rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
100

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

169

Европа: радикальные левые против своего империализма

372

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура Сеть 2010 Июнь Партизанский тупик

Партизанский тупик

В начале июня 2010 года в стране все больше людей стали обсуждать новость из Приморья. Как выяснилось, дальневосточные силовики начали масштабную операцию по поимке вооруженной группы из нескольких человек, которые стали совершать нападения на сотрудников милиции. Сначала они действовали в окрестностях села Ракитное Дальнереченского района Приморского края. Затем зона их действий расширилась, и на их поиски были брошены значительные силы МВД и ФСБ. История группы, получившей в сети название «приморских партизан», закончилась в Уссурийске, где 11 июня часть членов группы была уничтожена, а часть сдалась правоохранительным органам. Однако и после ликвидации вооруженной группы из Приморья дискуссии в Сети только разгораются. Мнения разделились – одни считают членов группы бандитами и преступниками, другие – Робин Гудами и «борцами с милицейским произволом».

Как часто бывает в подобных случаях, информацию о приморской группе приходится собирать по кусочкам – причем, одно сообщение часто противоречит другому. Пока более-менее точно известно, что в группе было 6 человек – молодые люди в возрасте около 20 лет (18-летний Роман Савченко, 19-летний Александр Сладких, 21-летний Александр Ковтун, 22-летний Андрей Сухорада, Владимир Илютиков) и их лидер, 32-летний Роман Муромцев. Сообщается, что группа начала активно готовиться к своим акциям еще с февраля этого года. Причиной стало желание отомстить сотрудникам милиции (которые, по этим данным, ранее задерживали и подвергали жестоким избиениям некоторых из них), а также, по другой информации, тот факт, что клуб «Патриот», в котором молодые люди занимались военно-спортивной подготовкой, лишился своего помещения.В начале мая в органы власти Приморского края членами группы было направлено письмо. Полный текст письма до сих пор не опубликован, но, со слов журналистов, в нем был призыв провести чистку в региональных правоохранительных органах, заменить ряд высокопоставленных сотрудников местных силовых структур на выходцев из других регионов, «в соответствии с поручениями, данными президентом и премьером страны». В противном случае члены группы угрожали сами взяться за оружие.

27 мая в селе Ракитном Дальнереченского района был убит дежурный, который нес вахту в здании отделения милиции. Его обнаружили утром с несколькими ножевыми ранениями. А в ночь на 29 мая было совершено покушение на сотрудников милиции в Яковлевском районе. На трассе Спасск-Дальний – Варфоломеевка банда открыла стрельбу по служебной машине, один из милиционеров погиб, второй был ранен. В ночь на 8 июня в районе села Хвалынка Спасского района была обстреляна машина ДПС ГИБДД. Два милиционера получили ранения. Как сообщают местные СМИ, инспекторы пытались остановить подозрительный «Москвич», перегородив ему дорогу патрульным автомобилем. Но остановить машину не удалось: сидевшие в ней открыли огонь из автоматов, а затем скрылись.

После этого и началась масштабная операция силовиков против «приморской группы». Непосредственно в операции, по данным сотрудников милиции, приняло участие около 150 бойцов спецназа внутренних войск. В конце концов, члены группы были обнаружены в Уссурийске, утром 11 июня блокированы на третьем этаже дома по ул. Тимирязева, 73, где после осады и переговоров двое участников группы сдались, а еще двое то ли покончили с собой, то ли были убиты.

Несколько раз менялись некоторые детали истории. Так, лидер группы Роман Муромцев в сообщениях СМИ фигурировал то как отставной майор ВДВ, то как бывший уголовник. В конце концов, появилась информация, что отставного офицера и бывшего зэка просто перепутали, но так напугали «несчастного» уголовника, что он боится даже из квартиры выйти – вдруг будет немедленно ликвидирован.

Численность группы в разных сообщениях также варьировалась. Интернет-ресурсы исламского подполья, действующего на Северном Кавказе, называли цифру до 30 бойцов, присоединившихся к группе, а саму их организацию связывали с «Амурской республикой», чьи представители будто бы хотели отделиться от России. В свою очередь, дальневосточный политолог и экс-депутат Денис Головчан заявил 10 июня корреспонденту издания «Свободная пресса», что у приморских партизан может быть до 1,5 тысяч сторонников, а сама их группа вскоре может прорваться к Владивостоку. Стоит учесть, что данный эксперт является заместителем руководителя организации «Свобода и народовластие», возглавляемой экс-мэром Владивостока Виктором Черепковым. Так что в какой-то мере заявления о силе «приморских партизан» можно считать частью критики в адрес действующих региональных и федеральных властей – по принципу «вот до чего они довели край». Так что в конечном счете численность членов группы в 6 человек оказалась наиболее правдоподобной.

