В январе 2015 года либеральные правительственные чиновники и их единомышленники из оппозиции в очередной раз собрались в Москве на Гайдаровский Форум. Это ежегодное мероприятие интересно именно тем, что позволяет в публичном режиме демонстрировать единство и тесное сотрудничество правительства и либеральной оппозиции по основным стратегическим вопросам. Председатель правительства Дмитрий Медведев торжественно восседает здесь рядом с непримиримыми борцами против «кровавого режима», все они обмениваются милыми шуточками, а главное, в их дискуссиях не обнаруживается даже малейших поводов для содержательных разногласий.
Собственно, сотрудничество это не прекращается ни на минуту, но в обычные дни его не демонстрируют, а встречи и консультации проводят за закрытыми дверями подмосковных дач, на заграничных курортах или в залах дорогих ресторанов.
Другим поводом для публичных встреч, на сей раз уже международных, становится Всемирный экономический форум в Давосе, своего рода съезд глобальной буржуазной элиты, объединенной идеологией неолиберализма. Показательно, что на сей раз, несмотря на все конфликты и санкции, в Давос отправилась весьма многочисленная российская делегация, совершенно не расколотая по партийным, политическим или идейным линиям. Хотя бы дважды в год оппозиционеры и правительство могут не скрывать своего единства.
Между тем общий тон комментариев, которые делают либеральные эксперты, можно определить как катастрофически-оптимистический.
С одной стороны, они предрекают России всевозможные бедствия и катастрофы, с другой — делают это весело, радостно и с нескрываемой надеждой на то, что последствием этих катастроф будет лишь новая волна радикальных реформ и ещё более жесткое подчинение страны экономической логике глобального капитализма (политическим интересам ведущих стран Запада). Разумеется, эти ожидания уравновешиваются жалобами на предстоящее в краткосрочной перспективе усиление хозяйственной роли государства и даже на возвращение советских времен, но это не более, чем дежурные «пугалки», необходимые для того, чтобы обосновать необходимость новых либеральных мер, дабы все эти ужасы предотвратить.
Руководитель Сбербанка и ведущий представитель отечественного финансового капитала Герман Греф громко и постоянно говорит о банковском кризисе, а политолог Георгий Сатаров, работавший ещё с командой президента Ельцина, предрекает нам «фантастическую нестабильность». И нет причин сомневаться, что эти предсказания, в отличие от оптимистических прогнозов недавнего прошлого, оправдаются. Ведь сами же наши правительственные чиновники своими мерами ежедневно усугубляют кризис, нанося удар за ударом по производству и внутреннему рынку.
Не удивительно, что западные инвесторы уходят из страны, понемногу сворачивая или сводя к минимуму деловые операции, ведь они не только видят, как сворачивается экономическая активность, но и могут по достоинству оценить деятельность правительства и Центрального Банка, которые явно не торопятся сделать хоть что-нибудь для стимулирования роста.
Выяснилось, что правящие круги за прошедшие годы разучились делать хоть что-нибудь, кроме перераспределения потоков нефтедолларов.
По мере того как снижаются цены на нефть и иссякают эти валютные потоки, иссякает и фантазия правительственных экономистов, неспособных предложить хоть что-то, издали похожее на антикризисную стратегию. В этом плане урок 2008 года не только не пошел впрок, но наоборот, ухудшил положение дел. Вернее, выводы, которые власть имущие сделали из первой волны кризиса, оказались прямо противоположные тем, что следовало. Во-первых, они пришли к глубокому убеждению, что кризис, если и повторится, то пройдет как-то сам собой без особых с их стороны усилий, а во-вторых, если до «первой волны» кризиса они хотя бы думали о возможности структурной перестройки экономики, развития индустрии или укреплении внутреннего рынка, то после того, как Федеральная резервная система США начала гасить экономический пожар, заливая его свежеотпечатанными долларами, российские чиновники пришли к выводу, что счастье это будет продолжаться вечно.
Забавно, что пугая обывателя рассказами о «зеленых фантиках», которые непременно обесценятся, российское начальство само ничего лучшего, кроме как игры с этими же «фантиками» для себя придумать не сумело. Но к несчастью для отечественной элиты печатный станок ФРС не работает безостановочно. Обнаружив, что денег в обращении уже более чем достаточно, американские финансовые власти предпочли благоразумно приостановить его работу. Спекулянты, обнаружив, что у них больше нет дармовых свободных денег, начали уходить с нефтяного рынка, после чего обнаружилась неприятная реальность — спрос на топливо серьезно уступает предложению. Цены упали. И пройдет ещё сравнительно долгое время, прежде чем они поднимутся. В такой ситуации правительство России должно было бы запустить собственные программы по поддержанию спроса и стимулированию роста в экономике, но программ таких нет.
Пока иностранный бизнес сворачивает свои операции в России, отечественный бизнес по-тихому уходит в офшоры, и никакие обещания «амнистии капиталов» его не остановят и не вернут, ибо вкладывать деньги по большому счету не во что.
Если внутренний рынок не растет, а правительство его даже и не думает поддерживать, то зачем инвесторам вкладывать сюда деньги?
Торговые предприятия начинают сокращать сотрудников и закрывать магазины. Многочисленные менеджеры оказываются без работы, а вместе с ними и целая армия представителей «креативного класса», умеющих только потреблять и тусоваться за счет перераспределения избыточных средств, накопленных в экономике. К несчастью, эти люди не только оказываются не нужны в условиях спада, но, что особенно печально, их уже вряд ли удастся научить чему-либо полезному.
Уходят в прошлое дни нефтяного процветания и бездумного потребительского оптимизма.
От страны в очередной раз требуют «жить по средствам», причем громче всех подобное требование повторяют именно те, кто сам эти средства на протяжении прошлых лет разбазарил, пустил по ветру.
Экономика остывает. Социальная обстановка накаляется. Но нет причин думать, будто кризис сам по себе автоматически приведет к переменам или даже спровоцирует массовые народные выступления. До тех пор, пока либеральные экономисты, работающие рука об руку с консервативными идеологами охранительства и православия, остаются при делах, никаких изменений к лучшему не случится. Данная система разделения труда продолжает работать как ни в чем ни бывало. Либералы управляют экономикой, а охранители промывают мозги растерянным гражданам. И чем более шумной и публичной является публичная борьба между ними, тем больше выгод от их непубличного сотрудничества.
Благодаря такому разделению труда они раз за разом уходят от ответственности.
Удастся ли им повторить в очередной раз тот же трюк?
Об этом мы узнаем в ближайшие месяцы. Потому что если кризис окажется достаточно глубок, чтобы спровоцировать в правящих кругах борьбу за перераспределение ресурсов, то он неминуемо перерастет в раскол элит, поставив под вопрос сложившийся механизм разделения труда и сотрудничества между ними. В 2008—10 годах правящему классу этого удалось избежать, а политический кризис закончился локальным выхлопом Болотной площади. Но вполне возможно, что на сей раз будет по-другому. Федеральная резервная система на помощь не придет, рынок свернется, деньги по-настоящему кончатся.
Если это действительно случится, то рано или поздно им придется отвечать за свои действия. И тогда общество спросит по полной программе — и с либералов, и с охранителей.