В день инаугурации Виктора Януковича Европейский парламент символично проголосовал резолюцию по ситуации в Украине. Помимо прочего, депутаты жестко высказались в ней относительно указа Виктора Ющенко, наградившего Степана Бандеру званием Героя Украины: «Глубоко сожалея относительно решения уходящего президента Украины Виктора Ющенко о посмертном присвоении Степану Бандере, лидеру Организации Украинских Националистов, которая сотрудничала с нацистской Германией, звания “Национальный Герой Украины”; надеемся, в связи с этим, на то, что новое украинское руководство пересмотрит такие решения и сохранит свою приверженность европейским ценностям».
А неделей раньше один из лидеров националистической партии «Свобода» Ирина Фарион, член львовского облсовета и доцент кафедры украинского языка в местном вузе, пришла в один из детских садов Львова в сопровождении тележурналистов. И начала обяснять детям, как им надо называть себя по-украински, раздавая красочную таблицу с «правильными» и «неправильными» детскими именами. Путая русские и украинские слова, Ирина Фарион рассказывала, что ребенку с именем Алена надо паковать чемоданы и отправляться «в Московию». И объяснила девочке Лизе, что ее имя происходит от глагола «лизать».
Однако специалист «по вопросам языкознания» почему-то не сообщила, что диалектное гуцульское слово «фарион» переводится в словаре Гринченко как «интриган» или «врун». А собственное имя львовской националистки, строго говоря, должно звучать по-украински «Ярина». Инцидент в детском саде вызвал всеукраинский скандал, и тогда выяснилось, что активисты партии Тягнибока разнесли свои шовинистические таблицы во все дошкольные учреждения города. А когда директор образцового украинского садика отказалась взять их для своих детей, депутат городского совета Грында потребовал ее уволить.
Эти два события вызвали растерянность среди значительного числа националистически настроенных украинцев, для которых «европейский» курс Украины до известной степени отождествлялся со становлением официозного культа Бандеры и Организации украинских националистов. А скандальное видео с Фарион проиллюстрировало, как сильно диссонирует с «демократическими» и «европейскими» ценностями практика современного украинского национализма. Ведь партия «Свобода», которая почти наверняка попадет в состав Верховной Рады следующего созыва, естественно, считает себя наследницей политических традиций бандеровцев, боровшихся с «москалями, немцами, жидвой и другой нечистью», — как публично заявил некогда Олег Тягнибок.
Идеологи реставрации украинского капитализма изначально позиционировали себя в качестве «нацонал-демократов» — хотя два слова в этом определении по сути вступают в между собой в принципиальное противоречие. Украинских демократов — сторонников либеральной экономики и политического национализма никогда не смущало, что «национал-демократическая» идеология ассоциируется в Европе с Австрийской партией свободы покойного Йорга Хайдера или Национал-демократической партией Германии — легальной политической структурой немецких нацистов. Декларируя приверженность пресловутому «европейскому выбору» в виде гарантий для демократических прав и свобод граждан, они одновременно выстраивали идеологию государственного национализма, в которой нуждалась молодая украинская буржуазия. Канонизация исторических деятелей антикоммунистического движения, в том числе нацистских коллаборационистов, являлась одной из составляющих частей этого процесса наряду с ограничением демократических прав русского языка. Национал-демократы по существу вели Украину в Европу именем того самого Бандеры, осужденного сегодня решением Европарламента — который до недавнего времени не видел в этом процессе ничего негативного.
Украинские националисты действительно имеют основания обижаться на подставивших их европейских спонсоров. В конце концов, европейские политики годами благосклонно смотрели на становление украинского государственного национализма, поддерживали грантами организации и фонды национал-патриотического толка и принимали антикоммунистические резолюции, вызывавшие аплодисменты украинских демократов. И они активно помогли привести к власти того самого Ющенко, чей указ вызвал сейчас «глубокое разочарование» евродепутатов. Европа в известном смысле разделяет ответственность за рост правых настроений в Украине — где на днях отгремел скандальный концерт нацистских групп из Германии и России. Причем уже в марте во Львове пройдет аналогичный «Фестиваль европейского белого сопротивления», где, в частности, выступит российская нацистская группа «Коловрат». Да и в самом ЕС, как справедливо указывают украинские патриоты, состоят страны вроде Латвии, Эстонии или Хорватии, где культ нацистских коллаборационистов был лишь формально прикрыт государством ради вступления в евроструктуры. Наконец, опешившие от резолюции националисты вдруг вспомнили и о том, что, собственно, представляет собой европейская демократия. В том числе применительно к Украине — начиная от полицейских притеснений армии украинских гастарбайтеров, и заканчивая унизительной процедурой получения шенгенских виз.
