rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
96

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

429

XX век прошёл

Главная Рубрики Дебаты 2008 Ноябрь На съезде кризиса не было

На съезде кризиса не было

Машинист московского метро Валера Собачкин не верит в мировой экономический кризис. Он его просто не может обнаружить и считает, что кризис придумали те, кто «не хочет платить трудящемуся человеку нормальные деньги». Для Валеры, как для профессора Преображенского, «кризис бывает в головах».

Об этом своем открытии он сообщил, выступая на VI съезде Всероссийской конфедерации труда, который состоялся в минувшее воскресенье.

И в самом деле, на съезде ВКТ кризиса не было. Был честный и обстоятельный «разбор полетов» за прошедшие после V съезда три года, анализ ошибок и удач, выработка тактики на ближайший период и стратегических задач, стоящих перед профсоюзным движением.

С момента создания ВКТ ситуация в экономике и социально-трудовой сфере не просто изменилась – она изменилась принципиально, учитывая реформы, новый Трудовой кодекс, приход в российскую экономику транснациональных корпораций, стремящихся по максимуму использовать «преимущества дешевого рынка рабочей силы», дикого российского капитализма. «Растет потребность в профсоюзной защите», – об этом говорил в докладе президент ВКТ Борис Кравченко. Говорил он и о достигнутых успехах, которые, учитывая реальные возможности свободных профсоюзов и усиливающееся давление, очевидны. Завоевано международное признание, выигрываются судебные процессы и забастовочные акции, растет доверие рабочих к профсоюзным организациям. Все это есть, и это замечательно.

Однако достигнутые успехи делегаты съезда долго не обсуждали, как, впрочем, не потратили много времени они и на избрание руководящих органов Конфедерации. Основное время было уделено анализу сегодняшней ситуации в сфере социально-трудовых отношений, обсуждению путей и принципов необходимых изменений в независимом профсоюзном движении и выработке практических шагов по защите наемных работников от усиливающегося произвола работодателей и представителей власти.

По сравнению с состоявшейся накануне конференцией дискуссии на съезде касались вопросов в большей степени практических.          

Постоянно изменяющиеся (не в лучшую сторону) «правила игры» в сфере трудовых отношений ставят независимые профсоюзы перед необходимостью постоянно изменять и совершенствовать собственную структуру и тактику. Одной из важнейших тем съезда стал разговор о перспективах объединения двух независимых профцентров: Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) и Конфедерации труда России (КТР). Как заметил Б. Кравченко, «распыленный ресурс в конце концов нас похоронит». Президент КТР А. Шепель заявил в приветственном обращении: «Солидарно мы выступали всегда, особенно в законотворческой сфере. Надеюсь, мы станем единым профцентром России». Делегаты съезда также поддержали эту идею. Как сказал Алексей Этманов, «нам нечего делить».

Неотложные задачи профобъединений, входящих в ВКТ и ВКТ, по мнению большинства делегатов, в целом определены ситуацией, сложившейся в социально-трудовой сфере, и социальной политикой власти, которая в трудовых конфликтах открыто становится на сторону работодателей.

В последние годы работодатели «освоили» целый ряд достаточно эффективных рычагов манипулирования наемными работниками. Новый Трудовой кодекс предоставляет широкий простор для подобной деятельности. Для устранения независимых профсоюзов из переговорного процесса активно используются так называемые иные представительные органы: социально-трудовые советы, советы трудовых коллективов, произвольно формируемые работодателями и позволяющие принимать «правильные» решения. На «Норильском никеле» в результате подобных действий изменен состав комиссии по коллективному договору. Если раньше представители профсоюзов составляли в ее составе 50 %, то сейчас, за счет пополнения ставленниками администрации, профсоюзы имеют не более 30 % голосов.

