На российскую столицу надвигается новая эпоха. Ее символ — велосипед. Он уже изменил многие европейские города, изменит и Москву. Однако как эти изменения повлияют на экономику города? Что говорит опыт других мегаполисов Европы? Символ чего в ЕС — велосипед?
Велосипед активно входит в моду в Москве. Велосипеды рекламируют и продают производители — это было всегда. Однако раньше ездить на них можно было лишь в особых местах, в скверах, на площадях (зонах, закрытых для автомобилей). Коммерческая реклама давала эффект в виде продаж, но возможности для использования товара были невелики. Автомобилисты ругались на редких велосипедистов и советовали им сидеть дома или обзаводиться «приличным транспортом».
Однако когда в дело вступили муниципальные власти, ситуация начала меняться.
Пробки в Москве достигли в последние годы настолько больших размеров и стали почти повсеместными, что из одного района города в другой пешком порой можно было попасть быстрее, чем на легковом автомобиле. Кстати, вместе с личными авто в пробках стоял и общественный транспорт. Потому наземный общественный транспорт в бытовых разговорах обвиняли в медлительности и ненадежности.
Но время шло, и подходы менялись. Велосипед стали рекламировать не только как товар. Его стали продвигать как транспортное средство на небольшие расстояния. А после того как постепенно стали возникать участки движения велосипедистов, его стало возможно применять в Москве не только для редкого развлечения и сбора пыли в коридоре или подвале. Сделаны шаги по увеличению доступности велосипедов; их можно арендовать и оставить на специальной парковке. Все как в «прогнившей Европе».
Но велосипед — это лишь часть транспортного решения для столицы. Сам он не может войти в обиход с немецким размахом, если не будет дополнен современным общественным транспортом.
В Вене и Берлине так и сделано. В Москве так делается: Департамент транспорта проводит реформу наземного транспорта, улучшая его от района к району. В ходе преобразований частные перевозчики включены в процесс перевозок, но по новым правилам — унифицированы автобусы и микроавтобусы, сделаны более комфортабельными и безопасными. Едины билеты и сеть маршрутов, а соблюдение графиков контролируется электроникой.
Все эти изменения было бы невозможно провести, если бы пробки не начали отступать. В центре столицы их стало меньше на 15%, подсчитали в компании «Яндекс». Если так пойдет дальше и в других частях города, то общественный транспорт дополнит велосипед. В результате город шагнет к современному европейскому стандарту, точнее, станет ему соответствовать. Больше не будет смысла следовать формуле «Вам под землю!» — в переполненное людьми метро, если хотите куда-то вовремя доехать.
Кстати, перегруженность метро была напрямую связана с кризисом наземного транспорта столицы. Сейчас он меняется.
Стоит ожидать, что пространство в центральной части столицы будет все более высвобождаться для велосипедистов. Они ведь не производят вредных выхлопов и не нуждаются в больших площадях для парковки. В итоге, как в Вене, Мюнхене или других европейских городах, у нас все больше людей станут пользоваться велосипедами, а заодно и общественным транспортом, который решает задачу перемещения на большие, чем велосипед, расстояния. Но если говорить о велосипедистах, то их может оказаться очень много, поскольку в моду может войти не только сам велосипед, но и спортивная составляющая его использования.
Москва еще далеко не город велосипедов. В транспорте много проблем и только идут качественные преобразования. Однако автомобиль (этот символ прошлого — ХХ века) будет оттесняться. И, может быть, это поможет сделать воздух чище, транспорт эффективнее и людей здоровее. В конечном итоге это и эмоциональную среду разрядит. Однако с точки зрения ведения бизнеса все эти изменения означают новые возможности: город решит свои транспортные проблемы, он становится более комфортным и более приятным (символом чего в ЕС и можно считать велосипед). Улучшение среды при повышении качества работы транспорта сделают работу в мегаполисе более удобной для инвесторов.
Предприятиям всех типов будет удобней функционировать, если учесть, что движение рабочей силы станет менее проблемным. Потери энергии у работников на то, чтобы добраться до места занятости, будут уменьшаться, тогда как время в пути (на общественном транспорте чаще всего, конечно, не на велосипеде) можно будет провести без давки. А это позволяет использовать часы, которые иначе могут быть потеряны и привести к утомлению. Все эти рациональные моменты давно берут в расчет в Германии. Мы же переходим к ним под влиянием столичных пробок.