Корреспондент Рабкор.ру Владимир Веретенников побеседовал с мэром Риги Нилом Ушаковым, который сейчас является одним из наиболее известных людей в современной Прибалтике. Будучи руководителем партии «Центр Согласия», позиционирующей себя в качестве организации левого толка, Нил Ушаков, по его утверждению, руководствуется в своей работе идеалами социал-демократии.
Вы стали первым в истории Латвии русским мэром Риги. Как вы считаете, удалось ли Вам добиться доверия и горожан-латышей, готовы ли они в следующий раз голосовать по чисто прагматичному, а не национальному критерию?
Объединение «Центр Согласия» получило уже на прошлогодних выборах в рижскую Думу, по нашим расчетам, не менее 30 процентов голосов именно от избирателей-латышей. В принципе, это первый раз в истории Латвии, когда политическая партия получила массовую поддержку от представителей разных национальностей – до этого каждая община голосовала лишь строго за «своих». Во многом это произошло благодаря экономическому кризису, который, как известно, поражает общество целиком, вне зависимости от национальностей. Люди стали задумываться: если уж, как выяснилось, в предыдущие годы наши правители наделали такое количество ошибок в экономической сфере, то не может не быть, чтобы столько же ошибок не было допущено и в сфере национальной политики! В итоге, наш успех на выборах доказал, что избиратель проголосовал за конкретный образ мыслей и за конкретную идеологию. А наша идеология была и остается социал-демократической. Спрос на ценности социал-демократии за последние пару лет значительно вырос.То есть, в выборе рижан благотворную для «ЦС» роль сыграла как наша платформа, так и тот факт, что мы не причастны к «подвигам» предыдущих правителей, к их глупости и высокомерию, доведших страну до поистине плачевного состояния. В результате, объединение «Центр Согласия» получило большинство голосов в столице.
Насколько в Вашей деятельности на посту мэра Риги видна именно социал-демократическая составляющая?
Практически во всем. При продиктованном кризисом сокращении бюджета, когда «резались» почти все программы и направления, единственным нетронутым осталось лишь финансирование социальных пособий. Продолжаются ремонты школ, детских садов, в них открываются новые места. Активно строятся и сдаются в эксплуатацию муниципальные квартиры. Идет работа над тем, чтобы рассчитать возможности привлечения кредитного финансирования, чтобы кардинально решить проблемы рижан, стоящих в очереди на получение жилья. Сейчас в этой очереди стоят более 8 тысяч семей. Чтобы помочь им, нужно сдавать не 200-300 квартир в год, как раньше, а значительно больше. Надеемся, что летом уже будем располагать стратегическим планом решения данного вопроса. Мы объединяем все домоуправления воедино, рассчитывая за счет этого снизить административное бремя и, соответственно, расходы. Рассматриваем возможности реорганизации предприятия, ведающего городским отоплением – возможно, будем привлекать инвесторов. Сами же тарифы на отопление благодаря ценам на газ удалось сократить втрое. Далее, несмотря на то, что государство «обрезало» все дотации в этой сфере, мы сохранили на уровне прошлого года для большинства пассажиров цены и все скидки в общественном транспорте – хотя это было и нелегко! То есть, две трети тех, кто регулярно пользуется трамваем, ездят по старым, докризисным ценам. Кстати говоря, буквально на днях в Ригу из Чехии прибыл первый сверхсовременный низкопольный трамвай, произведенный компанией «Шкода». Всего же до конца года мы рассчитываем получить 20 подобных низкопольных составов.
Какие сферы и направления Вы сейчас считаете наиболее важными и актуальными в контексте Вашей работы во главе рижского самоуправления?
Одна из этих сфер как раз и связана с необходимостью максимально ориентировать нынешний кризисный бюджет на социальную поддержку и программы: помощь нуждающимся, доступное жилье, школы, детские сады и т.д. Во-вторых, необходимо прикладывать значительные усилия на развитие экономики. Если говорить о направлениях, способных принести прибыль уже через непродолжительное время, то это, в первую очередь, развитие туризма. Нас многие критиковали за то, что мы вкладываем значительные деньги в рекламу города. Но, поверьте, когда ты в преддверии рождественских каникул приезжаешь в Санкт-Петербург и первым делом видишь большую рекламу Таллина – это обидно.
