«Для Киргизии очень характерна ситуация, когда сегодня ты у власти, а завтра – оппозиционер»
События в Киргизии, в время которых сторонники оппозиции взяли штурмом здание правительства и пролилась кровь, для Рабкор.ру прокомментировал эксперт по Средней Азии, политолог, сотрудник Института федерализма и гражданского общества Сергей Фуфаев.
Как вы думаете, в нынешней ситуации возможны попытки возврата власти Курманбеком Бакиевым при помощи силы?
– Я думаю, ему это уже не удастся, не удастся заручиться поддержкой населения. Когда Курманбек Бакиев уехал на юг, откуда он сам и происходит, у меня были опасения, что в стране может начаться гражданская война. Однако теперь я в этом сомневаюсь. Дело в том, что люди не хотят, чтобы продолжалось фактическое пребывание у власти Максима Бакиева, сына президента Киргизии. Бунт начался во многом из-за него. Резкое повышение тарифов, кроме того, слухи о том, что переводы из России можно будет делать только через «Азия Универсал Банк», который контролировался Максимом Бакиевым – это только некоторые из связанных с сыном президента моментов, вызвавших народный гнев.
Думаю, что в сложившейся ситуации власть в Бишкеке недооценила оппозицию, а оппозиция недооценила народ, начавший громить все вокруг. Ситуация к моменту бунта напоминала обстановку в Киргизии образца 2005 г., когда таким же способом был свергнут Аскар Акаев.
Насколько велика вероятность, что в Бишкеке будет создан стабильный политический режим?
В конце концов он будет создан. Третий раз свергать власть силовым путем – это чересчур. Но скорее всего, новый режим не будет олицетворяться теми людьми, которые создали нынешнее временное правительство. Вряд ли им простят тот хаос, в которой Бишкек погрузился уже второй раз за пять лет. Пока события показывают, что члены временного правительства не слишком отвечают за свои слова. Потому что когда ты выводишь народ на улицы, ты должен сделать все для того, чтобы избежать кровоприлития. А как мы видим, в результате погибло и пострадало множество людей.
Вы полагаете, что народ временному правительству не доверяет?
Дело в том, что эти люди так или иначе у власти в стране уже были и успели себя так или иначе проявить. Кто сейчас входит в состав оппозиции? Бывший министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева, бывший премьер-министр Алмаз Атамбаев, бывший спикер парламента Омурбек Текебаев, а также ряд других политиков, которые в тот или иной период времени пребывали у власти. Вообще для Киргизии очень характерна ситуация, когда сегодня ты у власти, а завтра – оппозиционер. Пять лет назад тот же Курманбек Бакиев шел свергать Акаева. Граждане будут смотреть, как эти люди покажут себя в новом качестве, как скоро они смогут навести порядок в Бишкеке.
Почему сторонникам оппозиции так легко удалось преодолеть сопротивление милиции и армии?
Ну, армия по большому счету в конфликт не вмешивалась. Дело в том, что после того, как в тюрьму посадили бывшего министра обороны Киргизии Исмаила Исакова, доверие у военных к режиму Курманбека Бакиева было утрачено. Так что рассчитывал президент только на силы МВД. Если сравнивать нынешние события с «революцией тюльпанов» 2005 г., то сейчас жертв гораздо больше. Спецназ, который защищал ряд учреждений в Бишкеке, стрелял на поражение и действовал жестко. Кроме того, о решительных мерах против восставших накануне говорил и министр внутренних дел Киргизии Молдомуса Конгатиев. Но в результате самого министра очень сильно избили во время беспорядков. Силовых ресурсов у Курманбека Бакиева было не так много – поэтому оппозиция смогла захватить контроль над Бишкеком.
После того, как будут объявлены новые выборы, на кого может поставить Россия в Киргизии?
Я думаю, что в этой ситуации ставить нужно на киргизского избирателя. Дело в том, что сегодня жители этой республики теснейшим образом связаны с Россией. Каждый год путем перевода денег, заработанных гражданами Киргизии в России, в эту страну поступает сумма, сопоставимая с бюджетом государства. В Киргизии, особенно на севере, по-прежнему очень широкого используется русский язык, а владеют языком практически все, и в целом пророссийские настроения здесь очень сильны. Соответственно и политик, который придет к власти в Киргизии, должен будет учитывать этот фактор.
А не получится ли так, что в результате новых выборов к власти в Бишкеке придет ставленник Вашингтона?
Людьми из Америки в последнее время как раз был окружен Максим Бакиев. Так что нынешний бунт был во многом антиамериканским. Что касается американской военной базы в Манасе, то не думаю, что для киргизских политиков этот вопрос станет основным. Это, если посмотреть внимательно, транспортная авиабаза. Если ее уберут из Киргизии – откроют в Узбекистане или еще в одной из приграничных с Афганистаном стран. С другой стороны, киргизам эта база дает некоторые гарантии зашиты от афганских экстремистов. Хотя, еще раз повторю – это не боевая база, в отличие российской авиабазы в Канте.
В целом же отмечу, что Киргизия – это маленькая страна, которая нуждается в международном покровительстве. И большинству киргизов, как мне кажется, хотелось бы, чтобы этим покровителем выступил не Узбекистан, Китай или США, а Россия.