С фильмом Кена Лоуча «Это свободный мир» у меня связана целая история. Во-первых, я хотел посмотреть его с той минуты, как увидел афишу и аннотацию в киноклубе «Колизей» нашего города. Возможность посмотреть Лоуча на большом экране, правда, так и не была реализована: узнав, что фильм будет на языке оригинала с титрами, моя спутница идти на него не захотела, а я, понадеявшись на афишу, решил пойти на него один на следующий день… но увы: демонстрация картины ограничилась одним днем (что неудивительно, учитывая что во всем российском прокате «Свободный мир», как я слышал, «взял» около 12 тысяч североамериканских долларов). Что, конечно, нисколько не связано с его достоинствами – фильм-то поистине замечательный. А то, что не развлекательно и без хэппи-энда, так это жанр такой.
К Кену Лоучу в среде свободных профсоюзов отношение особое. Даже не к самому режиссеру, а к его конкретному фильму. «Хлеб и розы», переведенный и растиражированный на средства международных профсоюзов стал, пожалуй, самым известным и самым художественным пособием по профсоюзному органайзингу. Так что многие, смотревшие его, могут не знать имени режиссера, но при этом весьма высоко ценить сам фильм и проповедуемые им идеи. А в том, что Лоуч – не беспристрастный наблюдатель действительности, у зрителя сомнений не возникает. Хотя его проповедь, доносимая до зрителя в правдивом и пронзительном описании жизни как она есть, не переходит в кликушество. В этом-то и заключается талант мастера, благодаря которому простые сюжеты из жизни маленьких людей становятся большим кино.Кино, которое не только обличает, развенчивает, осуждает (хотя все это, конечно, нетрудно найти), но, которое, несмотря на малый бюджет, отсутствие «крутого экшна» и звезд, интересно смотреть и киноману, и простому современнику, потому что это кино о жизни в нашем «свободном мире». О вечных частных проблемах человека и актуальных социальных проблемах дня сегодняшнего.
О том, каково быть матерью-одиночкой среднего возраста в жестоком «мужском мире», где достоинство подчас – непозволительная роскошь, и уже нет надежды изменить что-то не только для себя, но и для детей.
О том, что чтобы выжить и преуспеть в этом мире, нужно быть готовым воспринять жестокие девизы: «человек человеку – волк», «деньги не пахнут» и идти по головам, не оглядываясь, «вперед и вверх».
О том, что деньги – это еще не всё, и что пока еще есть люди, которые действительно в это верят.
О том, что в человеке причудливым и непостижимым образом уживаются жестокость и сострадание, холодный расчет и любовь, хотя жестокость и расчетливость современный мир вознаграждает больше.
И о том, что, несмотря на все это, по-прежнему существует личный выбор каждого – хотя сделать «правильный» выбор в этом «свободном мире» человеку становится все трудней.
Наконец, о том, что единственный выбор, который дает Система (да и то не всем, а только счастливчикам с холодным сердцем и правильным паспортом) – это выбор между хищником и жертвой, теми, кому идут жирные бонусы и крохи на поддержание жалкого существования, между теми, кто кидает и кого кидают.
Поэтому если уж воспринимать фильм как обличение, то это обличение не дочери лондонского рабочего Энджи, ставшей волею судеб лишь мелкой сошкой многомиллиардного бизнеса эксплуатации нелегалов, этой работорговли современности, а самой Системы, в которой прекарность стала нормой. Системы, где в выигрыше – только «невидимые» боссы и губернаторы, а всю грязную работу делают такие, как Энджи, на свой страх и риск зарабатывая на достойную жизнь для своего сына за счет детей бесправных нелегалов-поденщиков, трудом которых держится вся современная система капитализма.
«Это свободный мир» – безусловно, фильм о прекаризации, фильм о возродившейся в начале XXI века (а может и не прекращавшейся никогда?) рабской эксплуатации «третьего» мира посреди мира «первого», о стирающихся границах этих миров и о стирающихся вместе с ними нравственных ориентирах, которым возможно, суждено уйти в прошлое вместе с их носителями, «людьми старой закалки». Такими, как вышедший на пенсию докер, отец главной героини, который задает, глядя ей в глаза, неудобные, но столь естественные вопросы: например, платит ли его дочь «своим» работникам хотя бы установленную законом минимальную заработную плату, какой мир она хочет оставить сыну – неужели тот, в котором постоянная работа и социальные гарантии станут уделом немногих или вообще чем-то вроде легенды из прошлого? Этот вопрос гениальный режиссер, товарищ Кен Лоуч оставляет и нам, зрителям, переводя острые и непростые проблемы на близкий каждому человеку язык чувств, сопереживания, эмоционального отношения. В этом, мне кажется, и есть главное достоинство и заслуга фильма. Как и «Хлеб и розы», это творение мастера, я уверен, послужит еще не одному поколению профсоюзных и социальных активистов. За это ему большое спасибо.
Р.S. А фильм, признаюсь, мне скачали из интернета. Официальный релиз на DVD ожидается только в апреле.
Андрей Ляпин