rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
68

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

145

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

229

Европа: радикальные левые против своего империализма

422

XX век прошёл

Главная Рубрики Авторские колонки 2012 Июль Приговоренные к счастью

Приговоренные к счастью

В это воскресенье отмечали день православных святых Петра и Февронии, он же – недавно объявленный День семьи, любви и верности. В Пензе молодые люди записывались в очередь, чтобы сочетаться браком именно восьмого июля. Очень трогательно. Мои студенты на занятиях по демографии с воодушевлением говорят о семейных ценностях, одно возрождение которых способно, де, излечить занедужившую от социальных стрессов российскую демографию. И очень сокрушаются по поводу того, что современная молодежь «далека от традиционных семейных ценностей». Такой пафос в сочетании со стремлением молодых влюбленных непременно венчаться и теперь вот – непременно в день соответствующих православных святых, должен внушать, казалось, оптимизм  сторонникам традиционных семейных ценностей.

Правда, я бы не спешила обнадеживаться. Контрацепция, добрачные сексуальные отношения, секс как самостоятельная жизненная ценность, разводы и малодетность, осуждаемые с позиции этих самых ценностей, являются фактами повседневной жизни людей. Более того, все это – распространённые жизненные практики, от которых большинство людей, в том числе и мои студенты, ратующие на семинарах за традиционную семью, не собираются отказываться. И дело не в том, что мои студенты на занятиях лгут, а современные люди в массе своей порочны и эгоистичны. Все гораздо сложнее.

Большинство людей, не задумываясь особенно, к семейным ценностям причисляют, отнюдь, не многодетность, послушание и жесткое разделение внутрисемейных ролей, а любовь, заботу, взаимопонимание. И попадаются на удочку. Трудно не согласиться с официальной пропагандой таких чудесных вещей, потому-то лучший способ для политика поправить имидж – фотографироваться с чадами и домочадцами, качать на руках детей и уверять всех, как он любит проводить время в кругу семьи. И ратовать за традиционные семейные ценности.А вот это уже, кстати, замечательный способ манипулировать общественным сознанием и незаметно так, при почти полной поддержке аудитории переводить стрелки.

Очень удобно подавать кризис семьи как кризис ценностей, объясняя падение рождаемости и рост разводов моральной деградацией общества. Это будет поддержано, а слабые попытки возразить, что де, есть же этому весомые экономические и социальные причины, будут пресечены сакраментальным: «А как же наши прабабушки рожали детей десятками без центрального отопления и водопровода?»  Рожали-то, конечно, рожали, потому как выбора не было, но младенческая смертность была 25%, да и в родах женщины умирали часто. Рожали, но, похоже, не всегда с энтузиазмом, иначе не стала бы привычной фраза:  «Бог дал, Бог и взял». Но и такие аргументы не всегда убеждают сторонников традиций и семейных ценностей. Они в них видят либо ложь, либо хуже – попытку подрыва нравственных основ. А это сегодня у нас чревато…О детских садах, о развитии системы дошкольного образования, о трудовых правах родителей в таких случаях лучше вообще не упоминать, сразу услышишь про матерей-кукушек, которым работа важнее детей.

Но спорить о причинах кризиса семьи не стоит потому, что его попросту нет. Есть современная семья, гораздо более многообразная и более индивидуализированная, чем традиционная. Если в отдельно взятой семье личность человека подавляется и нивелируется, то сегодня он уже сопротивляется этому или хотя бы очевидно для себя и общества страдает. Попавший в такое положение человек понимает свое право восстать, даже если не хочет этим правом воспользоваться. И это суть современной семьи, являющейся сообществом осознающих себя личностей, как бы конкретные семьи сегодня ни были бы далеки от этого идеала. Даже современные дети имеют в семье намного больше свободы выбирать манеру поведения и общения. Они могут ожидать от взрослых объяснений и обоснований требований, претензий и запретов, а не принимать их беспрекословно.  

Нас это может возмущать, пугать, обескураживать, но это проявление объективной тенденции так же, как открытие бозона Хиггса – закономерный результат развития науки, появление сотовых телефонов и компьютеров – комплексное следствие прикладного использования целого ряда научных достижений, а экономический кризис – естественное проявление объективных особенностей капитализма.

Светское, пусть и относительно демократическое государство, всеобщее образование на основе научного мировоззрения, равноправие полов – вот три кита, на которых стоит современная семья. Всеобщее образование вкупе с равноправием и информационной открытостью не совместимы с традиционными семейными ценностями, если использовать этот термин в его истинном значении, а не понимать под ним «все хорошее».

То, что мы называем кризисом семьи, есть, по сути, влияние общественных проблем на семью, проникновение кризисных явлений в различных сферах общества в частную жизнь. Но никакая семья от этого не защищена, просто реагирует по-разному. Современные супруги могут развестись, если один из них изменяет или, например, злоупотребляет алкоголем. Дети могут начать жить независимо, если не разделяют взглядов родителей на свое будущее. В традиционной семье действовали другие правила, другие модели решения таких проблем, но это не означает, что самих проблем не было. Традиционная семья со своими специфическими ценностями – это не идиллия, а социальный институт, призванный обеспечивать воспроизводство населения и социализацию детей в определенных общественных условиях. И она не переживает кризис, она просто уступила место современной семье. И эту трансформацию мы часто называем кризисом.

Нет никакого кризиса, а есть социальный институт, оказавшийся между прошлым и будущим, развивающийся в соответствии с новыми потребностями и возможностями настолько успешно, насколько позволяют социальные, экономические и культурные условия. Нет кризиса семьи, а есть люди, пытающиеся объяснить сложные явления при помощи штампов и стереотипов, но не анализа. Помогать сегодня семье, значит не навязывать ей отжившие ценности, а при помощи сильной социальной политики защищать новые: связанные со свободой личности, с совмещением родительства и профессиональной реализации, с взаимной ответственностью и т.п.  

Сегодня призывы к традиционным семейным ценностям либо бессмысленны, либо вредны и даже опасны. Бессмыленны потому, что разрушены экономические, социальные и культурные условия массового существования традиционной семьи. Вредны потому, что позволяют государству осуществлять психологическое давление на людей, объясняя проблемы семьи кризисом ценностей. Опасны потому, что способны породить у людей что-то вроде комплекса вины или, по крайней мере, комплекса собственной несостоятельности, неуспешности  в семейном строительстве. И такая вина может довольно успешно и долго сдерживать недовольство населения социальной политикой, разрушением общественного сектора, наступлением на права родителей и т.п.

Кризис семьи – тема, безусловно, благодатная для власти. Можно в мягкой, даже лиричной форме напомнить гражданам, что и они, увы, не совершенны, о чем им следует вспоминать всякий раз, как придет охота высказывать претензии. Сокращая социальные расходы и взваливая тем самым на семью все больший и больший груз, государство может заглушать недовольный ропот громогласными признаниями кризиса семейных ценностей, с которым оно будет беспощадно бороться, а подкачавшее по части ценностей население пусть помалкивает.

Семья – одна из самых значимых жизненных ценностей для современных людей. Такая семья, которую они выбирают и создают. А не та, к которой их приговаривают в рамках очередной идеологической кампании. 

Июл 7, 2012Анна Очкина
7-7-2012 Авторские колонкиобщество, семья5
Фото аватара
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Это была шутка!Последней капли не будет
  См. также  
 
Российский обыватель и вопрос о власти
 
Свободу Борису Кагарлицкому. The Nation присоединяется к международной борьбе за его освобождение
 
Как я жил в Латинской Америке
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру