Итак, «цветная революция» в Киргизии свершилась. Настоящее в республике, кажется, более-менее определилось. Курманбеку Бакиеву не удалось заручиться поддержкой ни армии, ни достаточных сил сторонников даже в родном Джалал-Абаде, чтобы отвоевать контроль над Бишкеком. Контроль над ситуацией в республике постепенно забирает «правительство народного доверия» во главе с Розой Отунбаевой, состоящее из бывших оппозиционеров. Однако будущее страны под вопросом. Да и прошлое туманно. Ведь споры о том, кто же все-таки является «заказчиком» «цветной революции» и кто же в итоге возглавит республику, не утихают до сих пор.
С Россией и не без Китая
О том, что реакция российских лидеров на недавний переворот в Киргизии оказалась необычно благожелательной, не заметил, кажется, только ленивый. Путин и Медведев критикуют уходящего Бакиева, едва только стало известно, что он оставил Бишкек, а вскоре заявляют о налаживании отношений с «правительством народного доверия» из бывших оппозиционеров. «Когда президент Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал отстраненного от власти президента Акаева за семейственность, за то, что в экономике Кыргызстана кругом сидели родственники. У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же самые грабли», – заявляет российский премьер.
А вот США, которые традиционно выступали патронами «цветных революций» на постсоветском пространстве, на этот раз реагируют совсем по-другому. Еще вечером 7 апреля (после того, как Курманбек Бакиев утрачивает контроль над Бишкеком) представитель Государственного департамента США Филипп Кроули заявляет: «Мы по-прежнему думаем, что прежнее правительство Кыргызстана остается у власти».Утром следующего дня, впрочем, посольство США в Киргизии дезавуирует это сообщение. Однако колебания американских дипломатов показательны – получается, что США новая «цветная революция» если и не застала врасплох, то заставила воздержаться от активной поддержки какой-то из сторон.
Самый первый и простой вывод из этих фактов многим показался очевидным – «революцию в Киргизии заказала Россия». Эту версию намеками, а то и напрямую уже высказали СМИ в разных концах мира. В том числе в США. Так, американское издание «Global Post» публикует статью с говорящим заголовком «Беспорядки в Киргизии: счет в пользу России». «Вам надо понять следующее: хотя исполняющая обязанности президента Роза Отунбаева и представляла некоторое время Киргизию в Вашингтоне, она в прошлом была функционером в советской коммунистической партии. И на сей раз она без промедлений обратилась с просьбой о признании к тому человеку, который действительно многое значит – к Владимиру Путину», – говорится в данной статье. Конечно, от данного заявления веет каким-то духом «рашен экзотик» для американской публики – КПСС, СССР, зловещий «Путин из Ка-Гэ-Бэ». Однако, повторимся, настроения хотя бы части американского экспертного сообщества она вполне отражает.
Схожие настроения царят и в тех постсоветских государствах, которые традиционно считались авангардом «цветных революций». Скажем, на интернет-форуме издания «Грузия-онлайн» посетители спорят о том, вторгнутся ли в Киргизию российские войска (видимо, тут на посетителей форума действует опыт «пятидневной войны» августа 2008 года) и заключают, что этого не произойдет, так как в среднеазиатской республике и так «победила пророссийская оппозиция».
Действительно, лидеры киргизской оппозиции в последнее время активно общались с Москвой. Зампред «правительства народного доверия» Алмазбек Атамбаев, который должен отправиться в Москву для переговоров, уже прибывал в российскую столицу сразу после киргизских президентских выборов в июле 2009 года. Правда, официально он встречался только с первым зампредом Комитета Госдумы РФ по делам СНГ Константином Затулиным. И все же ясно, что Москва уже тогда была готова наводить мосты и в отношениях с киргизской оппозицией. Глава временного правительства Роза Отунбаева, по слухам, также в предыдущие месяцы немало времени провела в Москве.
