Уходящий год завершается под знаком глобального экономического кризиса. Накануне нового года одни политики и эксперты радостно потирают руки, заявляя, что экономика их страны уже поднялась «со дна» и начался ее уверенный рост. Другие же, покачивая головой, пожимают плечами, горестно замечая, что света в конце тоннеля еще пока не видно, а впереди маячат тяжелые времена и испытания.
Кто же из них прав?
Обратимся к последним сообщениям СМИ.
- Стратег Merril Lynch по рынкам Европы, Ближнего Востока и Африки Билл О`Нил считает, что в 2010 году возможен второй раунд рецессии, «кровавая баня» на рынках облигаций и гиперинфляция. По его мнению, этот сценарий может реализоваться, если госстимулы не разгонят спрос, а правительства будут слишком медленно поднимать ставки. О`Нил отмечает: «Опасения гиперинфляции могут привести к сбросу облигаций и обвалу цен на бумаги».
- Известный финансовый спекулянт Джордж Сорос, выступая с лекцией на своей родине в Будапеште в Центрально-Европейском университете, заявил о возможности «кровопускания в скором времени на рынке коммерческой недвижимости и на рынке так называемых выкупов долговым финансированием». Кроме того, Джордж Сорос предсказал, что в два раза более мощная рецессия может произойти в 2010 или 2011 году.
- Агентство Bloomberg опубликовало подсчеты, согласно которым кредиторы по всему миру с середины 2007 года списали 1,66 триллиона «плохих кредитов». А аналитики ФГ «Калита Финанс» подсчитали, что общее падение стоимости активов на мировых фондовых рынках превысило 10 триллионов долларов.
- Moody´s Investors Service ожидает, что уровень дефолтов в четвертом квартале 2009 года вырастет до 12,5 % (в третьем квартале – 12 %) против 2,8 % в 2008 году, то есть более чем в четыре раза.
- Николай Кащеев из Сбербанка России: «Накоплены большие суверенные долги, увеличиваются торговые дефициты, а стимулирующие меры решают поверхностные проблемы и не создают механизма роста, который способен работать без госвливаний».
- Министр финансов России Алексей Кудрин, подводя итоги 2009 года, заявил, что масштаб нынешнего кризиса беспрецедентен, что правительство не ожидало такого падения экономики. «В 2010 году мир будет жить хуже, чем до кризиса, – отметил министр финансов, – Риски остаются. До сих пор не сдулись финансовые пузыри, не стабилизировалась ситуация на рынке недвижимости, не восстановился спрос». Одним из самых серьезных рисков Алексей Кудрин считает отток капитала. Как только начнут расти ставки рефинансирования в США и в Европе, развивающиеся рынки, в том числе Россия, потеряют часть капиталов, которые пришли в страну. Эти деньги переместятся на рынки, где будут подниматься ставки и где больше надежности. «Мы пока, – отмечает Алексей Кудрин, – остаемся слабым звеном по участию капитала».
- По данным Росстата, в 2009 году в России 61,1 % людей трудоспособного возраста относились к категории бедных (статистика к этой категории относит тех, кто получает низкие доходы и не в состоянии прокормить себя и свою семью).
- Как сообщил Центральный банк России на 1 октября 2009 года в той или иной степени просрочено 56,5 % кредитов на сумму 2 триллиона рублей. На фоне сжатия потребительского спроса продолжает увеличиваться доля «плохих долгов». С начала года их стало больше на 582 миллиарда рублей, или в 2,4 раза. Как считает , в 2009–2011 годах объем проблемных кредитов может достичь 40 % совокупных активов российских банков.
- Как сообщил руководитель Российского союза строителей Владимир Яковлев, в стране приостановлена реализация трети проектов по строительству жилья.
- Покойный Егор Гайдар в своем последнем интервью заявил, что падение инвестиций в 2009 году составит 20 %, а безработица в стране будет расти и в 2010 году.
- Прошедший ноябрь стал самым страшным для продавцов автомобилей в России за все последние годы, передает ИА «Автостат». Всего было продано 105 302 машины, что почти на 10 % меньше, чем в октябре, и на 14,5 % хуже среднемесячного показателя по результатам продаж в январе-октябре 2009 года. А падение по сравнению с прошлым годом составляет 46 % (и это учитывая, что в ноябре 2008 года уже бушевал экономический кризис).
Однако в информационном потоке о кризисных явлениях нет-нет, да и мелькнут оптимистические сообщения, в которых общественность заверяют, что кризис уже миновал или вот-вот завершится, а на горизонте уже сверкают многоцветными огнями радужные картины процветающей экономики, обновленной очистительным ураганом кризиса.
