Мы перебрали множество коллег –
У нас полно отставленных пасется…
Но есть в резерве главный человек:
Он губит все, к чему ни прикоснется.
«- Что это такое – постмодернизм? – подозрительно спросил Стёпа.
– Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла»
Не самая интересная публичная политика в России прекрасно заменяется очень интересной аппаратной. Давно уже понятно, что «сенсационные утечки» из Кремля оказываются «утками», зато действительно сенсационные назначения и отставки происходят неожиданно. Причем, можно кое в чем поспорить с теми, кто ищет в стилистике аппаратной политики 2000-х черты «византийщины» или «брежневского застоя». Напротив, в них просматриваются как раз черты постмодерна – назначения крайне оригинальны, вызывают огромный резонанс, а есть ли в них хоть какой-то смысл, остается гадать очень долго. Да и нужен ли этот смысл вообще?
Вслед за отставкой посла России на Украине Виктора Черномырдина, занимавшего этот пост в течение 8 лет, российские эксперты долго гадали, кто займет его место. Одни вспоминали слова Виктора Стпеновича, что его преемник будет «молодым и чернявым», и ждали от «либерала Медведева» назначения Бориса Немцова. Другие строили более серьезные прогнозы и считали, что накануне президентских выборов послом на Украине обязательно станет кадровый дипломат – например, замглавы российского МИД Григорий Карасин. Некоторые вспоминали посла по особым поручениям МИД, бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова. Кто-то робко называл кандидатуры вечного кандидата в послы Григория Явлинского или имеющей неплохой дипломатический опыт Валентины Матвиенко.
Однако мало кто мог предположить, что послом России на Украине станет Михаил Зурабов – наиболее одиозный исполнитель реформы по «монетизации льгот». Впрочем, в блогосфере все же нашлись люди, которые, если верить их словам, не исключали, что у «грозы российских пенсионеров» начнется дипломатическая карьера. Например, левый политик Дарья Митина вспоминает, что незадолго до решения Кремля называла в числе возможных «заменителей газпромовского соловья» и Михаила Зурабова.
Как бы то ни было, российская блогосфера весьма оперативно отреагировала на новое назначение бывшего главы Минздравсоцразвития. И вполне предсказуемо. Если в деловых СМИ еще можно было прочесть робкие похвалы либеральных экспертов «эффективному менеджеру» Зурабову, то в интернет-среде «зурабофилы» оказались «белыми воронами». Как ни странно, среди последних оказался Алексей Рогозин – сын «поедателя олигархов под пиво» Дмитрия Рогозина, ныне постпреда России при НАТО. Конечно, Алексей Дмитриевич делает оговорку, что у него «к Зурабову бесконечное количество вопросов». Но при этом он считает, что «Зурабов будет однозначно символизировать новый этап отношений с Украиной – а это сейчас крайне важно. Зурабов – человек богатейший (кстати, Черномырдин, несмотря на свое прошлое, особо богатым, насколько известно, не был), с большим управленческим опытом – наверняка сможет построить деятельность Посольства таким образом, чтобы она была эффективной. Третье: у Зурабова нет обязательств ни перед какими украинскими силами и лоббистскими группами, он будет свободен в этом смысле. Наконец, четвертое: Зурабов обладает широчайшими связями в России, в том числе прямым доступом к первым лицам государства, что тоже, безусловно, плюс для такой ответственной должности».
Даже политолог Виталий Третьяков пишет в своем блоге, что назначение Зурабова – «абсолютно алогичное и непонятное». И считает логичным только одно предположение – «Путин намерен лично вести политику по отношению к Украине до 17 января будущего года».
Другая трактовка «тайных замыслов тандема» содержится в активно гуляющих по сети стихах Дмитрия Быкова о кремлевском креативе:
Да мы почти решили там про газ,
Но ты, политик с чуткими ноздрями,
Ты сделай там, чтоб было, как у нас.
Чтоб стало там, как при тебе в Минздраве.
В общем, эти стихи предвосхитили высказывание депутата Александра Хинштейна, что «Зурабов – наше бактереологическое оружие».
Остальные пользователи интернета так глубоко в замыслы руководства страны не проникали, а просто припоминали Зурабову его «монетизаторское» прошлое, либо сетовали, что «интеграция с Украиной сжалась до размеров газпромовской трубы».
Впрочем, некоторые из пользователей озаботились судьбой российско-украинских отношений в связи с появлением Зурабова в Киеве. «Вообще-то согласно всем международным стандартам отправление Зурабова на Украину Киев вполне имеет право расценить как объявление войны», – считает пользователь dobrokhotov.