Очевидно и то, что пока нынешний переворот выгоднее России, чем США. Американцы и так смогли сохранить свою авиабазу «Манас», пусть она формально и превратилась из военной базы в «центр транзитных перевозок». Более того, обсуждался вопрос и о создании в Баткенской области Киргизии совместно с американскими специалистами нового антитеррористического центра. Теперь же представители нового правительства делают обтекаемые заявления о том, что примут «взвешенное решение» по поводу баз, и гораздо более зловещие намеки, что у договоров о размещении военных баз в Киргизии «есть определенный срок пребывания».
Интересно посмотреть на ситуацию и с точки зрения отношений с Китаем. Как известно, в результате «тюльпановой революции» 2005 года пал режим Аскара Акаева, который был настроен на активное сближение с КНР. В частности, с Китаем был подписан договор о разграничении границы, который многие сочли выгодным Пекину. Напротив, Курманбек Бакиев в свое время ушел в отставку с проста премьера в знак протеста против подавления беспорядков, связанных с подписанием этого договора. Многие члены команды, пришедшей к власти вместе с Бакиевым в 2005 году, в том числе министр обороны Исмаил Исаков, ныне снова вернувшийся во власть, также считались прохладно настроенными к уступкам Китаю.
Тем не менее, за время пребывания у власти президента Бакиева товарооборот между Киргизией и КНР, по некоторым данным, вырос примерно в 12 раз. А в начале этого года произошел и вовсе значительный прорыв в киргизско-китайских отношениях. В январе с визитом в Пекин прибыл Максим Бакиев, сын ныне свергнутого президента, считающийся едва ли не самым влиятельным человеком в окружении своего отца, возглавивший незадолго до этого Центральноое агенство по развитию, инвестициям и инновациям. ЦАРИИ, фактически, стало ключевым ведомством по управлению экономикой республики. Он пригласил китайских партнеров к участию в достройке Камбаратинской ГЭС-2, а также в модернизации производства поликристаллического кремния в области солнечной энергетики. Это те самые проекты, к которым киргизское руководство ранее обещало привлечь российские структуры.
Пока на практике Киргизия была одним из главных транзитных пунктов по экспорту китайских товаров и их заметным потребителем. Однако в КНР уже неоднократно заявляли, что их интересуют гидроресурсы республики. К тому же, через территорию Киргизии проходят маршруты, связывающие Китай с Узбекистаном и Туркменией, в сотрудничестве с которыми Пекин заинтересован. Нынешняя революция несколько ослабит позиции Пекина в республике – ведь КНР придется находить общий язык уже с новым руководством, которое может дезавуировать старые договоренности. Однако общая тенденция показывает, что со временем влияние Пекина все равно должно восстановиться и даже возрасти – ведь это один из ближайших соседей Киргизии, заинтересованный в сотрудничестве с ней и имеющий большие инвестиционные возможности.
Говоря о «пророссийскости» пришедшей к власти в Бишкеке оппозиции, впрочем, стоит иметь в виду одну вещь. «Тюльпановая революция-1» тоже не развивалась по принципу «антироссийская оппозиция против поророссийской власти». С Москвой режим Акаева связывали вполне ровные отношения, а пришедшие к власти оппозиционеры тогда заверили Москву в продолжении партнерских отношений. Вскоре после «первой тюльпановой революции» в Москву прибыла Роза Отунбаева – тогда в качестве и.о. главы МИД Киргизии. Но и о давних связях киргизской оппозиции с США забывать не стоит. Годы сотрудничества с американскими структурами вряд ли прошли даром. Так что очень вероятно, что новая власть в итоге будет более сговорчивой в отношениях с Москвой, но и сотрудничества с США (видимо, выторговав у Вашингтона дополнительные преференции) также не прекратит. Кроме того, очевидно, что никакая поддержка извне не могла бы заменить внутренних причин нынешней «цветной революции». В том числе недовольства влиятельных кругов республики ужесточением режима Бакиева и оттеснения многих влиятельных раньше групп элиты от возможности влиять на государственную политику. «Цветные революции» редко обходятся без поддержки со стороны кого-то из представителей правящих групп. Косвенным свидетельством того, что не без этого обошлось и сейчас, служит относительный нейтралитет армии в ходе противостояния. А также тот факт, что глава МВД «правительства народного доверия» Болот Шерниязов оставил на своих постах всех прежних руководителей органов внутренних дел регионального уровня – кроме главы ГУВД Бишкека.
В поисках человека с ружьем
Как уже заявляли представители «правительства народного доверия», ближайшие полгода уйдут на подготовку новых парламентских и президентских выборов и, судя по всему, изменений в Конституции. Видимо, целью этой работы будет согласование баланса интересов между различными клановыми и региональными группами, пришедшими к власти в результате недавних событий. Изначальной целью данных согласований будет, конечно же, попытка добиться недопущения доминирования какой-либо из этих групп. Однако в действительности в ближайшей перспективе в рядах оппозиции должен быть определен лидер, который смог бы удержать под контролем ситуацию в республике. Так проще и для влиятельных держав, имеющих свои интересы в Киргизии – в том числе для России и США.
Роза Отунбаева для чрезвычайно фрагментированного политического пространства страны – идеальная компромиссная фигура. К тому же она имеет большой дипломатический опыт, а новому правительству понадобится международная помощь и признание. Однако вряд ли она является тем человеком, который сможет держать страну в руках.
Как показал опыт предыдущих «цветных революций», возможно, в первое время эту роль будет выполнять тандем или триумвират, состав которого будет отражать баланс интересов региональных и клановых групп влияния. Причем, в среднесрочной перспективе вероятность распада такой правящей группы очень велика (вспомним Тандем Бакиева и Кулова, Ющенко и Тимошенко, триумвират Саакашвили, Жвания и Бурджанадзе и т.д.).
Чтобы понять, в чьих же руках сосредоточится реальная власть после закрепления победы оппозиции, нужно учесть, что, несмотря на начало восстания в регионах севера страны, многие ключевые позиции во временном правительстве заняли выходцы с юга. К ним можно отнести и такие фигуры, как отвечающий за сферу обороны Исмаил Исаков или зампред временного правительства Омурбек Текебаев.
Интересно, что в 2010 году в какой-то мере повторяется политический расклад 2005 года. В ходе «тюльпановой революции-1» восставшие, костяк которых составили выходцы с юга республики, освободили заключенного генерала Феликса Кулова, связанного с севером страны, который помог установить контакты со спецслужбами и правоохранительными органами, стал тем «человеком с ружьем», который помог навести порядок в стране, и в итоге занял пост премьера. Ныне же восстание, начавшееся на севере, привело к освобождению осужденного генерала Исмаила Исакова, связанного с югом, чья поддержка помогла обеспечить нейтралитет армии в ходе беспорядков. Исаков был одним из первых лидеров оппозиции, официально обратившихся к СМИ после прошедших событий. Его влияние в оппозиционных кругах демонстрирует тот факт, что в прошлом году он был выбран в числе двух кандидатов в президенты от объединенной оппозиции (в итоге, правда, сняв свою кандидатуру в пользу Алмазбека Атамбаева). Поэтому не исключен и такой вариант развития событий, что при президенте-северянине премьером станет кто-то из влиятельных «южан». Например, тот же Исаков или Текебаев. Но при этом полномочия президента будут сокращены, а премьера расширены.
Пока же политики делят власть, а политологи спорят о победителях гонки, бесспорным фактом остается бедность населения Киргизии, которая и помогла подвигнуть его на участие в восстании. Недаром Таласская область, оказавшаяся в авангарде восстания, по данным Национального статистического комитета Киргизии, входит в тройку регионов страны с самым высоким уровнем бедности. Социальный фактор всегда присутствовал в заявлениях лидеров «цветных революций». Однако сегодня в Киргизии он оказался наиболее значительным. Незадолго до восстания, правительство объявило о повышении тарифов на электроэнергию и горячую воду. Одним из первых заявлений Розы Отунбаевой в качестве главы «правительства народного доверия» стало обещание вернуть тарифы на прежний уровень. Однако слишком велика вероятность, что обещания новых властей, по большей части, все же останутся в области популизма. У бюджета республики не так много источников доходов для победы над бедностью.