Отечественная энергетика сталкивается сегодня со многими проблемами. И все они, в конечном счете, связаны с одним – выработкой ресурсов и отсутствием развития. Если позволительно говорить о человеческом ресурсе – это нехватка высококлассных специалистов и повышение их среднего возраста. Молодые люди, даже идущие на технические, связанные с энергетикой специальности, настроены на работу в иностранных компаниях или нефтегазовых гигантах вроде «Газпрома», и на работу, предполагающую скорее продажи, чем с проектирование и разработку чего-то нового. И, с учётом уровня зарплат на отечественных предприятиях и в НИИ, эту молодёжь нельзя винить.
Факт, вытекающий из предыдущего – острый кризис в отечественном энергетическом производстве и науке, зависимость от импорта иностранного оборудования, за которыми следует зависимость от иностранных специалистов.
Ещё сохраняется старый советский задел, но ветшание инфраструктуры и ухудшение подготовки специалистов приводят к росту аварийности энергетических объектов, а возрастающий дефицит энергетических мощностей – к росту тарифов на тепло и электроэнергию.
Делается ли что-либо государством для преодоления кризиса? Почти уже два года назад, 27 июля 2010 г., был принят Федеральный закон № 190 (в редакции Федеральных законов от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ) «О теплоснабжении».
Первое, что обращает на себя внимание в тексте данного закона – акцент на децентрализацию производства энергии.Собственно, первый же абзац ФЗ-190 звучит так:
В переводе с суконного канцелярита это означает, что вместо единой энергетической системы существуют отдельные генерирующие, сетевые (распределительные) и теплоснабжающие (продающие потребителям произведенную или приобретенную тепловую энергию) организации, и взаимодействие этих организаций требует сложного юридического регулирования. И это не говоря уже о том, что подобное состояние дел открывает широкий простор для коррупции при начислении тарифов и затрудняет организацию крупных ремонтных и строительных работ в энергетической отрасли.
Впрочем, стоит отметить, что гидроэнергетика (а ГЭС – один из самых масштабных видов электростанций) выделена отдельно в компанию «РусГидро», что, разумеется, правильно. Но создание такой же единой центральной организации для АЭС выглядит даже ещё более необходимым, однако подобного в данном Федеральном законе не предусматривается. А между тем, именно АЭС требуют пристального централизованного контроля. Иначе последствия могут быть катастрофичны. И не так давно произошло событие, это доказывающее. В Тверской области 14 июня 2012 года около 14 часов в машинном зале 1-й очереди Калининской АЭС, которая располагается ровно посередине
между Москвой и Санкт-Петербургом, произошла авария. На ремонтной
площадке с высоты порядка десяти метров рухнул укрупненный модуль
конденсатора турбогенератора весом 108 тонн. Только случайность позволила избежать взрыва, по сравнению с которым Чернобыль показался бы шалостью. Судьба таких городов как Великий Новгород, Тверь, Смоленск, Санкт-Петербург, Москва после такого взрыва могла быть под большим вопросом. В результате падения оказались пробиты ремонтная площадка машинного зала на отметке <> и сам модуль турбогенератора. Это оборудование готовилось к замене летом. По счастливой случайности никто не
пострадал, и блок модулей упал, не доехав до работающей турбины, над
которой проходил путь транспортировки.
Готово ли государство что-то радикально изменить, чтобы исправить положение? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, придется более внимательно прочитать ФЗ-190.
Если даже бегло пролистать текст закона, приоритеты становятся очевидны: примерно 2/3 закона посвящено регулированию тарифов и сбору платы с потребителей тепла и электроэнергии. В данном Федеральном законе нет стратегии и какого-либо плана развития энергетической отрасли. Весь закон посвящен сохранению status quo. Из всех вопросов стратегии (что мы делаем, как мы это делаем, зачем мы это делаем) ФЗ-190 отвечает лишь на один.
Рассмотрим строение ФЗ-190.
В первой главе описывается предмет регулирования закона, даны определения основных понятий, используемых в законе, а также общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения.
Первые две статьи не так интересны (это технические, юридические и экономические термины, используемые в данном законе). А вот третья статья любопытнее. Есть там такие пункты как «Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей» и «Обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала». Учитывая современное состояние дел во всех российских отраслях, можно предположить, каким образом эта «экономически обоснованная доходность» будет достигаться: рост тарифов ЖКХ тому подтверждением.
Вторая глава рассказывает нам про полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения.
Большею частью данная глава посвящена регулированию тарифов, ну а также обеспечению надёжности. Слов «развитие», «строительство новых мощностей» в данной главе (как, собственно, и во всём тексте ФЗ-190) не обнаружено, зато есть пункты «утверждение основ ценообразования», «утверждение правил антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения», ну и «утверждение порядка вывода в ремонт» и «утверждение порядка создания и функционирования систем обеспечения надёжности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при теплоснабжении».
Общая направленность Федерального закона очевидна – выкачивание максимальной прибыли из старых, кое-как латаемых, мощностей. Строительство новых мощностей, государственная поддержка развития энергетической отрасли (в плане и производства, и научных исследований) данным документом не предусматривается. (Строго говоря, имеется подпараграф «Разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России», но что здесь имеется в виду – можно только гадать).
