Обратиться к вопросу о смертной казни меня побудило недавнее создание политической партии РОТ-Фронт (Российский объединенный трудовой фронт, или Трудовой Фронт), основой которой стали РКРП, Левый Фронт, боевые профсоюзы и социальные движения. Оговорюсь сразу, что саму попытку выхода радикальных левых и классовых профсоюзов в «большую политику» можно только приветствовать. И лично я, как левый активист, готов всячески содействовать этому процессу. Даже если в силу авторитарного характера российского режима партия не будет зарегистрирована, процесс ее создания, организационная работа, дискуссии и сотрудничество активистов и организаций может пойти на пользу движению в целом.
Однако, сотрудничество предполагает и товарищескую дискуссию, и товарищескую критику. Поэтому, я хотел бы обратить внимание на один из моментов проекта программы новой партии, который, как мне представляется, не только является политически ошибочным, но и показывает как минимум небрежное отношение к проведению классового подхода в решении политических вопросов. Вдвойне этот факт неприятен, поскольку на учредительном съезде партии совершенно правильно и специально подчеркивался классовый характер нового политического субъекта.
В программе новой партии содержится требование ужесточения уголовных наказаний. Вот этот пункт:
«В сфере борьбы с преступностью и наркоманией партия выступает за:
резкое ужесточение уголовного законодательства за такие виды преступления как:
– взяточничество и использование служебного положения;
– распространение наркотиков;
– растление малолетних;
– преступления против детей;
– организация проституции;
– нанесение вреда здоровья гражданам путём продажи некачественных лекарств, алкоголя и других продуктов»
Многие из этих преступлений уже предполагают наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. То есть ужесточением такого наказания будет введение смертной казни или пожизненного заключения. В первоначальном варианте программы это требование было прописано прямо: . Кстати, именно в таком виде программа и опубликована на некоторых сайтах.
В Украине вернуть смертную казнь призывала симоненковская КПУ и даже голосовала за соответствующий законопроект в Верховной Раде. Против запрета на вынесение смертных приговоров в России (законодательство предполагает высшую меру наказания по пяти статьям УК) регулярно выступает КПРФ. Если эти партии сложно отнести к коммунистическим в нормальном понимании этого слова, то и у более левых политических субъектов встречаются подобные призывы. Например, в газете радикально-коммунистической РКРП «Трудовая Россия» можно встретить призывы к восстановлению смертной казни, которая отменена «в угоду Западу».
Остается только радоваться, что требование введения смертной казни не вошло в окончательную редакцию программы РОТ-Фронта. Но то, что оно появилось в проекте, уже говорит о многом. Да и остался же в финальной версии пункт об ужесточении наказаний.
Давайте поразмышляем, могут ли левые, тем более коммунисты, выступать за ужесточение уголовных наказаний, и в особенности за введение смертной казни в сегодняшних условиях?
В вопросе о смертной казни в общественном сознании сегодня господствуют два подхода – абстрактно-гуманистический и противоположный ему – утилитаристский. Согласно первому, государство ни в коем случае не может отнимать у человека жизнь, поскольку она дана человеку богом, или право на жизнь является «естественным правом» и т.д. Сторонники второго подхода утверждают, что страх перед лишением жизни – это важнейший фактор регулирования социального поведения, без которого все другие виды уголовного наказания будут недостаточны. Авторы первоначального проекта программы РОТ-Фронта, где было соответствующее требование, явно склоняются к утилитаристскому подходу, но делают это скорее всего из популистских соображений – идея строгого наказания довольно популярна в российском обществе.
Как нетрудно заметить, оба эти подхода абстрактны, более того, – они чисто буржуазны. Именно буржуазное право характеризуется тем, что применяет равную мерку к неравным людям и неравным ситуациям. Сам этот принцип формального равенства является лишь слепком с отношений обособленных товаропроизводителей на рынке. Лицемерие такого принципа заключается в том, что в капиталистической реальности люди не равны – богатые и бедные имеют совершенно разные возможности, а их формальное уравнивание «перед законом» есть лишь прикрытие действительного неравенства.
Это азы классового подхода. Применительно же к смертной казни это означает, что быть абстрактно «за» или «против» лишения человека жизни государством (равно как «за» или «против» строгих наказаний) – значит находиться в плену буржуазной идеологии. На деле важно кто, когда, при каких обстоятельствах и кого лишает жизни.
Легко привести крайние случаи: вряд ли кто-то, кроме крайних реакционеров, будет сожалеть о казни нацистских военных преступников; также как вряд ли кто-то одобрит казнь Джордано Бруно на костре инквизиции. Хотя формально мы имеем здесь дело с «одинаковой» ситуацией – лишение человека жизни государственными структурами, однако социально-классовое содержание этих ситуаций совершенно разное. В одном случае передовая и революционная общественная сила, которой во время Второй мировой войны был Советский Союз, лишает жизни представителей самой крайней фашистской реакции. В другом, – наоборот, реакционная общественная сила лишает жизни носителя передовых, прогрессивных взглядов своего времени. В одном случае мы имеем дело с актом освобождения человечества, в другом – защиты закрепощения, порабощения человеческого общества.