Между тем в украинском интернете тема Зурабова оказалась как раз не очень популярной. Здесь в центре внимания оказалась судьба правящей коалиции в Верховной Раде, которая в ближайшие дни грозит в очередной раз оказаться под угрозой развала из-за поведения «Нашей Украины». Крупные украинские интернет-СМИ напечатали скупые сообщения о том, что скоро на Украине будет работать новый российский посол. «Украинская правда» при этом отметила, что это «человек Путина». В ряде других СМИ прошли комментарии на эту тему украинских политиков разной величины. Практически все – от члена Партии регионов Тараса Черновола до главы крымскотатарского меджлиса Мустафы Джемилева – сходились в одном: позиций России на Украине это не укрепит, но и существенно не ухудшит , поскольку «от посла ничего не зависит».
Агенство УНИАН опубликовало статью Анны Ященко о подвигах Зурабова на Родине, где ему, как и предполагали некоторые российские эксперты, припоминались слухи о коррупции, и констатировалось, что «Кремль рассматривает Украину не как политического партнера, а как территорию для экспансии российского бизнеса… Зурабов будет заниматься обеспечением интересов чиновничества и капитала…».
Остальные украинские СМИ и вовсе ограничились в основном перепечаткой статей из российских изданий. А украинские пользователи (в компании с забредшими в украинский сектор интернета «москалями») довольно вяло обсуждали это назначение. Какого-то экстраординарного взрыва ненависти к Москве, которое российские блоггеры ожидали увидеть именно в связи с назначением Зурабова, здесь так и не произошло. «Посол или мерзавец? А хрен его знает. Чего он там делал в России, мне почему-то абсолютно неинтересно. Звыняйте, конечно. Да пусто он хоть многолетних (малолетних – не политкорректно) растлевал. Главное, какой он будет посол. Будем посмотреть», – резюмирует настроения многих украинских пользователей один из них.
Более того, в украинском интернете у Зурабова обнаружилась неплохая либеральная группа поддержки из тех пользователей, что увидели в нем «смелого реформатора», решившегося на «непопулярные, но необходимые реформы». «И накопительная пенсионная система, и монетизация льгот, и другие реформы – это системные изменения той дебильной системы социального обеспечения, которая унаследована. Это все – абсолютно нужные реформы и Украине, – считает один из пользователей украинской зоны интернета. – Против – только взбесившийся плебс, который унаследован тоже изрядно. Зурабов делал нужную работу. Другое дело коррумпированная бюрократия, которая свою корысть прятала в декорации народного гнева. Зачем ей, бюрократии, менять систему, где налажены все кормушки, старифицированы все откаты, а униженный народ целует руки за подачки».
Поэтому, скорее всего, не согласиться с кандидатурой Зурабова в качестве посла в Киеве могут только в одном случае – если украинское руководство ищет любых поводов для конфликта с Москвой. Других рациональных поводов для недовольства украинской стороны кандидатурой Зурабова представить трудно – он ведь никогда не состоял в конфликте с лидерами этой страны. Так что, похоже, свой багаж непопулярности в России Зурабов оставит на украинской границе.
Что касается причин назначения Зурабова, то и здесь вполне можно наряду с ведущими экспертами поучаствовать в конкурсе на лучшую трактовку кремлевского креатива. Можно предположить, например, что назначение Зурабова связано с двумя чертами политики России на Украине. С одной стороны, роль России во внутриполитических украинских вопросах может стать более пассивной и выжидательной. С другой – центр принятия решений по украинскому направлению полностью сосредоточится в Москве, в руках наиболее влиятельных фигур в российском руководстве, а самостоятельность всех других фигур, занимающихся этим направлением с российской стороны, будет сведена к минимуму. Кроме того, назначение послом Зурабова может подчеркивать, что для России собственно политические вопросы в отношениях с Украиной еще более отступают перед экономическими. Подчеркивается или, по крайней мере, декларируется, «монетизация» российско-украинских отношений.
Однако, вполне вероятно, что все гораздо проще. Не кандидатура посла выбиралась под определенный политический вектор, но должность подбиралась под человека, а фактор международной политики только учитывался. «Зачем Явлинский пригласил Путина в Кремль? Это символизирует новый статус партии «Яблоко», кадровые перспективы для Явлинского или что-то еще? – Нет, просто Путин хотел посмеяться». Возможно, здесь была похожая логика. Старая аппаратная практика и веяния постмодерна сошлись в одной точке. И кто здесь кукла, а кто кукла куклы, поймешь не сразу.