Пророк Мухаммед был чеченцем, Будда Гаутама – киргизом, а Иисус Христос – русским. Древние шумеры – предки украинцев, а история Киевской Руси длиннее на несколько веков, но первыми киевскими князьями были армяне. Вот только некоторые теории «альтернативных историков», активно распространившихся на постсоветском пространстве.
В последние годы на ниве альтернативной истории стал трудиться и известный юморист Михаил Задорнов. По излагаемой им теории, человечество зародилось не в Африке, а на просторах Северной Евразии, ныне занимаемых Россией. Все народы мира происходят от протославян. Все языки мира, по мнению Задорнова, являются лишь искаженными версиями русского.
Эти идеи Задорнов уже несколько лет подряд излагает на своих концертах, в том числе показываемых федеральными телеканалами. И вот на центральном телевидении нашлись желающие опровергнуть Михаила Николаевича. Против Задорнова выступил известный телеведущий Александр Гордон, который пригласил писателя на свою новую программу «Гордон Кихот» (передача вышла в эфир вечером 19 сентября).
Кроме Гордона, оппонировать Задорнову решили Виктор Живов (замдиректора Института русского языка РАН), Игорь Данилевский (замдиректора Института всеобщей истории РАН), Лев Николаев (академик РАЕН, телеведущий), Анатолий Уткин (глава Центра международных исследований Института США и Канады РАН), а также дьякон Андрей Кураев. Но и юморист не остался без сторонников, хотя его группа поддержки оказалась гораздо менее «остепененной». Поддержать Михаила Николаевича вызвались Александр Драгункин (лингвист, автор книги «В начале было слово русское»), историк Валерий Чудинов, артисты Михаил Ножкин и Никита Джигурда, а также директор археологического музея-заповедника «Костенки».
Многие телезрители помнят передачи Гордона с участием известных ученых, в ходе которых обсуждались действительно серьезные научные проблемы. К сожалению, «Гордон Кихот» (по крайней мере, именно этот выпуск передачи) оказался очень далек от предшественника и напомнил скорее передачи Андрея Малахова и Дмитрия Нагиева. Собственно, вместо спора о проблеме зрителям представилась возможность лицезреть стоящего на коленях Задорнова, выскакивающего на сцену из зрительного зала Джигурду и эмоциональные перебранки участников.
В целом, стиль спора хорошо демонстрирует пикировка Джигурды и Кураева:
– Христос ни в каких научных издательствах не издавался, а тем не менее был великим!
– Но Христос и не претендовал на звание академика!
Говорить по сути вопроса, как ни странно, пытался сам Задорнов. Он вновь повторил свою теорию происхождения всех языков от русского и северной родины человечества – «так как мозг от северных морозов становится более плотным и лучше работает». Кроме того, как вновь открытую истину он представил опровержение норманнской теории происхождения русской государственности, а также данные о пребывании племен готов в южнорусских степях – хотя и то, и другое официальной наукой давно не оспаривается. Впрочем, после вопросов Кураева и Живова, когда в русском языке появились те слова, от которых юморист производит «искаженные» иностранные, Задорнов смешался и сделал сенсационное признание, что он вообще-то не ученый. После чего спор снова перешел в эмоциональную плоскость. Интересно, что Драгункин и Чудинов, гораздо теснее Задорнова связанные с научным миром, практически не пытались обосновывать свою теорию фактами. А остальные сторонники сатирика (кроме традиционно примеряющего роль пророка Джигурды) ограничились осторожными высказываниями в духе: «Может, Задорнов и не совсем прав, но своими действиями он повышает интерес масс к истории».
Собственно, неплохая идея подвергнуть «альтернативных историков» научной критике так и окончилась ничем, поскольку дискуссия оказалась очень далека от научной.
Как известно, «альтернативные» исторические идеи чаще всего становятся особенно популярными либо у народов с очень короткой историей государственности, либо у наций, находящихся в состоянии глубокой депрессии. Вспомним Германию между двумя мировыми войнами. По сути, это выражение комплекса национальной неполноценности у некоторых публицистов этих времен. Так что буйный расцвет подобных теорий на обломках бывшего СССР вряд ли нуждается в подробном объяснении.
Такие периоды вообще сопровождаются падением престижа науки. Впрочем, и довольно благополучные режимы не спешат просвещать массы. Вот и на отечественном телевидении серьезные аналитические программы оттесняются агитационными шоу, а научно-популярные передачи и вовсе оказываются сосланными почти исключительно на канал «Культура» либо глубоко за полночь – наверное, чтобы не «развращали» население. Отсюда и эволюция передач Гордона – от научно-просветительских программ высокого уровня к не очень яркому клону «Окон». Если так пойдет и дальше, в обозримом будущем уже иностранные сатирики будут говорить о русских «Ну тупые!». И, возможно, окажутся недалеки от истины. Как говорил философ Сократ: «Вести вверх, сложнее, чем вниз».
Николай Михайлов