Наконец, особенно интересным оказался вопрос о взглядах участников группы. В распространенном заявлении группы, в частности, говорилось: «Мы поднялись против еврейского фашизма, как наши славные деды и отцы поднялись в 1941 году против немецких захватчиков…». Стилистика заявления также напоминала документы ультраправых организаций – недаром это воззвание вскоре появилось на национал-патриотических интернет-сайтах, в том числе ДПНИ. «В ходе преследования участников банды в лесах Приморья обнаружены многочисленные схроны, оставленные членами вооруженной группы. Кроме одежды и продуктов питания в них находилось оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, а также предметы с фашистской символикой и литература радикального толка», – сказал начальник УВД Приморского края Андрей Николаев. «Комсомольская правда» сообщала, что Андрей Сухорада, один из членов группы, был наци-скинхедом и ранее принимал участие в нападениях на мигрантов.

Конечно, можно приписать эти сообщения работе официального агитпропа. Однако в эфире «Русской службы новостей» отец одного из участников группы, Владимир Савченко, не стал отрицать националистических взглядов участников группы: «Это я не отрицаю. Я не могу сказать, потому что мне бы с ними пообщаться, чтобы они сказали, из-за чего это все. Но на данный момент я искал своего сына, ездил и по тайге, и по поселкам, тут в Кировском районе все объехал, что можно было. Разговаривал с людьми – с мальчишками, со взрослыми. И национализм тут присутствует. В каком смысле, я вам объясню. То, что наше руководство продает все армянам, чеченцам, но русскому Ивану ничего тут не светит. Русские просят «дайте нам клуб, мы сделаем заведение». Не отдают. Армянин подошел, деньги заплатил – ему отдали. Как это понимать? Весь район об этом знает и все молчат. Потому что все боятся». Если бы такие взгляды не были присущи участникам группы, вряд ли отец одного из них стал бы это подчеркивать.

Некоторые из тех, кто симпатизировал «приморской группе», обращают внимание на то, что, несмотря на подобные взгляды, ее участники убивали вовсе не мигрантов, а милиционеров. Однако это как раз вполне соответствует последним тенденциям в российском ультраправом движении. Еще в ноябре 2009 года эксперт по изучению ксенофобии в России, Заместитель директора Информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожеваникова заявляла в интервью Рабкор.ру: «С конца прошлого (2008) года ультраправые группировки (и автономные, и все больше – организованные) заявляют, что они переориентировались с одного врага на другого. Теперь врагом становится государство… Причем, их не устраивает не режим, а нынешнее государство как институт. Поэтому сейчас популярны рассуждения, что «мы будем поводить различные акции, чтобы дестабилизировать обстановку в стране, чтобы показать народу, что государство не способно его защитить». А дальше – классическая революционная теория. Поднимется восстание, государство рухнет, и на его обломках мы построим новый мир. Если раньше об этом заявляли автономные группы, то теперь – консолидированные идеологические группы, которые раньше такого не декларировали. Тот же Дмитрий Демушкин, например, который был сверхлоялен к государству. А как бороться с государством? Путем террора, например. Но устраивать взрывы не с целью напугать или убить «нерусских» Нет, теперь уже этничность жертвы не важна».

В качестве одной из мишеней ультраправых уже называлась и система МВД. Например, на одном из националистических сайтов еще в конце апреля 2010 года было опубликована обращение одного из бывших сотрудников МВД к «белым братьям», озагавленное «МВД – слабое место Системы».

Между тем, в блогосфере продолжаются споры о «приморской группе» и сочувствующих у них весьма много. «Довели мужиков до восстания», – считает владелец интернет-дневника d-r-agon.livejournal.com. «Менты продолжают зверствовать», – оценил действия милиции по поимке «приморской группы» piligrim-67. Чаще всего, впрочем, критикуются не власти вообще, а милиция и порядки в системе МВД. Критику системы власти вообще в связи с «партизанской историей» чаще высказывают лица и так отличавшиеся оппозиционными взглядами. Например, в украинском интернет-издании «Хвиля» в статье «Мессидж майора Муромцева» говорится: «Угроза смерти или какого-либо наказания перестает быть сдерживающим фактором, потому что жизнь в такой несправедливой системе, в конечном итоге, становится невыносимой для человеческого существа».

На интернет-форумах есть и скептические заявлений тех, кто все же не увидел в приморской группе героев. Правда, авторы таких сообщений обычно видят в них не столько бандитов в прямом смысле слова (уголовников, которые грабят окружающее население), сколько опасных, неадекватных лиц, от которых стоит держаться подальше. Какой же вывод можно сделать из этой истории? Небольшие радикальные группы лиц, готовые атаковать даже представителей властей, существовали всегда – даже в самые стабильные из последних лет. Самые заметные из них, все же, чаще были близки к ультраправым. Пока участие в таких группах было прерогативой лишь узкой прослойки политически активных и при этом радикально настроенных людей. Их выступления против власти – хоть с оружием, хоть без – и не могли закончиться ничем иным. Однако стоит обратить внимание – почему столь заметны здесь оказались именно ультраправые группы? И какой может быть будущее страны, если у нынешней политической системы эта альтернатива стала одной из самых заметных? Крайне правая альтернатива, при которой хоть победа, хоть поражение все равно ведет в тупик.

Июн 6, 2010Рабкор.ру
6-6-2010 Сеть"партизаны", Приморье, протест, Россия10
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Жажда воспитывать министра ФурсенкоЕГЭ почти не виден
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру