Почему нам интересно интерактивное искусство?
В последнее время все большую популярность приобретают выставки, на которых вместо реальных картин представлены их цифровые проекции на плоскости выставочных помещений. Создатели чаще всего называют эти выставки «интерактивными». Так в Москве летом проходила выставка «От Моне до Сезанна», а весной — «Великие Модернисты». Однако они по степени своей «интерактивности» относятся скорее к визуальному искусству и не подразумевают реального взаимодействия с выставочными объектами, как это происходит в случае традиционных выставок. Тем не менее, несмотря на отсутствие реальной интерактивности и негативное отношение к таким площадкам профессиональных художников и кураторов, они привлекают большое количество посетителей, зачастую предпочитающих представленные там виртуальные копии подлинникам, которые можно увидеть в местных музеях и галереях.
По своей природе данные выставки близки к 3D-искусству — картинам на плоскости, которые создают эффект трехмерного изображения. Принцип работы в этих двух случаях практически полностью совпадает. И те и другие призваны переосмыслить художественное пространство так, чтобы на уровне восприятия включить в него зрителя, поместить внутрь картин, сделав его их непосредственным участником.
Зритель становится не созерцателем искусства, а созерцателем себя внутри искусства.
Такой уровень взаимоотношений искусства со зрителем вытесняет первое на периферию, низводя его с положения самостоятельного, практически сакрального объекта до положения объекта фонового. Искусство в данном случае уходит на второй план и попадает в зависимое от зрителя положение. Подобные выставки апеллируют не к эстетическому чувству посетителя, а к эгоистическому и эмоциональному ощущению, поскольку позволяют играть с объектами искусства, вдобавок ставя себя в главенствующее положение в этой игре. Кроме того, происходит обращение к его социальной стороне, пытающейся создать некий образ, способ репрезентации, который он хотел бы транслировать через социальные сети. Не случайно как «интерактивные» так и 3D выставки во многом организованы так, чтобы было удобно фотографироваться с экспонатами.
Всевозможные «ожившие полотна» лишь отражают те процессы, которые происходят с искусством уже несколько десятилетий. В такое десакрализовнное положение оно было поставлено как технологическим развитием, так и самими кураторами. В нашу эпоху искусство становится доступным с помощью пары щелчков мыши. То, что изначально создавалось для особых священных мест вроде храмов или для удовлетворения вкусов представителей знати (не говоря о самих зданиях храмов и дворцов), теперь может быть легко сфотографировано, записано и помещено дома или в офисе, быть созерцаемо или услышано в любой удобный момент. Это приводит, согласно формулировке Вальтера Беньямина, к распаду ауры произведения, исчезновению «уникального ощущения дали». Искусство с позиции возвышенной нисходит до общедоступной, более демократичной.
Важным в этой истории становится то, что снятие барьера сакральности между искусством и зрителем приводит к снижению серьезности их взаимоотношений, вплоть до того, что эти отношения могут приобретать игровой характер.
Таким образом, любой зритель может включиться в игру, в которую до этого могли играть лишь избранные. Однако это вовсе не означает деградацию культуры, а лишь обнаруживает то, что культура, как это показывал в своих работах Йохан Хейзинга, теперь играется.
Понятие игры неразрывно связано с весельем и праздником, которые вместе с культурой представляют собой унифицирующие и объединяющие социальные факторы. Олимпийские игры в древности были периодом демилитаризации. На гладиаторских боях, в греческом театре, на средневековых турнирах присутствовало все общество от нищих до властителей. Это были пространства, в которых стирались общественные различия и конфликты между зрителями, делая их всех причастными к единой практике, основанной на несложных правилах, позволяющих всем членам группы принимать участие в процессе.
«Интерактивное искусство», то есть популярные сегодня мультимедийные выставки представляют собой такую же доступную каждому игру, позволяющую людям включиться в культурный процесс. Они могли бы быть полезны тем, кто хочет начать понимать искусство или увлечь им своих детей. Тем не менее, стоит отметить, что мультимедийные выставки, о которых здесь идет речь, способны в лучшем случае пробудить интерес посетителей к искусству благодаря своему увеселительному характеру. Однако сами по себе искусством они не являются и не могут полноценно вовлечь зрителя в культурный процесс. Помимо них существуют по-настоящему интерактивные выставки (чаще всего научные) вроде выставки в Московском планетарии или проходившей весной выставки «Трогательное искусство».
Материал подготовлен совместно с проектом «Музеинг».