Таким же эффективным способом установления контроля над трудовым коллективом является манипулирование заработной платой, когда значительная ее часть выплачивается из различных «фондов» и не всем. Так, на таганрогском автомобилестроительном заводе «ТагАЗ» при среднем размере заработной платы 10-15 тысяч рублей гарантированной является ставка в 3 тысячи рублей. Остальное, видимо, нужно заслужить не столько хорошей работой, сколько «хорошим» поведением. Такая же система практикуется в средних школах Новосибирской области. Гарантированная зарплата учителя высшей категории при полной учебной нагрузке составляет 4 тысячи рублей. Однако существенную надбавку, до 10-12 тысяч, можно получить из «поощрительного фонда», который администрация распределяет по собственному усмотрению. По «случайному совпадению» председатель Новосибирского профсоюзного объединения «Труд», член Совета ВКТ, учитель высшей категории Татьяна Юдина надбавки «не достойна». Кстати, заработная плата завуча этой же школы составляет 40 тысяч рублей.

На ряде предприятий, где имеются достаточно сильные и независимые профсоюзные объединения, администрацией создаются «общественные приемные по производственным и социально-трудовым вопросам, дублирующие профкомы. Понятно, что опытные чиновники, привлекаемые к работе в этих приемных, умело дезориентируют работников, не допуская их обращения в профсоюзные комитеты.

На том же «Норильском никеле» в 2007 году за год потрачено 600 миллионов рублей на борьбу с профсоюзами, работникам просто платили за выход из независимых профсоюзов. Естественно, это была «премия за отличную работу».

Согласно Закону о профсоюзах, все профсоюзные объединения в Российской Федерации равны и имеют равные права на ведение своей деятельности. Но, как сказала на съезде председатель профсоюза московского метрополитена С. Разина, «все негативное совершается только со свободными профсоюзами: их не допускают до участия в переговорном процессе, отказывают в посещении рабочих мест, в предоставлении информации».

Естественной реакцией свободных профсоюзов является выработка адекватных и эффективных ответных мер.

Самой важной задачей съезд признал «поддержку самоорганизации наемных работников в профсоюзы». Как сказал в отчетном докладе Б. Кравченко «меняется общая парадигма профсоюзного движения». Тенденция развития свободных профсоюзов связана с тем, что профсоюзы в силу изменившихся обстоятельств перестали быть для работников источником льготных путевок и новогодних конфетных наборов, а становятся инструментом отстаивания социальных прав. Законодательные новации последних лет (не только Трудовой кодекс) таковы, что протестные действия трудящихся часто оказываются «на грани законов», в то же время действия работодателей, нарушающие права работников, юридически безупречны.

В этих условиях важнейшей задачей ВКТ и всех его организаций является создание эффективно работающей юридической службы. Участие хорошего юриста помогает не только выигрывать судебные иски против работодателей, но и грамотно «отбиваться» от обвинений в незаконности забастовок. Однако юристы нынче дороги. Где брать деньги?

Но даже при наличии юридической службы судебные иски – далеко не единственный способ защиты трудящимися своих прав. Забастовки и иные средства давления на работодателя неизбежны, но они должны быть эффективны, максимально добиваться поставленных целей, что требует грамотного планирования и координации таких действий. На съезде прозвучала идея создания забастовочного фонда. Такие фонды в ряде европейских стран обеспечивает успех забастовок, нам же для этого не хватает единства и элементарных знаний, в том числе умения анализировать чужой опыт.

Нормой деятельности в свободных профсоюзах должны быть акции солидарности, особенно когда против профсоюзных активистов все чаще применяется откровенное насилие, разумеется, совершенное «неустановленными лицами», которых активно «ищет милиция». Если же «распоясавшиеся» работодатели, например, на Таганрогском автомобильном заводе, или «неустановленные лица» в Санкт-Петербурге будут знать, что в защиту «тагазовских» профсоюзников и Алексея Этманова, да и любого, по отношению к кому применено насилие, по всей стране выступят левые и профсоюзные организации, будет организована мощная кампания солидарных действий, в том числе и на международном уровне. И тогда насилие перестанет быть столь популярной формой борьбы с профсоюзами.