Вернемся к современной российской ситуации. Кому авторы программы РОТ-Фронта хотели дать право лишать жизни своих сограждан? Современному российскому государству, его правоохранительной системе.
Марксистам не нужно объяснять, что сущностью этого государства является сохранение капиталистической системы, основанной на накоплении капитала за счет эксплуатации труда. Все остальные государственные функции выполняются лишь постольку, поскольку они служат этой основной задаче – самосохранению системы.
Если мы признаем этот очевидный каждому марксисту и коммунисту факт, то в таком случае, сказав «А», следует сказать и «Б»: такие мощные орудие контроля, как смертная казнь и длительное тюремное заключение будут применяться этим государством в первую очередь именно для реализации этой основной задачи – сохранения капитализма. И в случае кризисной ситуации наказания эти будут применяться против противников существующего строя, то есть против самих активистов новой партии РОТ-Фронт.
И это верно по отношению к любому буржуазному государству. Однако, в случае с путинско-медведевской Россией мы к тому же имеем дело с крайне коррумпированным государством; с государством бюрократическим; с государством, где о независимости суда не приходятся говорить даже в том объеме, который существует в странах Запада и т.д. Давать такой инструмент, как смертная казнь в руки такому государству, просто преступно.
Авторы проекта могут возразить, что у них-то речь идет про педофилов, взяточников, наркоторговцев и т.п. Однако, в российской реальности мы каждый день сталкиваемся с фабрикацией дел по самым серьезным статьям, с выбиванием показаний у обвиняемых. В этой реальности вовсе не исключено, что неугодный политический или профсоюзный активист вдруг «окажется» подобного рода преступником стараниями правоохранительных структур.
Требование восстановления смертной казни хотели включить в программу РОТ-Фронта, по всей видимости, для того, чтобы «понравится публике». Однако, вряд ли стоит идти на поводу у масс в этом вопросе. К тому же сами массы чуть ли не повседневно, в своей практике, сталкиваются с произволом правоохранительных органов, приводящим к периодическим всплескам ненависти в адрес милиции. Милиция, прокуратура, суд не пользуются доверием населения – об этом свидетельствуют даже периодические опросы общественного мнения. Для левых логичнее было бы использовать этот инстинктивный протест против силовых органов буржуазного государства, включить в свою программу требования сокращения прав милиции, общественного контроля над правоохранительными органами и т.д.
– Однако коммунистические режимы активно использовали смертную казнь, у вас, коммунистов, опять двойные стандарты, – возразят нам либералы. Мне кажется, нужно принять это возражение. Да, мы – коммунисты, за двойные стандарты, поскольку не может быть одного стандарта для рабочего и олигарха, как и для пролетарского и олигархического государства. Мы против того, чтобы сегодняшняя власть имела законное право убивать своих граждан. Но мы за то, чтобы в случае победы новая революционная власть могла применять террористические меры против фашистов, вооруженных контрреволюционеров, заговорщиков и т.п.
Сегодня мы видим, как представители правящего класса убивают друг друга в интересах передела собственности, как убивают они неугодных журналистов, правозащитников, которые мешают ведению их бизнеса. В случае же угрозы полной потери собственности и власти, буржуазия пойдет на самые крайние меры – сомневаться в этом может только человек очень наивный, либо тот, кто с представителями российского правящего класса никогда в жизни не сталкивался и об их методах ведения дел никогда не слышал. В этом случае отказ от права применять «красный террор» в ответ на террор «белый» будет прямым предательством революции, предательством, которое приведет к потерям тысяч и тысяч жизней сторонников революции. Лишь по мере коммунистического уничтожения классов, когда не вражда, а сотрудничество станут нормой в человеческом обществе, необходимость в такой мере, как смертная казнь, как, впрочем, и в других формах уголовного наказания, отпадет вовсе.
Подчеркнем еще раз, классовый подход предполагает «двойной стандарт» – нравится это господам либералам или нет. Применять же одинаковый стандарт к государствам совершенно разного социального типа – революционному и контрреволюционному – означает полностью игнорировать классовый подход, оставаясь в рамках буржуазной правовой идеологии. Буржуазному государству мы должны оставлять как можно меньше легальных возможностей для террора против своих граждан. В то же время мы не можем заранее отказаться от каких-либо средств революционной борьбы против классового врага. Формы этой борьбы будут определяться обстоятельствами и целесообразностью, а не отвлеченными требованиями абстрактной морали.
В связи с вышеизложенным, обращаюсь к товарищам членам РОТ-Фронта с советом ни в коем случае не включать в партийную программу пункт о восстановлении смертной казни, и предложением выкинуть из программы требование ужесточения уголовных наказаний.