Она одна из лидеров студенческого движения, которое с середины февраля ведет в Квебеке борьбу против повышения оплаты за обучение. Эта скромная девушка стойко и уверенно противостоит правительству на протяжении уже нескольких месяцев.
«Последнее время мы видим ее только по телевизору» – признается с улыбкой Марта Моро, бабушка Мартин Дежарден. Президент Университетской студенческой Федерации Квебека (ФИСК, которая представляет около 250000 студентов провинции) оказалась в самом центре острого конфликта, который разразился в Квебеке в середине февраля. Она возглавила выступления против повышения платы за обучение. Власти хотят поднять плату на 75% в течение пяти лет, она увеличится с 2200 канадских долларов (1700 евро) до приблизительно 3800 долларов (3000 евро) в год.
Неизвестная до «забастовки красных квадратов» (это кусочки ткани, которые бастующие и их последователи прикрепили к своим петлицам) девушка быстро стала любимицей Квебекской прессы и социальных сетей, наряду с двумя другими представителями студенческого движения: Габриелем Надо-Дюбуа (из Коалиции Ассоциации студенческого союза солидарности) и Лео Бюро-Блуэн (из Федерации студентов университетов и колледжей Квебека). Пользователи интернета даже дошли до того, что составили ее генеалогическое древо: она считается потомком французских колонистов из округа Мо, прибывших в Новую Францию в 1620 году!
Довольно тихая поначалу эта тридцатилетняя блондинка с длинными волосами и круглым лицом приобрела уверенность в себе, когда начала появляться на публике, чтобы обосновать позицию студентов, подкрепляя свои аргументы статистикой, комментировать манифестации и состояние переговоров с правительством или принятые властями решения. Например, когда в середине мая вышло постановление о специальных мерах, «закон 78», который отменил занятия в учебных заведениях, принимающих участие в забастовке, и ограничил право на манифестации до середины августа.
Она никогда не выходит из себя. Как и другие лидеры студентов, она хорошо знает свои цели, которые она красноречиво защищает. Она очень хорошо училась в престижной частной средней школе Монреаля со стипендией правительства Квебека за отличную успеваемость. В течение четырех лет она писала докторскую по школьному образованию и адаптации в Квебекском университете в Монреале.
Младшая дочь в семье из трех детей, в которой родители имеют техническое образование (самолетостроение и микробиология), она не вращалась в кругах общественных деятелей, в отличие от ее коллеги Габриеля Надо-Дюбуа. «Когда она была маленькой, она была всегда готова помогать другим вместо того, чтобы думать о себе», – замечает ее бабушка. Прежде чем заняться студенческой общественной деятельностью, она посвятила большую часть своей юности труду социального работника в бедных кварталах среди юных преступников. «Я стала членом Университетской студенческой Федерации Квебека только, чтобы прекратить повышение платы за обучение», – подчеркивает она. Из-за этой политики студентам грозит увеличение уже существующей задолженности в среднем до 14 тысяч канадских долларов, учитывая то, что уже большинство студентов работает, чтобы оплачивать свое обучение.
Она, будучи около года президентом Университетской студенческой Федерации Квебека, выступает за то, что женщины должны быть услышаны. «Осенью 2011, когда мы встречались с профсоюзами или политическими деятелями, чтобы поговорить о проблеме студентов, они чаще обращались к моему главному помощнику, который был мужчиной, чем ко мне – президенту Федерации. Это шокировало».
До недавних пор Мартин Дежарден занималась гандболом и футболом на профессиональном уровне в университете. «У нее хорошо развит командный дух, она найдет силы для каждого и она знает как прийти к общему мнению, и это ей не мешает быстро действовать, когда нужно», – замечает Яник Грегуар, вице-президент Университетской студенческой Федерации Квебека. Она сама себя считает «уравновешенной, но и сорвиголовой»: «Когда я принимаю решения, у меня всегда много аргументов».
В середине апреля, в то время как правительство пробовало расколоть движение учащихся, отказавшись вести переговоры с более радикальной частью бастующих, именно Мартин Дежардан объединяла всю Коалицию и требовала присутствия всех ее членов на встречах с представителями властей. «Самым важным было и остается сохранить этот фронт единым», утверждает Мартин Дежарден. Она считает себя «связующим звеном между активным Габриелем Надо-Дюбуа и мечтателем Лео Бюро-Блуэном».
На третий день переговоров с правительством, которые не двигались с мертвой точки, она, не сомневаясь, объявила о забастовке. По возвращению за стол переговоров, правительство заговорило по-другому. Хотя к концу мая переговоры зашли в тупик. Ее вердикт: «Надменное, запутавшееся в собственных делах и полное презрения к людям правительство говорит, будто готово к переговорам, но отклоняет любую попытку диалога. Мы предлагаем меры для развития системы образования и хотим проверить способность университетов к самоорганизации, правительство же не предлагает ничего кроме временных мер».
После введения специального закона от 18 мая, она утверждала, что «переговоры это лучшее средство для выхода из кризиса». «Пока я работала с молодыми правонарушителями, я научилась отрешаться, контролировать свои эмоции, оставаться спокойной и приниматься за поиски решений, – говорит она, – но тут правительство сорвало переговоры, и это меня просто обескуражило».
Как она видит будущее движения, когда ученики отправятся на каникулы или станут работать летом? « Есть большие шансы, что забастовка начнется с новой силой в августе. Мы не расслабляемся и мобилизуем учащихся, подготавливая почву для возможных досрочных выборов в Квебеке этой осенью. Мы мобилизуем их, чтобы они проголосовали и рассказали как можно больше людям о нашем деле и наших ставках на выборах: всё равно за кого голосовать, только не за Либеральную партию». То есть не за Жана Шаре, премьер-министра провинции Квебек. А ведь ещё недавно сама себя пыталась уверить, что «абсолютно аполитична»!
Анн Пелуа
Le Monde Géo&Politique
Dimanche 17 – Lundi 18 juin 2012
Перевод Анастасии Серой и Анастасии Даньшиной