В новостях, размещенных 15 января 2010 года в «Правде.ру», меня поразила небольшая статья под заголовком «Россияне утратили интерес к чтению». В ней сообщалось, что, согласно данным исследователей Института социологии РАН, , а число российских семей, имеющих домашнюю библиотеку, снизилось до минимальных значений. А те, кто все-таки берет изредка в руки книгу, предпочитают читать легкие досуговые издания. .
Ученые института пришли к печальному выводу, что
Что же стряслось с российскими гражданами? Почему и каким образом из самой читающей страны в мире Россия в столь короткое время превратилась в общество невежд, успешно наверстывая свое отставание от Запада? Да и в других союзных республиках канувшего в Лету СССР положение дел не лучше.
Первое объяснение, которое пришло в голову, — сказывается влияние интернета. В самом деле, немалое число людей предпочитает сегодня читать публикации в интернете, отвыкая от книг. Тем более что это и дешевле, и удобнее, а самое главное, экономится время. Необходимую информацию можно в два счета найти в той же Википедии. Кроме того, в интернете талантливые писатели публикуют произведения, которые издательства считают недоходными, — и нередко встречаются замечательные творения, которые всегда можно почитать в многочисленных электронных библиотеках, а при желании — скачать.
Еще одно объяснение, лежащее на поверхности — это кризис школы. Сегодня учителя в ряде школ перестали быть авторитетом для учеников. Недавно в «АиФ» опубликована фотография класса, где на стене был вывешен лозунг «Воспитатель, я тебя убью!». Нынешние школьники в совершенстве овладели нецензурщиной, щеголяя друг перед другом семиэтажными конструкциями отборной матерщины. Известный телекомментатор Владимир Соловьев (кстати, отец шестерых детей) в этом же номере газеты в статье «Мы оказались у разбитого корыта» пишет: «Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе. Там существовала четкая система отношений и внутри учительского коллектива, и между учителями и учениками. У преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую организации. А когда все рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого корыта». Хуже того, школа, благодаря введению преподавания «закона божьего», превращается в рассадник религиозных мифов и догм, ограничивающих сферу научных знаний. Ведь религия — это древняя, отсталая, извращенная форма познания бытия, донаучная модель мира. Но в XXI веке навязывать детям искаженное представление об окружающем мире — это уже слишком! Страна и так откатилась на столетие назад, а тут еще и противопоставление школы науке. Этак можно дойти и до русского варианта Талибана.
Однако вместе с тем, анализируя проблему, я понимал, что истинные причины (а иначе этот процесс никак не назовешь) кроются не в Интернете, который является благом для подавляющего большинства людей, и не в школе, которая, несмотря на все трудности, чинимые властями, все-таки приобщает ребят к культуре и знаниям, а в чем-то другом. И это другое, мне представляется — кардинально изменившиеся общественные отношения.
Если изменяется человека, то трансформируется и , что неизбежно отражается на системе его потребностей, интересов и поступков (см. мои статьи «Потребности и мораль», «Нравственность и социальная революция»). Говоря проще, .
Исходя из такой научно обоснованной трактовки перемен, происходящих в человеческой психике, я пришел к выводу, что превращение читающего, высоконравственного, интеллектуально и социально развитого народа в народ, который происходит вследствие очень серьезных перемен во всей общественной системе.
Если советский строй, несмотря на его дефекты, способствовал, то дикий капитализм, разгулявшийся на просторах бывшего СССР, явился причиной .
Верен ли этот вывод?
Ответ на этот вопрос я нашел в трудах Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. В 2003 году институт издал замечательную книгу члена-корреспондента РАН Натальи Римашевской «Человек и реформы: секреты выживания», в которой системно изложены результаты обширных социологических исследований о влиянии на человека процессов, происходивших в 1990-е годы в России. Вот что пишет Римашевская: «В результате осуществляемых реформ население нашей страны оказалось в таком состоянии (бедность, нищета, неплатежи заработков, пенсий и пособий, отсутствие электричества и тепла в жилищах, а подчас отсутствие самого жилища и чрезвычайно низкое его качество — интенсивный рост цен на те услуги, которые должны предоставляться бесплатно как социальные гарантии государства), что надо еще раз громко сказать об этом … Россия не только теряет численность своих граждан в результате депопуляции, но и столкнулась с устойчивой деградацией человеческого генофонда: больные матери рожают больных детей, бедные семьи воспроизводят бедность. И это подтверждено статистически» (С. 9).
Итак, бедные семьи воспроизводят бедность, в результате чего происходит . Но деградирует не только генофонд. Как показывает та же статистика, резко снижается и уровень в результате воздействия следующих негативных процессов:
· . Если в 1952 году потребление чистого алкоголя составляло 1,9 литра на душу населения, то сейчас оно в 10 раз больше, чем в 1952 году, и в 5 раз больше, чем в царской России.