Таллинские правители понимают важность развития туризма – и к ним едет все большее количество россиян, оставляющих там свои деньги. Мы тоже наблюдаем огромный приток туристов в первую очередь из Российской Федерации. Прибыль от этого получают туристические агентства, гостиницы и рестораны, в свою очередь, оставляющие ее нам в виде налогов. Опять же, значительное количество рижан благодаря этому имеет работу. К тому же, зарубежный бизнес благодаря проводимым нами рекламным мероприятиям видит – Рига живет и умирать не собирается. Для некоторых из них это становится стимулом, чтобы инвестировать в различные городские отрасли. Хорошо еще, что по моей инициативе удалось провести через парламент поправки к Закону об иммиграции, который теперь предусматривает возможность предоставить вид на жительство тем иностранцам, которые инвестировали в Латвию крупные финансовые средства. Вступление в силу новой редакции занова будет, я считаю, весьма способствовать инвестиционной привлекательности Латвии.
Кстати, какие программы помощи безработным осуществляет рижское самоуправление?
Ну, мы оказываем им всевозможную поддержку, также как и другим нуждающимся рижанам. Многие из них являются получателями ежемесячных столатовых стипендий, учатся по различным программам, позволяющим получить новую специальность или переквалифицироваться… Но кое-что не от нас зависит. В частности, мы уже много месяцев бьемся с правительством, чтобы они разрешили помогать людям с кредитами. Согласно действующим нормам, делать этого нельзя – хотя у нас значительная часть населения оказалась в кредитном рабстве перед банками. То есть, взял человек телевизор в лизинг, не смог по нему рассчитаться, и поэтому статус нуждающегося ему «не светит». По моему мнению, это очень неправильно и просто нечестно по отношению к людям. -Вообще, как развивается ваше сотрудничество с правительством Валдиса Домбровского? -Откровенно говоря, крайне скверно – они то и дело суют нам палки в колеса. Например, есть очень существенный вопрос работы с фондами Евросоюза, получения финансирования от них на разные нужды. Так, чтобы достроить Южный мост через Даугаву, необходимо софинансирование еврофондов. Но правительство не дает нам это софинансирование получить, а самостоятельно справиться с задачей достройки моста мы пока не можем… Кроме того, в первые же три недели работы нынешнего состава рижской Думы Кабинет Министров на 60 процентов снял целевые дотации на зарплаты учителям, уменьшил дотации и на общественный транспорт…
Как проходит развитие культурно-хозяйственных связей Риги с зарубежными городами?
Мы активно работаем над развитием отношений с Москвой и Санкт-Петербургом. Трудимся над продвижением там Рижской торговой марки, дабы наладить сбыт местных продуктов питания не только в самой Риге. Привлекаем туристов оттуда, развиваем культурное сотрудничество. В конце июля проводим форум мэров, куда приедут руководители городских муниципалитетов как с запада, так и с востока.
А не приходится ли сталкиваться с противодействием местных «ястребов», традиционно подозрительно относящихся ко всему, что исходит из-за восточной границы?
Да, бывает такое. Традиционно приходится слышать критику: мол, зачем вы опять в Москву поехали с предпринимателями? Почему не в Брюссель? В Брюссель, кстати, мы тоже ездим, выиграли европейский конкурс «Культурные столицы Европы». То есть, по решению международного жюри Евросоюза, в 2014 году Рига станет культурной столицей Европы. Но почему это должно препятствовать попыткам хотя бы частично восстановить утерянные хозяйственные связи с восточным партнером? Поэтому мы регулярно посещаем и Москву, и Санкт-Петербург и будем это делать! Да и не только в Москву – я и в Псков поеду, поскольку этот центр пограничного к Латвии региона РФ для нас также представляет немалый интерес. Ну а критики могут критиковать, пусть их…
Правящую коалицию РД часто упрекают в том, что она не желает работать с оппозицией, не принимает ее интересы во внимание. Что вы на это скажете?
