События на Манежной площади – это большой упрек институтам гражданского общества. Это повод спросить, что они делали в последние 10-15 лет и почему в крупнейших городах России не развита нормальная гражданская жизнь.
Что мы упустили?
Что произошло 11 декабря? На улицы вышли представители одного из немногочисленных организованных сообществ России. Почему в Европе выходят профсоюзы, а в России – футбольные болельщики? Вовсе не потому, что футбольные болельщики наиболее ущемлены в правах, и не потому, что националисты находятся в авангарде политической жизни. Общественная власть (не путать с политической) оказалась почти никем не востребована, и ультраправые, грубо говоря, подобрали ее, выступая со своими лозунгами. И эти лозунги нашли поддержку не только у бодрых бритоголовых парней. За происходящее болеют представители условного «среднего класса», потому что несправедливость – это и их проблема. Когда люди видят активную социальную группу, выступающую против несправедливости, они начинают ей сочувствовать. Шанс левых в том, что нерадикальное большинство пока не торопится соотносить себя с вышедшими на Манежную площадь. Долго ли будет существовать этот шанс? Вряд ли.
За бунтами такого рода стоит недовольство самим принципом общественного разделения, которое сегодня главенствует. Недоверие к привилегированным группам заставляет демонстрантов обращать свой гнев пока лишь на конкретную ситуацию. Мы весь год наблюдали «вскрытия» гнойников проблем в стране. И всегда они происходили между воображаемым населением и не менее воображаемой властью. Решать проблемы в этой системе отношений невозможно. Нет никакого «населения», и нет никакой абстрактной власти.
Есть сообщества, так или иначе заинтересованные в реализации потребностей людей, которые в них входят. Эти сообщества – профессиональные, национальные, религиозные и культурные. Также можно говорить о возрастных и политических сообществах, хотя и с меньшей степенью уверенности. Все они вместе и формируют группы населения и властные группы. И уже на самом высоком уровне абстракции можно говорить о «народе» и «власти». Так вот, давайте обратим внимание на то, кто занимается этими сообществами, отдельными социальными группами? Активисты-одиночки? Редкие профсоюзные и национальные лидеры? Парадоксально, но сильные группы со своими интересами который год живут вне политического пространства. У нас есть «партия власти», партия условных бизнесменов (вечно меняющая свое название и состав правая сила), партия от сохи (воплощенная в фигуре популиста Жириновского) и партия любителей ретро (сиречь КПРФ). Идентичность партии «Справедливая Россия», к сожалению, размыта. В любом случае, партии не соответствуют тем группам населения, которые есть в современной России.
Конечно, в этом смысле год партстроительства-2011 – это возможность создать структуры и институты, которые будут связаны с реальным, а не воображаемым сообществом. Да, у правых после событий на Манежной площади появился карт-бланш. Понятно, что под эгидой отстаивания прав титульной нации сейчас можно собирать толпы людей, от футбольных фанатов до ученых, обиженных построением проевропейского Сколково.
Как разбудить сообщества?
Строить свою левую идентичность на оппозиции правым – значит заранее проигрывать. Между тем, у нас есть сильнейшие возможности в объединении более политически сильных групп.
Первое, что можно делать – начать или продолжить работу с диаспорами. Национальные объединения – это не маргиналы и националисты, это люди, способные жить по правилам двух культур. Они понимают, зачем нужно объединяться, и уже сейчас составляют немалую силу. Посмотрите на украинские, еврейские, армянские, греческие, немецкие, корейские, татарские и многие другие национальные объединения. Зачастую бесплатно, исключительно руководствуясь соображениями социального толка они развивают свою культуру, изучают языки, образуют группы, способные в том числе и к политической активности. Они не собираются уезжать из России или требовать суверенитета. За 20 последних лет они состоялись как общественные объединения, следующий шаг – это политическое участие. Им нужен только объединяющий импульс. О национальных объединениях я говорю, отлично понимая его возможности. Опыт работы с томскими диаспорами в свое время показал мне, насколько эффективной может быть такая работа. Внутренняя система финансирования, легитимность и «сверху» и «снизу», возможности задействовать разные профессиональные и социальные слои – вот что дает работа с национальными объединениями.
Следующие группы – религиозные сообщества. Это более сложные стурктуры с менее очевидными целями. Среди них больше маргиналов и людей, чьей основной и единственной потребностью является эскапизм, номинальное отделение от все более порочного мира. Но есть и вполне современные сообщества с ясными целями и политическим потенциалом. Им нужен диалог, нужна возможность представлять свои интересы в политическом и культурном пространстве. Молодежь разных религиозных общин вполне может стать авангардом политических движений, причем не в стиле православного фашизма версии Бориса Якеменко. Если не заняться объединением этих групп, они уйдут в то самое пространство маргинального, где нет никакого диалога и политической жизни.
Третья группа – профсоюзы. Устойчивых профессиональных объединений сегодня не так много, как хотелось бы. Но давайте посмотрим, что происходит в интернете: там постоянно работают и планомерно возникают сообщества профессионалов в разных областях. Врачей, учителей, рекламистов, программистов объединяют не только вопросы профессионального толка. Они обсуждают политические события, реагируют на законодательные инициативы, вырабатывают (и это очень важно) внутренние кодексы и правила. Именно в этих сообществах формируется норма профессионализма. Она может проявляться в основной деятельности, а может быть перенесена на общественную и политическую жизнь. И тогда в случае ущемления прав той или иной категории трудящихся мы услышим не скорбные жалобы, а конструктивные предложения и дискуссии, способные лоббировать законодательные инициативы и противостоять несправедливости.
Список возможных малых и больших групп можно продолжить. Есть еще студенты, милиционеры, геи, научные работники, спортсмены, защитники животных, гражданские активисты разного рода. И заметьте, что начать объединение этих групп сначала на региональном, а затем – на федеральном уровне никто не мешает. Необязательно выводить людей на площади или сразу писать обращения президенту. Работа с сообществами должна начинаться планомерно, это дело не одного года. Кропотливая работа по выявлению общих целей и принципов, формирование культуры, интеграция лидеров в политическое пространство, работа со СМИ, законодательные инициативы – что-то из этого уже реализовано в рамках той или иной группы, над чем-то следует основательно поработать.
Следует не строить с нуля политические платформы, а продолжить ту работу, которая уже ведется. Продолжить, обобщить, предложить конкретные меры и лозунги. Выступать в СМИ, активизировать интернет-активность, работать на местах. Почти каждый из нас интегрирован в среду, которая может стать политической. Сейчас самое время сделать ее таковой.