· За последние 20 лет — увеличение в 10 раз. Согласно данным Федеральной службы РФ по наркоконтролю, число наркоманов в России составляет 5,1 миллиона, а от употребления наркотиков ежегодно погибают от 70 до 100 тысяч человек.
· о масштабах которой можно судить по тому факту, что доля «теневой экономики» составляет не менее 40 % от ВВП, причем, по словам академика В. Кудрявцева, подавляющая часть преступлений — это «бедная преступность», когда люди совершают кражи ради хлеба насущного, что свидетельствует об обнищании населения.
· Число безработных оценивается сегодня в 6–7 миллионов человек.
· Доля пауперов всех возрастов в городах составляет не менее 10 %.
Таковы поистине выдающиеся «достижения» реставрации капиталистической системы в России, совершенной горбачевыми, ельциными, яковлевыми, гайдарами, чубайсами и им подобными вершителями судеб десятков миллионов людей в полном соответствии с Вашингтонским проектом.
И спрашивается: разве может при таких процессах не происходить деградация личности? Разве хронический алкоголик или наркоман заинтересован в чтении книг? Разве криминальный мир испытывает хоть малейшую потребность в приобщении к высокой культуре? Наоборот, он создал , которая откровенно и нагло выплескивается с экранов телевизоров и звучит по радио, смотрит на покупателей с глянцевых обложек эротических, порнографических книг и журналов. Сегодня главный герой сериалов — это преступник. Разве порядочный трудяга, уволенный предпринимателем и озабоченный поисками работы и средств к существованию, настроен читать классическую литературу или ходить в музеи, чтобы удовлетворять свои эстетические потребности? А что говорить о бомжах, беспризорных, проститутках, которые живут в своем особом мире, далеком от искусства и научных идей…
Но даже не это главное. По моему мнению, становление высоконравственной, интеллектуально развитой личности может происходить только в том случае, если человеком движет благородная общественно значимая цель, если развитие общества нацелено на наиболее полное удовлетворение потребностей человека, в структуре которых неуклонно возрастает доля потребностей. Если же система экономических отношений в обществе нацелена на погоню за частным богатством, достигаемом путем эксплуатации человека человеком, с помощью мошенничества, откровенного грабежа, взяточничества и прочих широко распространенных в сегодняшней России способов, то она неотвратимо стимулирует укоренение в людях таких качеств, как эгоизм, индивидуализм, жадность» — этот призыв заменил коммунистический лозунг «».
Возвращаясь к чтению, я хотел бы заметить, что оно всегда было основой не только обучения и средством приобщения к культурному наследию человечества, но и свидетельством стремления человека вносить посильный вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. Отсутствие потребности в чтении серьезной, полезной, высоконравственной литературы служит явным признаком духовной деградации человека. . Без чтения невозможно образование, совершенно исключен процесс развития и саморазвития личности, нацеленный на овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях и умениях. Чтение — это залог сохранения и развития духовной культуры, а также прогресса в социальном развитии.
Возникает вопрос: когда сегодня со всех трибун вещают о модернизации экономики России, кто будет проводить эту политику в жизнь? Люди, не читающие серьезных книг и не умеющие самостоятельно мыслить? Алкоголики и наркоманы? Бомжи, бродящие в поисках отбросов по помойкам? Проститутки? Преступники, убивающие и грабящие ради денег? Безработные, думающие только о том, как свести концы с концами? Или власть имущие возлагают все надежды на олигархов?
Я вновь хочу процитировать директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А. Шевякова, который недавно сказал: «Основные выводы из результатов наших исследований заключаются в следующем: острые социально-экономические диспропорции, возникшие в ходе проводимых в стране реформ, представляют серьезную угрозу социально-политической, экономической и демографической ситуации в стране, особенно в условиях развивающегося кризиса. Избыточное социально-экономическое неравенство и бедность оказывают существенное обратное влияние на экономическую и демографическую динамику и являются основным препятствием для расширенного воспроизводства населения, человеческого капитала и повышения темпов экономического роста … социально-экономическое неравенство в России достигло угрожающих величин, доходы более 60 % населения лежат ниже границ, позволяющих этой части населения эффективно реализовывать себя в экономике и накладывает ограничение на их здоровье и репродуктивное поведение». И, добавлю от себя, приводящих к деградации человеческой личности, ибо, как показывают исследования, они формируются только на основе духовных интересов и представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социально-экономической и социокультурной обстановкой в обществе.
Единственное, что меня все-таки утешает и обнадеживает, это то, что % . А современный экономический кризис, я в этом уверен, повернет мысли и побуждения многих в правильном направлении. Об этом говорит хотя бы тот факт, установленный социологическими исследованиями, которые провели в декабре 2009 года сотрудники радио «Свобода»: в России среди опрошенных растет процент положительных оценок Великой Октябрьской Социалистической революции.