И все же перечисленные формы борьбы за социальные права наемных работников не являются единственной целью деятельности свободных профсоюзов. Целью является изменение социальной политики государства, влияние на федеральные структуры власти, «чтобы по социальным вопросам звучал не только голос ФНПР», внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

Съезд принял резолюции, требующие от Федерального Собрания РФ отменить ряд федеральных законов, нарушающих равные права граждан на достойный труд и защиту своих интересов, на забастовку и коллективные переговоры.

 В частности, ВКТ намерена добиваться внесения в ряд федеральных законов статей, устанавливающих административную ответственность за дискриминацию в сфере трудовых отношений. В такой дискриминации никто уже давно не сомневается. Предельный возраст в объявлениях о наличии вакансий в «мирное время» колеблется между 35 и 40 годами. А что будет в период кризиса, когда безработица станет массовым явлением? Это дискриминация «привычная», дозволенная (ведь к ответственности за такие требования никого не привлекают) по «половозрастному признаку». В последнее время не менее популярной становится открытая дискриминация по «профсоюзному» признаку. Никто пока не дает объявлений вроде «Требуется сотрудник, не состоящий в профсоюзе», но уже активно увольняют профсоюзных активистов, – и попробуй устройся на работу в маленьком городе, где информация распространяется мгновенно.

Должно быть изменено действующее пенсионное законодательство, основанное на принципе «все равны, но некоторые ровнее».

Правда, государство и здесь подстраховалось от посягательств на интересы тех, кого оно охраняет и поддерживает. Попробуйте сегодня внести изменения в действующие законы иначе чем «с высочайшего повеления». Список субъектов законодательной инициативы крайне ограничен, профсоюзы к ним не относятся, а уж «неправильные» профсоюзы привлекать к законотворческому процессу «себе дороже».

Говорили, естественно, и о наступившем (наступающем?) экономическом кризисе. Приходится, увы, не согласиться с «экспертом» Собачкиным: видимо, нам все же не избежать этой участи: массовых увольнений, сокращения зарплат, закрытия предприятий и прочих «антикризисных мер» со стороны работодателей (у них-то в головах кризис прочно обосновался). Уже активно изобретаются новые формы воздействия на неудобных работников. Так, на шахте «Распадская» в Кемеровской области рабочих заставляют под угрозой увольнения писать от руки («по собственной инициативе») следующее заявление: «В связи с финансовыми трудностями шахты я согласен перейти на четырехчасовой рабочий день». В одном из городов Ростовской области изобретательные работодатели, задержав зарплату работникам, заключили договоренности с банком, который, как по команде, начал требовать кредиты в период, когда человек не может выплачивать полторы тысячи в месяц.

Вопрос в том, как противостоять неизбежному давлению, как защитить работников и собственных активистов, как гарантировать справедливое «распределение» кризисных потерь, не допустить их перекладывания на плечи наемных работников. Дискуссии об этом на съезде были наиболее острыми. Общий вывод: необходимо обеспечить прочные гарантии со стороны государства и вырабатывать эффективные формы профсоюзной защиты трудящихся.

Говорили (и много спорили) и о совсем прозаическом – об укреплении финансовой базы профсоюзов. Алексей Этманов проанализировал реальные возможности ВКТ как профцентра, подчеркнул, что финансовая поддержка, возможность опереться на средства, сконцентрированные профцентром, необходима в период забастовок «забастовка – дело дорогое», тем более что финансовое давление является одним из инструментов работодателя.

Эффективность забастовочных акций обеспечивается, в том числе, и созданием забастовочных фондов. В идеале необходим национальный забастовочный фонд.

В разговорах после закрытия съезда все делегаты говорили примерно одно и то же: «У нас все получится, будет трудно, но должно получиться».

Официальные СМИ постарались съезд «не заметить». И в самом деле, зачем рекламировать «неправильные», но активные и динамично развивающиеся профсоюзы? Если явления не замечать, может, его и нет?

Наталия Полякова

Ноя 11, 2008Рабкор.ру
11-11-2008 ДебатыВКТ, кризис, политика, профсоюз0
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Спектакль подходит к концуУстранение журналистов
  См. также  
 
Ситуационный отчёт из Рожавы
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
Конец Демократической партии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру