Ядерные испытания в Северной Корее всколыхнули российское экспертное сообщество. Причем громче всех звучат голоса сторонников самых жестких мер в отношении Пхеньяна. Часто режим КНДР даже сравнивают с гитлеровским и делают соответствующие выводы. Так, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов считает, что «в конце концов и Северную Корею придется разгромить, оккупировать, дечучхеизировать, вот только руководителей вряд ли будут судить и уж тем более не повесят». Кое-где в интернете можно найти и предложения порадикальнее. Например, нанести по Северной Корее упреждающий ядерный удар – надо полагать, во имя безъядерного мира.
Между тем стоит задуматься, почему именно северокорейская ядерная программа вызывает такой высокий градус возмущения? Да, режим КНДР – наименее демократичный из всех ядерных и потенциально ядерных стран. Однако Пакистан, например, значительный отрезок своей истории провел под властью военных диктаторов. А ведущие эксперты регулярно стращают мировое сообщество перспективами «талибанизации» этой страны. Талибы пострашнее Ким Чен Ира будут. Но почему-то никто к разгрому и оккупации Пакистана не призывает. Можно вспомнить и Китай, чей режим также чрезвычайно далек от стандартов западной демократии. Не так уж давно по историческим меркам китайский режим мало отличался от северокорейского – но наличие у него ядерного оружия тоже ни у кого возмущения не вызывает. Очень далек от демократии режим Саудовской Аравии, который к тому же связан с рядом радикальных исламистских групп.Однако информация о том, что Эр-Рияд с 1994 года развивает военную ядерную программу, также не вызвала никаких вопросов и возмущения у ведущих мировых держав.
Кстати, и почти половина отрезка послевоенной истории Южной Кореи связана с диктатурой или режимами, из этих диктатур выросших. Наследие этих времен остается в южнокорейском законодательстве даже сейчас. Например, в стране продолжает действовать закон о национальной безопасности от 1948 года, который под угрозой строгого наказания запрещает чтение северокорейских газет или прослушивание передач северокорейских радиостанций.
Теперь посмотрим на вероятность применения Северной Кореей ядерного оружия. Ядерный удар КНДР по России или, тем более Китаю, немыслим в принципе. Удар же по Южной Корее или Японии будет подобен самоубийству – и это в Пхеньяне прекрасно понимают, даже говоря об «адекватном военном ответе» на враждебные действия соседа. Если же мы посмотрим на конфликтный потенциал региона, то увидим, что он значительно ниже, чем на Ближнем и Среднем Востоке, где расположен ряд новых и потенциальных ядерных держав. Действительно, между Северной и Южной Кореей существуют территориальные споры – о том, где проводить границу между государствами в Желтом море. Бывают инциденты на границе. Однако «Великая ограниченная война» на Корейском полуострове окончилась в 1953 году, и новых войн после этого здесь не возникало. В то время как между Индией и Пакистаном, например, за последние полвека прошло три войны и несколько масштабных приграничных военных столкновений (например, «Каргильская война» в 1999 году). Джамму и Кашмир до сих пор остается спорной территорией. Но их ядерные программы не вызывали таких опасений и такой резкой реакции, как корейская. В сущности, даже в отношении ядерной программы Ирана реакция менее жесткая, хотя слова лидеров этого государства об «уничтожении Государства Израиль» часто трактуются как намерение нанести по территории Еврейского государства ядерный удар (в такой трактовке тоже можно усомниться – но разговор сейчас не об этом).
При этом даже в последние годы, когда отношения между США и КНДР были крайне сложными, переговоры между Северной и Южной Кореей не прекращались. Например, в октябре 2007 года между председателем Госкомитета обороны КНДР Ким Чен Иром и президентом Южной Кореей Но Му Хеном была подписана Декларация во имя развития межкорейских отношений, а ранее, в мае 2007 года, был произведен пробный прогон поездов по Транскорейской железной дороге.
Стоит вспомнить и другое. Именно США первыми разместили ядерное оружие на Корейском полуострове. Именно Южная Корея первой на полуострове начала активно разрабатывать ядерную программу и активно занималась военными ядерными исследованиями до 1976 года, когда США заставили ее свернуть эти разработки в обмен на свой «ядерный зонтик». Напротив, КНДР в 1986, 1987 и 1989 годах обращалась к США и Южной Корее с предложением подписать декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова, но в тот момент именно Вашингтон и Сеул ответили отказом.
Первая информация о ядерной программе КНДР стала появляться после крушения социалистического блока – когда ядерное оружие могло бы стать дополнительной гарантией независимости государства. В октябре 1994 года КНДР и США в Женеве подписали Рамочное соглашение по урегулированию ядерного кризиса на Корейском полуострове, предполагавшее, в частности, обязательство США построить в Северной Корее два реактора на легкой воде, которые помогли бы решить энергетическую проблему страны. Однако эти обязательства со стороны США так и не были выполнены. Более того, после прихода к власти в США администрации Джорджа Буша-младшего, Вашингтон стал проводить «политику жесткого сдерживания КНДР», причислив страну к «оси зла». Дальнейшие переговоры между заинтересованными сторонами по корейской проблеме так и не привели к серьезным результатам.
Интересно, что сами США отказались предоставить возможность северокорейским инспекторам обследовать свои военные базы на предмет наличия ядерного оружия. А Южная Корея в 80-е и 90-е возобновила военную ядерную программу. Можно вспомнить, скажем, южнокорейский «Проект-88», связанный с ядерным военными технологиями и осуществлявшийся в 1993–1994 годах. Однако никакие санкции МАГАТЭ за этим не последовали.
Таким образом, шаги КНДР в ядерной сфере, как и недавние возобновление испытаний, во многом являются порождением политики, проводившейся США в прошлые годы. Например, ставшего частью политической реальности правила, что обладание ядерным оружием является практически единственной твердой гарантией от жесткого вмешательства во внутренние дела государств. Сегодняшние шаги КНДР – еще одна попытка напомнить великим державам о своих интересах – сохранении политической самостоятельности и решении энергетической проблемы. Кроме того, в связи с приходом в Белый дом новой администрации и новом формате переговоров между США и Китаем, Пхеньян таким образом, пытается напомнить обеим великим державам, что имеет собственный голос в определении своего будущего. Конечно, использование ядерного оружия в качестве внешнеполитического аргумента вряд ли достойно похвалы, но разве Пхеньян стал первооткрывателем использования этого аргумента?
Однако в международной политике по-прежнему действует правило «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Пакистану и Израилю можно иметь ядерное оружие как союзникам США, Индии – ввиду ее огромного международного значения. За факт наличия такого оружия их разве что слегка пожурят. Наибольшие же опасения у ведущих держав вызывает не страх применения ядерного оружия на практике – иначе самую жесткую реакцию вызывало бы появление такого оружия именно в наиболее конфликтогенных регионах. Вызывает вопросы появление ядерного оружия «не по чину».
Что же произойдет на Корейском полуострове? Очевидно, что давление на КНДР вновь будет оказано и со стороны США, и со стороны Китая – что особенно чувствительно для Северной Кореи, зависящей от поставок китайского продовольствия. Возможно, даже, если Китай сочтет действия своих северокорейских партнеров слишком самостоятельными, то он может попробовать организовать смену режима в Пхеньяне – путем верхушечного переворота. Впрочем, участниками его, вероятно, будут не высокопоставленные военные, которых наверняка устраивает повышенное внимание лидеров страны к оборонной сфере, а представители спецслужб, несмотря на сложившийся стереотип, чаще тяготеющие к реформам.
Но в любом случае, следует иметь в виду, что реальную опасность представляет не наличие у КНДР ядерного оружия как такового. КНДР не будет его применять против других государств. В этом смысле неправомерно и сравнение Северной Кореи с гитлеровской Германией – в обмен на ядерную программу Пхеньян ни от кого не требует территориальных уступок. Настоящей проблемой может стать полная изоляция КНДР, которая заставит эту страну расширять торговлю ракетными технологиями и развивать продажу ядерных, – и неизвестно, в чьи руки эти технологии попадут. Поэтому единственным выходом для мирового сообщества может быть именно вовлечение КНДР в процесс переговоров, включение страны в систему многосторонних международных связей, подразумевающих сотрудничество с КНДР в энергетической и экономической сферах. Стоит помнить, что реальная надежда на урегулирование ситуации в регионе и выход из ядерного кризиса за последние 20 лет существовала только в период 1994–2001 годов, когда Северная Корея объявила о прекращении ядерной программы в обмен на обещание США решить энергетическую проблему страны благодаря строительству реакторов на легкой воде, и когда начались активные межкорейские переговоры.
Использование же в переговорах с КНДР только «кнута» – путь, который ведет в тупик и к тому же может привести к действительно серьезным негативным последствиям.