Наша коалиция обладает тридцатью восемью, то есть двумя третями депутатских мест, закрепленных за двумя идеологически близкими партиями – «ЦС» и объединением «Латвийский путь\Первая Партия». Соответственно, за нас голосовала большая часть рижских избирателей, поддержку которых мы осуществляем, поэтому мы вполне легитимны. Впрочем, мы же берем на себя ответственность заботиться о благе не только нашего избирателя! Что касается оппозиции, то она подобралась крайне неконструктивная. Ведь сама спецефика этих партий, «Нового времени» и «Гражданского союза», она заключается в том, что им легче делать шоу на разного рода «войнах», нежели реально работать. И если «нововременцы» в этом отношении еще более вменяемы, то «ГС» всецело нацелен на «жизнь в окопах». Вообще, сотрудничать с «Гражданским союзом», как и с блоком «Единство», «Центру Согласия» весьма затруднительно в силу их приверженности к националистической риторике, да и их малопродуктивных способов работы…
Кстати, проблема всех предыдущих составов Думы заключалась в том, что там оказывалось по 10-12 партий, нередко по 2-3 человека от каждой. Поэтому, коалиции формировались настолько разношерстые, что им никак не удавалось проводить сбалансированную политику, ставить реальные долговременные цели. Вот как-то я общался с Айваром Лембергсом, мэром Вентспилса. Он хвалился, что к 2014 году в его городе не останется ни одной старой трубы. Они поставили план замены всех труб и целенаправленно его выполняют. А у нас целенаправленных действий долгое время никак не получалось. И поэтому, я считаю, это был огромный шаг в развитии гражданского самосознания нашего общества, что оно выбрало в нынешнюю Думу только четыре партии. Думаю, что во многом схожая картина будет и на парламентских выборах: пройдут «ЦС», блок ЛП\ПП, Союз зеленых и крестьян, блок «Единство»…
Сейчас у нас в РД действует эдакая двухпартийная система: с одной стороны «ЦС» и ЛП\ПП, с другой «НП» и «ГС». Так что больше не требуется тратить бесконечное время и нервы на переговоры и постоянное удовлетворение взаимных интересов. Поэтому и работа стала гораздо результативнее. Опять же, лично я в предстоящих в этом году выборах в Сейм участвовать не собираюсь, а потому строю долговременные планы своей работы во главе самоуправления.
Ваше мнение по поводу нынешнего городского бюджета?
Рижский бюджет-2010 состоит из 400 с лишним миллионов латов, что на 200 миллионов меньше, чем в позапрошлом году. Да и нынешний урезанный бюджет пока, к сожалению, не слишком хорошо наполняется. В феврале его наполняемость составила только 83-86% от запланированного, март надеемся выполнить стопроцентно. Пришлось провести значительные сокращения как среди аппарата, так и в зарплатном фонде. Только в текущем году подобные урезания в зарплате составили более 20 процентов. Объединили ряд департаментов, уменьшили число комитетов и исполнительных дирекций. Но мы постарались, чтобы бюджетные сокращения не отражались на простых горожанах. В любом случае, вся социальная составляющая нашей работы, как я уже говорил, осталась сохранена.
Прокомментируйте недавний запрет Думой митингов и шествий 16 марта…
Мы получили рекоментации из государственной полиции и Полиции Безопасности – в них содержались указания на возможные риски для общественной безопасности. Поэтому, вопрос был рассмотрен специальной комиссией, в которой также участвовали представители стражей порядка. По результатам ее заседания и решено было запретить все заявленные в этот день мероприятия. Другое дело, что их организаторы опротестовали это в суде и суд отменил запрет…
Будут ли накладываться какие-то ограничения на празднование 9 мая в Риге?
Не вижу для того никаких причин. Если говорить с точки зрения тех же рисков для общественной безопасности, то они как раз значительно увеличились бы, если бы празднование запретили. Думаю, что этот праздник будет отмечаться очень широко, причем не только 9-го, но и 8-го. Соответствующие заявки от общественных организаций уже поданы.
По вашим собственным ощущениям – спадает ли межнациональное напряжение в нашем обществе?
Могу повторить только одно: экономический кризис очень многим прочистил мозги. Во всяком случае, у нас в Риге.