Так, к примеру, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на последней сессии АТЭС в Сингапуре, уверенно заявил, что «… на данный момент мы стабилизировали ситуацию, безработица перестала расти». Его нисколько не смутил тот факт, что ВВП Российской Федерации в третьем квартале сократился на 8,9 %; это самый низкий показатель среди стран БРИК и G8. В Китае прирост составил 7,7 %, в Индии – 6,1 %. Среди стран же «восьмерки» на втором месте по темпу падения стоит Великобритания (5,2 %), на третьем месте – Германия (4,8 %), затем идут Италия (4,6%) и Япония (4,5%).
Но сладкие речи политиков убеждают далеко не всех. Так, оценивая ситуацию в банковском секторе России, директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев заявил, ссылаясь на отчет Центрального банка, что «данные являются свидетельством того, что,».
Анализируя сложившуюся к концу 2009 года ситуацию, я хотел бы вновь подчеркнуть мысль, которую совсем недавно высказывал: экономический кризис – это очень сложное явление, которое невозможно оценивать только по одному какому-либо макроэкономическому показателю, например, темпу роста (падения) ВВП. Нужен комплексный, системный анализ, учитывающий многие факторы, в том числе процессы, протекающие в социальной сфере (уровень потребительского спроса и сбережений, масштабы безработицы, дифференциацию семей по уровню получаемых доходов и т.д.). Образно говоря, армии, которая рвется вперед, оторвавшись от своих источников снабжения, тылов и поддержки соседей, с большой степенью вероятности грозит окружение и даже полное уничтожение. Если же говорить об экономике отдельных стран, то в результате действия стихийных сил рынка и авантюристической экономической политики вполне возможен дефолт – что мы сегодня и наблюдаем в ряде стран Европейского Союза, например, в Греции и Латвии, где накопился огромный государственный долг.
Рассмотрим положение дел в экономике США – пока все еще самой мощной державы мира, породившей настоящий кризис. Этот кризис убедительно показал, что геополитическое положение Америки, которая на протяжении нескольких десятилетий доминировала в мирохозяйстве, ныне претерпевает существенные изменения. Америке уже не под силу служить мотором роста мировой экономики. Это недавно подтвердил и главный экономический советник президента США Лоуренс Саммерс. Роль локомотива глобальной экономики все в большей мере выполняет Китай, обладающий не только огромным положительным сальдо платежного и внешнеторгового баланса, значительными золотовалютными резервами, но и емким внутренним рынком, потенциал которого неуклонно растет.
Для спасения экономики страны правительство США выделило в общей сложности 5 триллионов долларов на непосредственные денежные инвестиции, займы, страховки и другие формы государственной поддержки корпораций. Причем к концу 2010 года эта сумма может удвоиться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что администрация Соединенных Штатов все больше и больше влезает в долги.
По-прежнему хроническими болезнями США являются не только различные дефициты (государственного бюджета, торгового и платежного балансов), растущая сумма внешней консолидированной задолженности, кризис в сфере медицинского страхования, но и положение дел в секторе недвижимости, в частности, в жилищной ипотеке, а также сохраняющийся чрезвычайно высокий уровень безработицы, колеблющийся вокруг отметки в 10 % (самый высокий со времени Второй мировой войны), что не может не оказывать негативного влияния на внутренний рынок страны.
Американский рынок ипотечного кредитования, с которого в 2007 году и начался нынешний кризис, для большинства экспертов служит одним из основных индикаторов восстановления экономического роста. Самые последние данные об объеме просроченных платежей по ипотечным кредитам, опубликованные ассоциацией Mortgage Banking Association, говорят о том, что после некоторого замедления во втором квартале 2009 года рост показателя вновь ускорился. Увеличение составило 40 пунктов, и общий уровень просрочки в сегменте ипотеки составляет 9,64 %.
Что касается внешней торговли, то США не в состоянии импортировать товары на докризисном уровне. Никак не удается преодолеть тенденцию падения инвестиций в нежилые объекты недвижимости (в третьем квартале снижение составило 15,1 %), а также сокращения потребительского спроса на внутреннем рынке.
Одним словом, несмотря на оптимистические заявления Барака Обамы, положение в экономике США остается неустойчивым, и пока нет веских оснований утверждать, что страна выбралась из кризиса. Более того, Алан Мелтцер, профессор политической экономии Университета Карнеги, прямо заявил, что Америку ожидает новый кризис и нынешняя политика США может закончиться крушением доллара. Ему вторит и Брэдфорд Делонг, профессор Калифорнийского университета. Он считает, что из-за внутриполитических противоречий администрация будет бессильна перед новым экономическим шоком, вероятность которого вполне реальна и предсказуема.
