Запланированная на 7 октября акция профсоюзов «За достойный труд» до самого недавнего времени обещала пойти незамеченной и практически идеально вписывалась в знакомый до тошноты формат «осенних наступлений» ФНПР. Организация этих плановых мероприятий в целом сводится к довольно простому алгоритму: утром в будний день сотрудники аппаратов отраслевых профсоюзов, их родственники и знакомые плюс незначительное количество работников бюджетных учреждений и насильно пригнанных студентов собираются у «Белого дома» в Москве (в других городах – у здания местной администрации), получают заготовленные плакаты и в течение часа уныло слушают речи профбоссов, после чего быстро расходятся. Весь смысл подготовки такой акции состоит в том, чтобы о ней узнало как можно меньше посторонних – никакой уличной агитации, никакой работы в коллективах.
В конце 90-х, когда руководство ФНПР еще не овладело в совершенстве искусством проведения безопасных и бессмысленных выступлений, митинги официальных профсоюзов собирали десятки тысяч людей.Даже проводившиеся под самыми умеренными и абстрактными лозунгами, сезонные наступления ФНПР еще могли испугать своей массовостью и решительным настроем участников как правительство, так и самих организаторов. Последовавшие годы экономического роста стали временем прогрессировавшего кризиса Федерации под руководством Шмакова – ФНПР оказалась неспособна организовать молодых рабочих на новых предприятиях, теряя авторитет в обществе из-за фактической поддержки антисоциального курса правительства (включая принятие действующего Трудового кодекса) и жесткой политической привязки к «Единой России». Ежегодно лишаясь тысяч собственных членов, ФНПР не упускала случая поддержать правительство и работодателей практически в каждом заметном трудовом конфликте (например, на «Форде», «АвтоВАЗе», «Красной Шапочке» и т.д.). Несмотря на то, что плата за лояльность была более чем ощутимой – гарантии неприкосновенности огромной профсоюзной собственности, думские места для высших функционеров и приветствия президента на каждом съезде, – руководство ФНПР все сильнее начинало ощущать непрочность своего положения. Ведь, как ни крути, благополучие и влияние аппарата профсоюза зависят от количества его рядовых членов.
Столкнувшись с проблемой стремительной потери численности, в последнее время профбоссы ФНПР пытаются предпринимать довольно хаотичные и неуклюжие попытки наполнить свои первички хоть какой-то жизнью.
Об этом свидетельствуют и кампании солидарности с немногочисленными собственными организациями, борющимися за свои права (например, на пермском «Нестле»), и попытки «омоложения» руководства на местном уровне, и стремление Шмакова увеличить роль отраслевых профсоюзов в противовес инертным облсовпрофам. В сентябре ФНПР провела всероссийскую акцию против повышения цен на топливо, рассчитывая хоть как-то прилечь к себе внимание. И вот теперь, объявив о предстоящем 7 октября «Дне действий за достойный труд», руководство ФНПР неожиданно для себя получило подобие конфликта с властью. Лидеры СОЦПРОФа Сергей Вострецов и Сергей Храмов, известные своей сомнительной репутацией, выступили с заявлением, в котором фактически обвиняют Михаила Шмакова в предательстве национальных интересов. Ведь так как инициатива всемирного дня действий за достойный труд принадлежала Международной конфедерации профсоюзов, полноправным членом которой является ФНПР, а главный офис МКП находится в США, оказалось более чем логично представить российских организаторов акции в качестве «пятой колонны» нашего геополитического оппонента.
«Является ли дружба г-на Шмакова с коллегами из Вашингтона бескорыстной, мы не знаем. Но то, что США готовы использовать любые неправительственные организации в России и не пожалеют для этого ни сил, ни средств, сомнений у здравомыслящих людей не вызывает», – недвусмысленно взывают к бдительности властей авторы соцпрофовского обращения.
Сергей Храмов моментально получает возможность выказать свою патриотическую обеспокоенность в большинстве ведущих прокремлевских СМИ (включая официозную «Российскую газету»). Его позицию поддерживает целый ряд функционеров ФНПР, по аппаратным причинам недовольных Шмаковым, а на некоторых региональных лидеров начинают оказывать давление местные власти, призывая отказаться от проведения акции. Похоже, предстоящий день действий из очередного мероприятия «для галочки» неожиданно превращается для ФНПР в настоящий момент истины. Рост инфляции, произвол работодателей, переходящий всякие границы, уже вырисовывающаяся на горизонте перспектива экономической стагнации, грозящей сокращением рабочих мест, уже сегодня ставят ФНПР перед жестким выбором: прогрессирующий развал или самореформа, способная превратить бюрократическое недоразумение, теряющее всякий смысл, в подобие настоящего профсоюза.
В любом случае, уже сегодня ясно, что день действий 7 октября не пройдет незамеченным. Кроме того, он не будет монополизирован ФНПР – боевые профобъединения Всероссийская конфедерация труда и Конфедерация труда России, входящие в МКП, примут в нем активное участие. Лозунги 7 октября – «Профсоюзы России солидарны с профсоюзами мира!», «Росту цен – опережающий рост зарплаты!», «Достойной зарплате – реальную индексацию!» – из бессмысленного содержания трафаретных плакатов могут и должны обрести свое настоящее значение в массовых действиях наемных работников. Ведь сегодня в России каждому простому человеку, каждому угнетенному необходимо единство в борьбе за достойную зарплату, за элементарные трудовые права. Нам действительно нужна международная солидарность перед лицом экономического кризиса, вся тяжесть которого ляжет на плечи рабочих.
И конечно, этот день действий нам нужен больше, чем Шмакову.