Конгресс, что тебе стоит просто купить новую… автомобильную компанию?
Моему «Крайслеру» четыре года. Я купил его из-за мягкого хода и комфортабельной езды. В то время компания принадлежала концерну «Даймлер-Бенц», который соблаговолил поставить шасси «Крайслера» на оси «Мерседес» и … как мягко стала ездить эта машине! Когда она была на ходу.
Более десятка раз за эти годы машина просто отказывалась работать. Заменили аккумулятор, однако оказалось, что проблема была не в этом. Мой отец водит машину такой же модели. Его машина тоже много раз выходила из строя. Просто не заводилась по непонятной причине.
Пару недель назад я отвез мой «Крайслер» к фирменному дилеру, здесь в северном Мичигане – и последняя починка обошлась мне в 1400 долларов. На следующий же день машина опять не завелась. Когда же ее удалось завести, загорелся индикатор тормозной системы. И т.д., и т.п.
Вам может показаться, что мне наплевать на этих несчастных неумех – производителей дерьмомобилей из Детройта. Однако мне не наплевать. Мне не наплевать на миллионы, чьи жизни и благосостояние зависит от этих автомобильных компаний. Мне есть дело до безопасности и обороноспособности этой страны, поскольку нефть в мире заканчивается – и когда она закончится, то на фоне бедствий и катастроф которые обрушатся на нас, все нынешние рецессии и депрессии покажутся детской забавой.
И мне не все равно, что случится с «Большой тройкой», поскольку они больше, чем кто-либо, несут ответственность за разрушение нашей хрупкой атмосферы и ежедневно тающие льды за Полярным кругом.
Конгресс должен спасти производственную инфраструктуру, находящуюся под контролем этих компаний и создаваемые ими рабочие места. А также спасти мир от двигателя внутреннего сгорания. Эта великая, грандиозная производственная сеть может искупить свои грехи, лишь начав массовый выпуск электромобилей, гибридных автомобилей и тому подобных транспортных средств, необходимых нам в XXI веке.
И все это Конгресс должен сделать, дать компаниям «Джи Эм», «Форд» и «Крайслер» 34 миллиарда долларов, которые они просят в виде «ссуд».
(Несколько дней назад они хотели всего 25 миллиардов; тупицы – они не в состоянии даже подсчитать, сколько им нужно денег, чтобы заплатить зарплату в этом месяце! Если бы мы с вами пытались так же получить ссуду в банке, нас бы не только выпроводили бы оттуда под зад коленом, а еще наверняка занесли бы в какой-нибудь кредитный «черный список».)
Две недели назад генеральные директоры компаний «Большой тройки» уже получили свою порцию дегтя и перьев перед комитетом Конгресса, встретившего их насмешками, в отличие от глав финансовой отрасли, которых двумя месяцами ранее встретили совсем по-другому. В это время политики падали штабелями в обморок перед злокозненными умниками с Уолл-Стрит, существами вроде мифических единорогов и фей, придумавшими поистине византийские способы ставить на кон чужие деньги в плохо регулируемых биржевых сделках. Но наши парни были из Детройта, со Среднего Запада, с того самого «Ржавого пояса», где они делали реальные, нужные потребителям вещи, которые последние могли потрогать и купить, и которые обеспечивали постоянный круговорот денег в экономике (и о ужас!), породили профсоюзы, которые создали «средний класс» и кстати, бесплатно вылечили мне зубы, когда мне было десять лет.
Но несмотря на все это, в ноябре автобоссы были вынуждены сидеть и терпеть насмешки по поводу способа, каким они добрались до Вашингтона. Да, они прилетели на корпоративных самолетах так же, как банкиры и воры с Уолл-Стрит в октябре. Но погодите, для – они же Хозяева Мира! Большим Финансистам – только самые большие и лучшие кареты, чтобы было удобнее грабить нашу государственную казну.
Конечно, автомагнаты тоже были Хозяевами, управлявшими миром. Раньше. Они были пульсирующим пупом земли, которому служили все остальные отрасли – металлургия, нефтяники, производители цемента. Пятьдесят пять лет назад президент «Джи Эм» сидел на том же Капитолийском холме и нагло заявлял Конгрессу, что то, что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо для страны. Поскольку, видите ли, они считали, что «Джи Эм» и есть страна.