О неустойчивости мировой экономики свидетельствуют и постоянно возникающие всплески панического настроения на фондовых рынках мира (например, в связи с информацией о неплатежеспособности государственного холдинга Dubai World). Различные «пузыри» продолжают возникать и сдуваться то в одном, то в другом месте. Во многих странах сохраняется высокий уровень инфляции. Цены на нефть и продовольствие сохраняют свою высокую волатильность. Сохранение сверхнизких процентных ставок со стороны ведущих центробанков мира наводнило финансовую систему огромным объемом ликвидности, которая теперь рыскает на рынках в поисках большей доходности, ориентируясь на спекулятивные сделки и не желая перетекать в реальный сектор глобальной экономики. Никуда не исчезли и глобальные диспропорции, в частности, между развитыми странами и «периферией». Стратег Morgan Stanley Грэм Сэкер, прогнозируя ситуацию с банковскими инвестициями в 2010 году, называет ее «мрачной». А глава стратегического подразделения Saxo Bank Дэвид Карсбол охарактеризовал возможный рост «фальшивым», необоснованным. «Надеюсь, – заявил он, – что он не заманит инвесторов в ловушку, так как мнимый подъем может привести к негативным последствиям в отдаленном будущем». Что касается банковского сектора России, то он не стремится наращивать кредитование экономики, так как риски достаточно высоки, особенно в обрабатывающих секторах экономики.
Словом, кризис продолжается. Человечество испытывает все возрастающие трудности. Конечно, речь идет не о тех, кто принадлежит к состоятельным слоям населения (хотя многие из них также несут ощутимые потери, как об этом пишет журнал Forbes), а о беднейшей части населения планеты. Ежедневно растет число безработных, особенно среди молодежи, только что вступающей в жизнь. По данным Международной организации труда (МОТ), озвученным его генеральным директором Хуаном Сомавия, сегодня в мире насчитывается около 200 миллионов безработных. Их численность за последние 10 лет возросла на 25 %. Не принижая значения МОТ – этой одной из старейших международных организаций – хотел бы заметить, что намерение ее генерального директора обратиться к Форуму в Давосе с новым планом преодоления кризиса занятости (Глобальным пактом о рабочих местах) заведомо обречено на провал. До тех пор, пока существует капитализм, будет существовать и резервная армия труда. И никакие мольбы, обращенные к акулам международного бизнеса и главам правительств, которые из всех сил стараются им услужить, не отменят действие закона всеобщего капиталистического накопления, открытого Марксом. Капитализм не в состоянии функционировать без безработицы. В целях самосохранения государства, возглавляемые социал-демократами, могут несколько сократить уровень безработицы, чтобы сбить накал страстей и социальной напряженности, но обеспечить право на труд и достойное существование людей они не в состоянии.
Каждая общественная система покоится на определенных базовых принципах. Капиталистическая система не может по определению своему быть нравственной, как об этом говорит президент Франции Николя Саркози. В этом обществе, не как в канувшем в Лету Советском Союзе, каждый борется только за себя, стремясь утопить ближнего. По образному выражению Михаила Веллера, «шизеешь … от агрессивной ауры толпы, где каждый собран за себя постоять». Люди озабочены только тем, чтобы любыми способами делать деньги. Добывать же их можно или своим горбом, если у тебя нет капитала, нанимаясь к владельцу средств производства, или же путем эксплуатации наемных работников, то есть путем неприкрытого и беспощадного экономического грабежа, как бы по-научному и красиво этот процесс не именовался в учебниках «Экономикс». И сегодня в чести два основных метода делания наиболее возможной прибыли на вложенный в «дело» капитал. Первый – найти на планете такую страну, где тебя ждет самая дешевая и безропотная рабочая сила, переведя туда свой бизнес и прекратив производство товара у себя на родине, умножая тем самым ряды безработных, несмотря на протесты профсоюзов. И второй – это спекуляция, изобретающая все новые и новые формы мошенничества. И никакие молитвы проповедников высокой морали, к какой бы религии они ни принадлежали, не в состоянии отменить эти правила игры на мировых рынках капитала, рабочей силы, товаров и услуг.
Неизбежным следствием такой системы является и современный экономический кризис. Пока еще в мире хватает горючего материала, и пожар кризиса продолжает бушевать. То тут, то там он вспыхивает с новой силой. То в Дубае, то в Греции, то в Литве…
Ткань капитализма соткана не из прочных нитей Ариадны, которые помогли Тесею выбраться из лабиринта на Крите, где обитал чудовищный Минотавр. Эта ткань уже вся прогнила и во время кризиса нити, из которых История ее соткала, рвутся одна за другой, ежедневно множа число дефолтов, банкротств, безработных, нищих и голодных.