После ухода из правительства Михаила Швыдкого россияне наверняка загрустили, что никогда больше не увидят в исполнительной власти такого уникального персонажа, как министр-шоумен. Видимо, поняв, какую пустоту в душе сограждан оставил его коллега, ситуацию (в меру своих сил) решил исправить другой министр, Андрей Фурсенко. Конечно, Андрей Александрович, в отличие от Михаила Ефимовича, ГИТИСов не кончал, а потому и репризы свои вынужден готовить тщательно, а не выдавать по наитию. Тем не менее, и на этом поприще он успел прославиться. То о вреде высшей математики для креативности расскажет. То воспитывать 30-летних мужиков предложит. Именно так 16 июня господин министр обосновал необходимость повышения верхнего предела призывного возраста с 27 до 30 лет. «У нас армия сегодня взрослеет, многие приходят служить не после школы, а после вузов, и этому надо уделять больше внимания… Взрослых призывников надо не обучать, а воспитывать. Они уже и так много знают и умеют», – передает GZT.ru слова Андрея Фурсенко.
Рунет немедленно откликнулся на инициативу министра-шоумена. Чиновник сделал свою работу на уровне профессионального артиста, вызвав у ряда юзеров бурю почти шекспировских страстей. Правда, рассуждения о том, куда именно должен пойти господин министр после таких предложений, соседствуют с вялой иронией. «В старой русской армии с подачи царя Петра III с 1762 года солдаты стали служить 25 лет – так называемая рекрутчина. Армия тогда была практически полностью укомплектована, что позволяло ей участвовать в многочисленных войнах. И солдаты-старики были ее ударной частью. Позволят ли нынешние реальности усилить ВС тридцатилетними?» – пишет гражданин с говорящим ником nesoglasny-hren. Некоторые, как, наример, владелец страницы kis-kis-zaelo.livejournal.com, напоминают, что министр образования, согласно его официальной биографии, в армии не служил, «а сам Фурсенко – реально – великий математик – посчитал, что сыну – 31 год, и согласился увеличить призывной возраст до 30 лет».
Другие, как юзер tasr переходят и к политическим выводам: «Нужные правительству решения у нас продавливаются через Госдуму стремительно и напором. А оппозиции нет. Вот вам и вертикаль власти. Можно верить в тихую свою стабильность, жить спокойно и никого не трогать ровно до того момента, пока государственная машина не обернётся против тебя. А рано или поздно она это сделает. И что? Есть ли у тебя в руках какие-нибудь рычаги чтобы спасти себя? Нет, конечно».
Правда, среди потока более-менее эмоционального возмущения, можно найти и отдельные одобрительные реплики к инициативе чиновников. «Учитывая сложившуюся сегодня ситуацию на рынке труда в России, лучше конечно пусть парень или почти мужчина побудет с годик в армии», – считает aleksfarshanev.
Характерно, однако, что многие пользователи в принципе отреагировали на данную инициативу довольно вяло, хотя и высказывали неодобрение. В общем, все как в стихотворении Марины Шамсутдиновой про «детей 90-х»: «На все фокусы власти мы отвечаем одним – угрюмо сажаем картошку».
Рассуждая на данную тему, можно, конечно, вспомнить о том, что наибольшее недовольство сокращением отсрочек или увеличением призывного возраста высказывает как раз те слои населения, которые старательно записывают в потенциальное «медведевское большинство» и на кого рассчитан образ действующего президента, как самого что ни на есть в самом широком смысле либерала. И задуматься, измениться ли что-нибудь, если образ в очередной раз разойдется с реальностью.
Однако интереснее даже другое. За время правления действующего президента обозначилась одна любопытная черта. Новая (точнее, обновленная) власть очень любит воспитывать. И какие праздники отмечать посоветует (День святого Валентина – нельзя, День Петра и Февронии – можно), и какими семьи должны быть расскажет (чтобы все, даже дальние родственники в делах семьи свое слово имели), и какой женщине быть объяснят («склонной к смирению», если верить супруге президента). Потом уже депутаты занялись воспитанием молодежи – но получилось у них как в реплике из советской комедии «Семь нянек»: «Ипподромы, планетарии всякие – это не для подростков». В одну кучу «экстремистских течений» народные избранники свалили и фашистов, и антифашистов, и буйных футбольных фанатов, и тихих эмо с готами. Может быть, дело в том, что депутатов самих лишь недавно правильно «воспитали» (объяснив, что «Дума – не место для дискуссий»), так что и с заданием они справились в стиле большинства неофитов – старательно, но не на отлично.
Взрослые – объекты для воспитания неблагодарные. Однако шутки годичной давности о том, что вслед за подростками руководители страны займутся воспитанием взрослых, кажется были восприняты российскими верхами всерьез. Кстати, неплохой пример давно подан. В повести братьев Стругацких «Обитаемый остров», как известно, действие происходит в Стране Отцов. Где все проблемы – от голода до инфляции – также эффективно решаются путем своеобразного «воспитания»: обработки сознания населения в нужном ключе. Лица же такому воспитанию не поддающиеся становятся уже «воспитуемыми» в самом прямом смысле – так в этом мире называют пожизненных каторжников.
В этом смысле интересно, что Андрей Фурсенко высказал данную идею не где-нибудь, а на совещании с участием представителей министерства обороны и генеральной прокуратуры. Хорошая компания для министра образования, не правда ли? Впрочем, возможно, в новом ключе министерство образования – тоже в своем роде силовое ведомство? Об одном только не стоит забывать ни господину министру, ни тем, кто захочет воплотить отдельные фантазии Стругацких в жизнь. В Стране Отцов, как помнят читатели, путь из воспитателей в «воспитуемые» является очень простым и недолгим. Остается надеяться, что «отцы» российского государства, не обладая техническими возможностями для воспитания населения, как у правительства «неизвестных отцов» из «Обитаемого острова», все же вынуждены будут искать другие пути решения встающих перед страной проблем.