Какое долгое и печальное отпадение от благодати увидели мы 19 ноября, когда «трое слепых мышат» получили по лапкам и были отправлены домой писать сочинение на тему «Почему вы должны дать мне миллиарды долларов бесплатно». Их еще спросили, согласятся ли они работать за доллар в год. Каково! Какой большой, храбрый Конгресс! Потребовать рабского труда от (все еще) трех наиболее влиятельных людей в мире! Кто бы ожидал этого от безвольного органа, не смеющего ни встать на защиту опозоренного президента, ни отклонить запрос о финансировании войны, которую не поддерживают ни они сами, ни американское общество? Просто удивительно.
Позвольте мне констатировать очевидное. Каждый доллар, который Конгресс даст этим трем компаниям, будет спущен прямо в унитаз. Руководство компаний «Большой тройки» не сможет сделать ничего, что заставило бы людей во время рецессии пойти и потратить деньги на их большие, прожорливые неконкурентоспособные изделия. Можете забыть об этом. И я могу поставить на это так же уверенно, как на то, что «Детройтские львы», принадлежащие семье Форд, не пробьются в Суперкубок. Я гарантирую, что к следующему лету, когда ребята из Детройта спустят эти 34 миллиарда, они вернутся за следующей порцией денег.
Но что же теперь делать? Я предлагаю конгрессменам вот что.
Транспортировка американцев является и должна быть одной из самых важных задач нашего правительства. И поскольку мы стоим перед лицом масштабного экономического, энергетического и экологического кризиса, новый президент и Конгресс должны сделать то, что сделал Франклин Рузвельт перед лицом кризиса (не считая того, что дал приказ автопрому прекратить выпускать автомобили и начать производить танки и самолеты). Отныне компании «Большой тройки» должны выпускать только автомобили, не зависящие от бензина в качестве основного вида топлива и, что важнее, выпускать поезда, автобусы, вагоны и локомотивы подземного и легкого метро (соответствующие проекты общественных работ по всей стране обеспечат дороги и железнодорожные пути). Это позволит не только сохранить рабочие места, но создать миллионы новых.
Можно было бы выкупить обычные акции «Дженерал моторс» меньше чем за 3 миллиарда долларов. Зачем нам давать «Джи Эм» 18, или 25 миллиардов долларов, или вообще сколько-нибудь? Возьмите деньги и купите эту компанию! (Вы же все равно попросите залог, когда будете давать ссуду, а поскольку мы знаем, что ссуду они вернуть не смогут, компания все равно, в конце концов, достанется вам. Зачем же ждать? Просто выкупите их прямо сейчас.)
Никто из нас не хотел бы, чтобы автомобильной компанией управляли чиновники правительства, однако на свете есть автомобильные гении, которых можно нанять для этой работы. Нам нужен план Маршалла, чтобы снять нас с иглы нефтезависимых автомобилей и направить в XXI век.
Это предложение вовсе не радикальное и не соперничает по сложности с ядерной физикой. Все, что для этого нужно, – чтобы за дело взялся один из самых умных кандидатов в президенты. То, что я предлагаю, уже срабатывало раньше. Национальная система железных дорог в 70-е лежала в руинах. Государство забрало ее себе. Десять лет спустя железные дороги уже приносили прибыль, и правительство вернуло их в частные руки (и руки акционеров), положив при этом пару миллиардов долларов в казну.
Это предложение поможет сохранить нашу промышленную инфраструктуру – и миллионы рабочих мест. Еще важнее то, что оно поможет создать миллионы новых рабочих мест. Оно может буквально вытащить нас из рецессии.
Резкий контраст представляет собой предложение реструктуризации, представленное вчера Конгрессу компанией «Дженерал моторс». Компания пообещала, что если Конгресс даст ей 18 миллиардов долларов немедленно, они, в свою очередь, сократят около 20 тысяч рабочих мест. Вы не ошиблись. Мы должны дать им миллиарды, чтобы они могли выкинуть на улицу больше американцев. В последние 30 лет в этом и заключалась главная мысль – уволить тысячи ради сохранения прибыли. Однако никто не задумался над вопросом: если всех выкинуть с работы, у кого тогда будут деньги чтобы купить машину?
Эти идиоты не заслуживают ни цента. Увольте их и возьмите отрасль себе ради блага рабочих, страны и планеты. Что хорошо для «Дженерал моторс» – действительно хорошо для страны. Когда страна берет руль в свои руки.
Майкл Мур
Источник: http://www.thedailybeast.com/blogs-and-stories/2008-12-03/lets-buy-the-big-three/1/
Перевод Андрея Ляпина