Материал убитого адвоката Маркелова «Патриотизм как диагноз», опубликованный осенью 2009 года в журнале «Автоном» эксперт ФСБ признала экстремистским.
Материал Станислава Маркелова «Патриотизм как диагноз», опубликованный осенью 2009 года в журнале «Автоном», исследовала эксперт-криминалист Криминалистической лаборатории Управления ФСБ России по Свердловской области Светлана Мочалова. В тексте она нашла признаки экстремизма.
В своей лингвистической судебной экспертизе, обращая внимание на цитату из текста Маркелова, эксперт отмечает, что «в исследуемом материале используются отрицательные оценки и действия того, по отношению к чему должно быть выполнено действие, а именно к власти в современно России». Вывод Мочаловой категоричен: «В журнале содержится информация экстремистской направленности, а именно: – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; – возбуждение социальной розни; – нарушение свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной принадлежности».
Эксперту не понравилась следующая цитата из текста Маркелова «Не надо делать разницу между патриотизмом и национализмом. Великодержавные призывы с высоких трибун оборачиваются национальными погромами на улицах, а стояние со свечками на паперти вчерашних коммунистических атеистов провоцирует мракобесие и средневековье. Не надо думать, что это глупость власти. Люди, у которых отняли будущее, озлоблены на всех и готовы немедленно выплеснуть свою злость. Властям выгодно, чтобы ненависть вылилась на нищих гастарбайтеров, а не на воровские мерседесы с мясной начинкой из новых русских. Наша власть боится горящих мерседесов, потому что сама на них ездит, ей намного проще сокрушаться по поводу очередных национальных погромов, одновременно пинками подталкивая недовольных к ним. Они временщики, их задача нажиться и не упустить власть. А народом они жертвуют, как разменной монетой, кидая в обмен на собственное благополучие и безопасность наркотик патриотизма».
«Это заключение явно необоснованно», – отметил адвокат, правовой аналитик Ассоциации «АГОРА» Рамиль Ахметгалиев. «Кроме того, эксперт вышел за пределы своих полномочий, отвечая на вопрос о наличии или отсутствии экстремизма. Суды не раз обращали внимание, что эксперты не вправе отвечать на правовые вопросы, это компетенция исключительно суда. Наличие или отсутствие экстремизма – это вопрос права, который отношения к филологии не имеет. Лингвисты вправе были сделать вывод о наличии или отсутствии призывов, высказываний уничижительного, оскорбительного характера, но никак об экстремизме», – добавил он
Между тем, Ассоциация АГОРА инициировала проведение независимого комплексного исследования в одном из государственных университетов России. В целях исключения давления на экспертов название ВУЗа не уточняется.