Всё это верно — но все это никак не оправдывает украинский национализм и его канонизированных героев. Точно так же, как репрессивная шовинистическая политика режима «пилсудчков» не оправдывает последовавшую затем «волынскую резню» поляков. Фрагмент с осуждением ОУН и и Бандеры был подготовлен консервативными польскими депутатами — поскольку общественное мнение Польши болезненно восприняло героизацию лидеров ОУН, которая несет ответственность за массовое уничтожение своих соотечественников. И здесь возразить по существу можно было лишь в том смысле, что люди из бандеровской фракции ОУН повинны также в гибели множества этнических украинцев.
«Было решено ликвидировать всех коммунистов, сотрудничавших с немцами лиц, представителей других украинских политических группировок, которые отрицали руководящую роль ОУН(б), христиан-пацифистов, которые не признавали вооруженной борьбы. К категории нежелательных элементов можно было смело отнести всех поляков. Было очевидно, что единственное, на что могла рассчитывать с их стороны УПА — это враждебный нейтралитет. Поэтому было решено их устранить (читай: ликвидировать). Пример гибели жидов показывал, что, по крайней мере, в масштабе Волыни такое решение возможно. Больше того, в отрядах бандеровской УПА оказались полицейские, которые принимали участие в ликвидации жидов, то есть те, кто имел опыт проведения этнической чистки», — исчерпывающе пишет об этом историк Гжегож Мотика в современном и очень патриотическом львовском журнале «Ї».
Реакция на резолюцию Европарламента была крайне болезненной. Украинские патриоты даже обвинили Евросоюз во вмешательстве во внутренние дела Украины — хотя на здании украинского МИД до сих пор висит огромный флаг ЕС, холуйски повешенный туда по указанию Ющенко под аплодисменты его сторонников. «Среди ведущих политиков Евросоюза были и остаются множество идейных наследников коммунизма или его современных симпатиков», — на полном серьезе заявил глава «исторического» подразделения Службы безопасности Украины Владимир Вятрович, который, по-видимому, разоблачил коммунистов в Саркози, Меркель, Качиньском и Берлускони. «Большинство «непольских» депутатов представляют левые политические партии Европы, а потому вместе с левыми Украины поддерживают позицию России, направленную на дискредитацию украинских духовных, культурных, исторических и политических ценностей», — утверждает идеолог «Свободы» Богдан Червак. Однако в списке поддержавших резолюцию депутатов можно видеть представителей немецкого Христианско-демократичного союза или Консервативной партии Великобритании.
Резолюция ЕС очевидно не была инспирирована российской стороной. Европа сама открыто выказывает заинтересованность в деловых отношениях с новым президентом Януковичем, который уже успел демонстративно отвергнуть озвученное Медведевым предложение вступить в таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. И, минуя Москву, отметился визитом в Брюссель. Резолюция дает понять, что от него ждут пересмотра внешней политики — от националистических деклараций Ющенко, откровенно малоинтересных большинству европейцев, в пользу активного обеспечения экономических интересов своего сюзерена-Евросоюза. Его элиты видят в Украине важное звено в газотранспортной системе, а также емкий рынок сбыта и резервуар рабочей силы на периферии своей империи.
Янукович принял это сигнал — тем более что отмена и без того формально незаконного указа Ющенко поможет ему смягчить недовольство электората на фоне дальнейшего углубления кризиса. Однако при необходимости он с готовностью обменяет «исторические» вопросы на парламентскую поддержку бывшей фракции Ющенко, голоса которой уже обеспечили ему устранение Тимошенко с поста премьера. Ведь он уже однажды проделал это в бытность премьер-министром при прошлом украинском президенте. Больше того: демонстрируя дружеские отношения с Кремлем, Янукович будет жестко отстаивать перед ним экономические интересы украинских олигархов – заодно добиваясь снижения цен на газ. И в этом – главном – смысле, он отнюдь не будет «пророссийским» президентом. Русские национал-патриоты, голосовавшие заЯнуковича с мечтами об «интеграции» с путинской РФ, рискуют в очередной раз остаться в дураках — точно так же, как сторонники Тимошенко, которая пытается мобилизовать сейчас против своего врага чахлые силы «патриотической оппозиции».
Можно не сомневаться, что профессиональные гуманитарные националисты, построившие карьеру на пиаре Бандеры, отлично впишутся в информационные и государственные структуры эпохи Виктора Януковича. Однако резолюция Евросоюза сыграла роль камня, разбрызгавшего стоячую лужу украинского патриотизма. Обществу придется осмыслить тот факт, что канонизированный в Украине Бандера по совместительству — главный герой в пантеоне уличных нацистов. А героизация вождей ОУН отнюдь не является необходимым и достаточным условием для демократического развития Украины — а, наоборот, плодит поколение малообразованных фатантиков, готовых покончить здесь с любой демократией. Резолюция Европарламента ясно обозначила стоящий перед украинскими либералами выбор: Европа или Бандера? Демократия или Фарион?