5 сентября 2015 года в Центре дизайна ARTPLAY открылась сенсационная мультимедийная выставка «Микеланджело. Сотворение мира», в рамках которой знаменитые фрески Сикстинской капеллы — роспись потолка и «Страшный суд» — впервые ожили на гигантских экранах. Кроме того на выставке представлен обзор всех работ Микеланджело, а гости получают непосредственную возможность познакомиться с методами мастера и окунуться в атмосферу Возрождения.
Подготовило выставку ARTPLAY MEDIA — новое подразделение Центра дизайна ARTPLAY, которое занимается созданием проектов в жанре новых медиа, и «Микеланджело…» второй их проект — в феврале нынешнего года ARTPLAY MEDIA впервые представила публике суперуспешную выставку «Великие модернисты. Революция в искусстве». За время работы «Модернистов» посетили более 150 тысяч человек, выставка собрала множество восторженных отзывов и отправилась в турне по городам России, первым из которых стала Самара. Для того же, чтобы увидеть абсолютно все работы великого флорентийца, нужно объехать не один город мира (они хранятся во Флоренции, Париже, Нью-Йорке, Риме, Лондоне, Милане, Болонье, Брюгге). Тогда как у гостей выставки «Микеланджело. Сотворение мира» появилась уникальная возможность в одном месте увидеть основные творения Микеланджело в области архитектуры, живописи, скульптуры, чтобы получить полное представление о таланте титана Возрождения.
Необходимость и актуальность подобного проекта создатели объясняют просто: доступность.
Здесь и правда все про это: большая часть выставки посвящена росписи потолка Сикстинской капеллы, которую в реальности практически невозможно рассмотреть подробно. Виной тому и обилие туристов, и ограниченная пропускная возможность музеев Ватикана, и удаленность от российского зрителя. Поэтому, вероятно, на выставке фреска демонстрируется подробно и величаво, словно стоишь на строительных лесах рядом с художником и рассматриваешь его работу. К тому же, ARTPLAY MEDIA обладают собственной уникальной философией, которая заключается в сочетании современности и истории; цель ее — протянуть мостик между классическим искусством и современным человеком, его мультимедийным восприятием. Именно преследование этой цели яснее всего здесь угадывается.
Если вы придете на выставку, посвященную гению Возрождения, за сугубо информативной составляющей, то, вероятно, будете жестоко разочарованы. Не потому однако, что лекционно-информационная часть здесь отсутствует, а из-за крайне грамотного подхода организаторов к расставлению акцентов. Выставка условно и физически разделена на две зоны: аванзал и зал мультимедиа (читай: разум и эмоции) и полностью оправдывает вторую часть своего названия — «Сотворение мира». Потому что организаторы за час, затрачиваемый на осмотр обоих залов, творят то, на что Богу потребовалось семь дней: они ваяют мир. Разумеется, от того только, что материал для созидания был им услужливо предоставлен самим Микеланджело, но едва ли этот демиург претендовал на такую степень систематизации собственного творчества.
Систематизация, собственно, располагается в аванзале, который состоит из табличек, заметок, чертежей, энциклопедических вырезок: что такое Возрождение в общем, что такое микеланджеловская фреска, сколько скульптур оставил мастер для потомков, чем так примечательны фрески Сикстинской капеллы, — в общем, аванзал предназначен для того, чтобы доступно рассказать, наглядно показать, систематизировать и, по словам самих организаторов, сделать материал максимально дружелюбным и понятным для зрителя. При этом здесь важна, помимо зрительного постижения, возможность погрузиться в атмосферу, почувствовать присутствие самого мастера, приобщиться к его работе: для первого здесь существуют высокие леса, ведущие к фреске на потолке, имитирующей часть расписанного потолка Сикстинской капеллы, для второго — уголок творца, полки с инструментами, чертежи на стенах, наброски, а для последнего — огромный кусок мрамора у входа с Сыромятнеческого, на котором каждый желающий может опробовать собственное мастерство и почувствовать себя Микеланджело, творящим Давида, копия статуи которого в полный рост выставлена у противоположного входа с набережной.
Это такая своеобразна симметрия — один из главных критериев Возрождения. При этом первая часть выставки, хотя и отделена стеной от зала мультимедиа, существует в неразрывной с ним связи, предваряет его, готовит зрителя к последующим ощущениям: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Фреска Страшного суда висит напротив входа во второй зал, с подробным рассказом о создании, с заметками по композиции, потому что целиком в мультимедиа зале вы ее не увидите — стоит разобраться, что к чему, а потом уже идти проникаться. Потому что мир Бог создал с помощью слова — вот и тут сначала слова.
В свободном же пепельно-черном пространстве зала мультимедиа творится магия — там созидается нечто, куда более запутанное, чем разум. Под музыку Баха, Моцарта и Генделя перед зрителем проносятся все те ощущения, что, вероятно, испытывал сам художник в процессе творения, и трепет, который когда-то в начале современного культурного мира его произведения вселяли в свидетелей его работ. Здесь весь путь человечества — то, что Микеланджело Буонарроти запечатлел на потолке знаменитой капеллы, — от Сотворения до Страшного суда. «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы», — эта ветхозаветная строка о сотворении мира предваряет начало трансляции на большом экране, и тут же появляется свет внутри самого зала; он падает на три скульптуры рабов: «Юный раб», «Пробуждающийся раб», «Бородатый раб».
И пока Бог творит мир, можно увидеть, как Микеланджело творит Бога под внушительную «Stabat mater. Sancta mater»: мельчайшие мазки, трещинки, направление кисти.
«И стал человек душою живою», — после этих слов зрителю предоставляется возможность рассмотреть самую знаменитую часть фрески — «Сотворение Адама». Однако сюжет фрески на сотворением не ограничивается: после него идет грехопадение, — «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе…» — и сущность человечества в лице Ноя и его семьи — «И сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня» под трогательную Ave Maria. Здесь все внутренние элементы мира — звук, свет, ощущения — так гармонично переплетены, так сочетаются между собой, что сложно не признать эту внутреннюю реальность праздничной и грозной католической мессы.
Если в зале мультимедиа вам удастся избежать трепета и мурашек, то вы, должно быть, непробиваемы. После него как раз убеждаешься, что ARTPLAY со своей задуманной функцией творцов мира справляются на ура: отделяют, может, не зерна от плевел, но рациональную часть сознания от мистической составляющей, и мистическая, как положено философии Возрождения, немного превалирует над общей рациональностью и скептичностью. Да так точно и ненавязчиво, что на выставку захочется вернуться не раз: чтобы поподробнее рассмотреть фрески, или же для того, чтобы приобщиться к творчеству гения Возрождения — тут уж каждому свое.