Одолевали ли вас когда-нибудь подозрения, что за вами следят? Знаете ли вы, что при желании это очень легко сделать? Слышали ли о том, что можно легко подслушивать беседы любого владельца мобильного телефона, ведущиеся в непосредственной близости от этого девайса? Для этого, как выясняется, даже не обязательно осуществлять звонок или что-нибудь нажимать на телефоне…
Я точно знаю, мой телефон прослушивается!
Для начала немного пугающей информации для размышлений. Недавно в штатовской прессе появились сведения, что ФБР может без ведома хозяина любого мобильника дистанционно включить микрофон телефона, превратив его в переносное устройство для прослушивания разговоров как владельца, так и окружающих лиц. Как сообщила телекомпания Эй-би-си, информация о существовании этой секретной программы стала известна после упоминания о ней в постановлении федерального суда южного округа в Нью-Йорке, где рассматривалось дело представителей мафиозного клана Дженовезе.
Бесстрастные судебные документы зафиксировали, что для слежки за мафиози ФБР использовало так называемые «передвижные жучки» (roving bugs), когда мобильные телефоны подозреваемых передавали все их разговоры на подслушивающую станцию спецслужбы. «Устройство функционировало независимо от того, был ли включен или выключен телефон, и перехватывало разговоры в доступном ему радиусе, где бы оно ни находилось», – констатировал федеральный судья Льюис Каплан, признавший действия ФБР соответствующими американским законам. В свою очередь, консультант по вопросам контртеррористической безопасности Джеймс Аткинсон подтвердил Эй-би-си, что «ФБР может иметь доступ к мобильным телефонам и дистанционно ими манипулировать без всякого физического контакта.Любой недавно произведенный мобильный телефон имеет встроенное отслеживающее устройство, которое позволяет подслушивающим устанавливать чье-либо местонахождение с точностью до нескольких футов».
Другими словами, по мобильнику можно не только проследить, куда пошел его хозяин, но и подслушать, о чем он говорит с другими людьми – даже если телефон вроде бы выключен. Эта методика была опробована на двух членах преступной группировки, после того, как на их мобильники были пересланы «смски» с вирусом, активировавшим внутренние «жучки» телефонов. Как сообщают эксперты, подобную операцию можно проделать со многими моделями мобильников. Говорят, что особенно опасны в этом отношении некоторые модели Samsung и Motorola. А единственный способ избежать подслушивания – не просто выключить телефон, но еще и вынуть из него аккумулятор. Ну, или не вести по сотовому и рядом с ним какие-либо разговоры, которые могут заинтересовать врагов. Правда, для успешной прослушки телефонных разговоров требуется содействие оператора сотовой связи и незнание пользователя мобильника – но разве это преграда для спецслужбистов?! Так что, похоже, Большой Брат из незабвенного оруэловского романа становится все более и более реальным персонажем.
Жаловаться бесполезно
А теперь обратимся к сугубо латвийским реалиям. 2003 год, сентябрь. Охранная фирма Pentano заявила, что раскрыла несколько случаев, когда разговоры двух сторон незаконно прослушивала третья. Разразился скандал. Проблему незаконной телефонной прослушки даже поднял в правительстве тогдашний вице-премьер Айнар Шлесерс. А министр внутренних дел Марис Гулбис и руководитель Генпрокуратуры Янис Майзитис подтвердили, что подобные факты имели место. Правда, официально аппаратура для прослушивания мобильной связи находится в Латвии лишь в распоряжении Бюро по защите Конституции. Однако руководитель Pentano Геннадий Сейбутис подтвердил, что в стране есть достаточно много устройств для несанкционированного подключения к телефонным переговорам. «С каждым днем эти возможности становятся все дешевле и дешевле», – сказал он, добавив, что хорошую аппаратуру для прослушивания можно приобрести по цене примерно 25-30 тысяч евро.
Прошло несколько лет. За это время в Сейме неоднократно организовывались дебаты по проблеме незаконных прослушек, а ряд известных персон, в том числе тот же А. Шлесерс, заявили, что сами становились их жертвой. Без толку! К слову, знающие люди утверждают, что нынче спецслужбы стали куда больше интересоваться частной жизнью не только известных и высокопоставленных, но и простых латвийцев. Неудивительно: на дворе кризис и социальная нестабильность – самое время защищать государственный строй всеми доступными методами. По словам главы службы безопасности телефонной компании Tele-2 Гвидо Эндлерса, в последнее время значительно выросло число запросов от правоохранительных структур на распечатки разговоров физических лиц: «В законе сказано, что мы должны предоставить структурам госбезопасности пункт наблюдения. И такой пункт мы организовали для Бюро по защите Конституции. И никто в Tele-2, даже я, не знает, какие телефоны они прослушивают. В Эстонии это происходит иначе. Запрос, например, от полиции, пересылается оператору, и уже сам оператор прослушивает телефоны и отправляет полученную информацию обратно. У нас дело обстоит иначе – спецслужбы на основании закона сами слушают разговоры. Что касается запросов на распечатки от различных правоохранительных органов, то я могу сказать, что их число увеличилось примерно в два раза».
Как говорят знатоки, даже в частных кругах искусство нелегальной прослушки развивается уже в течение многих лет. Прослушивали друг друга менты, бандиты и коммерсанты. До появления мобильных телефонов использовались примитивные микрофоны, запихиваемые под батареи отопления или в другие укромные места. Один из бывших депутатов даугавпилсской Думы поведал автору этих строк, как микрофон вмонтировали в антикварную вазу, подаренную ему на день рождения. Сейчас техника шагнула далеко вперед. В латвийском парламенте как-то была создана комиссия для расследования фактов злоупотреблений, царящих в судейской среде. В ходе расследования выяснилось, что техника для прослушивания разговоров достигла больших высот, и ее образцами в Латвии обладают многие люди и организации.
Еще одна часть суровой реальности этой страны
Ваш покорный слуга откровенно поинтересовался у ряда известных латвийских политиков – приходилось ли им сталкиваться с нелегальной прослушкой? Все отвечали единодушно: еще как приходилось! Большинство из опрошенных прямо сказали – сколько они занимаются политической деятельностью, столько их и прослушивают все, кому не лень: и спецслужбы, и частные лица. Все это знают и все давно с этим смирились, можно сказать – привыкли. В сложившихся условиях бороться с прослушкой телефонов совершенно бесполезно и идти куда-то жаловаться тоже. Просто нужно учитывать, что в любой момент тебя могут «слушать». Поэтому и важные решения по телефону никогда не обсуждаются, а только в личных беседах.
Лишь одна женщина – депутат Сейма в ответ на поставленный вопрос твердо сказала о своей уверенности в том, что ее мобильник никем не прослушивается. Она, мол, человек честный и прямой, ей скрывать нечего и она не знает ничего такого, что может заинтересовать государственные или частные спецслужбы. Этот разговор тоже велся по мобильному телефону. А при личной встрече женщина втихомолку призналась: «Да, я уверена, мой телефон прослушивается. Но я же не могла допустить, чтобы «они» узнали, что я об этом знаю».
Кстати, по словам самих спецслужбистов, если вы услышали в своем телефоне подозрительные щелчки и шумы, затрудняющие общение, то это еще вовсе не повод для паники. Ведь если вас действительно прослушивают, то «они» как раз-таки заинтересованы в том, чтобы слышимость была отличной, и все слова доносились без помех.