Глава третья посвящена государственной политике при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. На словах всё красиво – «обеспечение доступности тепловой энергии (мощности) теплоносителя для потребителей», «обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций», «стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения». Но в свете настоящего повышения тарифов ЖКХ возникают вопросы.
Глава 4 называется «Отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии». Она довольно объёмна и посвящена правовым и финансовым аспектам отношений теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии. Однако ничего принципиально нового эта глава не несёт – она всего лишь логически развивает положения, заложенные в предыдущих главах.
Следующая глава- Обеспечение надёжности теплоснабжения. В принципе, очень нужный раздел, где речь идет о проверке готовности к отопительному сезону, выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. Но и там есть интересные финансовые пункты. Например, Статья 27, п.6: «В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определённой оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей, оно несёт ответственность за их эксплуатацию.
С учётом реалий нашей страны можно сделать вывод, что данный пункт открывает широкое поле для коррупции.
Также может вызывать вопросы нахождение именно в этой главе статьи 22. «Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии».
Справедливости ради, следущая статья 23 «Организация развития систем теплоснабжения поселений, городских округов» выглядит достаточно продуманной: предусмотрены резервирование системы теплоснабжения, бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом. Да и пункт «меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии» выглядит разумно. Проблема в том, что отечественное производство энергооборудования находится в полуразрушенном состоянии, т.е. для осуществления этих мер необходимо закупать зарубежное оборудование (ведь ничего о развитии отечественных турбинных заводов, котельных заводов и т.д. в тексте ФЗ-190 не сказано). С учётом обязательного пунка «минимизация затрат на теплоснабжение в расчёте на каждого потребителя в долгосрочной перспективе» это выглядит особенно забавно.
Наконец, шестая глава: «Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения». Закон 190-ФЗ, предусматривающий институт СРО в сфере теплоснабжения, вступил в силу еще в июле 2010г., но до сих пор неясен порядок функционирования СРО в области теплоснабжения. Более того, не определен орган, ведущий реестр таких СРО, а следовательно и самих СРО нет. А дело все в том, что при буквальном прочтении п. 1 ст. 27 190-ФЗ, который звучит как: "Теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения" получается что организации, НЕ являющиеся членами СРО, могут осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения и без наличия допуска СРО. Так что, с одной стороны, СРО в сфере теплоснабжения вроде как и заявлено, а с другой стороны "колхоз дело добровольное».
В настоящее время многим организациям становится выгодно приобретать автономные источники энергоснабжения (что уже косвенным образом указывает на несовершенство российской энергетической системы). При этом закон очень жёстко регулирует подобные организации. Скажем, ещё можно понять пункт «наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего опыта» ещё можно понять, то вот сакральность цифры «объединение в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее чем ста юридических лиц, являющихся теплоснабжающими организациями и/или теплосетевыми организациями, и/или индивидуальных предпринимателей» уже не столь объяснима. Т.е., например, завод, решивший поставить себе пару-тройку газопоршневых агрегатов, покрывающих его нужды в тепле и электричестве, а то и вырабатывающих излишки, которые можно продать в сеть, может столкнуться с юридическими препонами.
Итак, это самая неясная и непроработанная статья закона. Закрывает текст глава семь, содержащая «Заключительные положения». В основном реферативный пересказ того, что уже есть в законе.
Итак, какие выводы можно сделать по прочтении ФЗ-190?
Закон написан явно с учётом сиюминутного состояния дел. Каких-либо перспектив и развития он не предусматривает. И гораздо интереснее то, чего в этом законе нет, чем то, что в нём есть.
Данный закон усиленно пытается сохранить текущее состояние дел. Это закон не страны, устремлённой в будущее, имеющей план развития, а страны, проедающей старые ресурсы. А ведь, как известно, «чтобы оставаться на месте, надо бежать, а чтобы куда-то попасть, надо бежать в два раза быстрее». А наша энергетика (я намеренно не рассматриваю другие отрасли, хотя очевидно, что всё в обществе (законы, промышленность, наука, образование) подобно сообщающимся сосудам – не может что-то одно быть на высоком уровне, когда остальное – в упадке) даже не бежит.
А между тем, потребность в электроэнергии постоянно растёт. С учётом конечности таких энергоресурсов, как нефть и газ, необходимы исследования в области научно обоснованных и рациональных в использовании проектов на основе возобновляемых источников энергии. Необходима подготовка новых кадров. Необходимо развивать отечественную энергетическую промышленность (турбинные заводы, котельные заводы). В энергетике есть масса интересных нерешённых научных проблем, но их решают страны, «бегущие в два раза быстрее». Ничего этого ФЗ-190 не предусматривает. Принцип этого закона – «на наш век хватит». Выкачивать деньги, латать старые мощности – ни на что другое этот закон не мотивирует.
Косвенно сами авторы ФЗ-190 это признают, что видно из главы о саморегулируемых организациях. Закон поощряет раздробление энергетической системы, но чёткого юридического базиса для действия СРО данный закон так и не дал.
Советская энергетическая школа когда-то была ведущей, российская – скатилась на вторые роли. СССР был энергетически абсолютно независимой державой, Россия закупает иностранное оборудование и приглашает иностранных специалистов. Что ждёт потребителей тепла и электроэнергии в будущем, если не произойдёт тектонических системных изменений – очевидно.
Людмила Бычкова