» не помешает конкурентной борьбе этих сил, одинаково враждебных народному большинству.
Несмотря на социальный кризис, породивший естественный спрос на левый ответ политике «реформ», в Украине до сих пор не возникла сколько-нибудь влиятельная левая политическая сила, способная бросить вызов переплетенному между собою клубку провластных и оппозиционных политиканов. «Новые левые» остались прозябать в прежнем статусе маргиналов, и монополия на социальные лозунги в массовом общественном сознании разделена между «Свободой» и консервативной, подконтрольной Януковичу КПУ – которые будут по-своему использовать их в выборной кампании на Западе и Востоке страны.
А оставшимся без ЦВК левым не раз придется вспомнить слова клерикала Шарля де Монталамбера: «хоть вы и не занимаетесь политикой, политика все же занимается вами» – осознавая беспощадную правоту этой банальной фразы.