rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
60

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

143

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

227

Европа: радикальные левые против своего империализма

418

XX век прошёл

Главная Культура Театр 2008 Сентябрь День радио. Подлинник

День радио. Подлинник

После того, как «Квартет И» вышел со своими творениями на большие экраны, представив вниманию массового кинозрителя два своих произведения менее чем за полгода, о «Дне радио» в России не узнал только ленивый. Ну, или человек. решивший окончательно скрыться от грешной мирской суеты. Впрочем, «День радио» и без экранизации давно приобрел широкую известность. Эта постановка уже давно стала культовой для офисного «среднего класса» и многих фрондирующих интеллектуалов. На уровень легендарности спектакля указывает и то, что с момента выхода в марте 2001 года он успел обрасти собственными мифами и приметами. Считается, например, что у мужчин, поднимающихся на сцену, чтобы сыграть в нем, часто что-то происходит с ногами, а у женщин повышается вероятность беременности.

Напомним, сюжет спектакля вращается вокруг одного дня жизни коллектива «Как бы радио». Сотрудники этой радиостанции неожиданно узнают, что их идею благотворительного марафона в поддержку российских туристов в Конго перехватили конкуренты, из-за чего немедленно появилась необходимость в поисках новой идеи для марафона. Но зачем ее искать в реальной жизни, если можно высосать из пальца? Так плавучий цирк, всеми забытый на просторах Японского моря, превращается в научное судно «Академик биологии профессор Шварценгольд» с мифическими редкими животными на борту, которых надо немедленно и всеми силами спасать. Впрочем, вскоре «виртуальная реальность», созданная «креативщиками» «Как бы радио», выходит из-под  контроля, и спасать им приходится уже собственное положение – причем в режиме фуллтайм. Все это на фоне выступления групп разных музыкальных направлений, прибывших поддержать благотворительный марафон, роль которых успешно сыграли Алексей Кортнев и его группа «Несчастный случай».

О чем на самом деле этот спектакль? Ряд критиков увидел в нем «явную оппозиционность» и определенный политический подтекст. И критики, в общем-то, правы, хотя такое определение сужает значение спектакля. Это как раз тот случай, когда произведение – практически обо всем. Смело подставляй почти любую тему – и не ошибешься. В определенной степени, он – этакая энциклопедия столичной жизни. Во-первых, раскрыта до самых дальних глубин офисная тема. Здесь представлены главные аспекты офисной жизни: сотрудник и работа, начальник и подчиненные, интимные отношения в коллективе, сексуальные меньшинства и гетеросексуальное большинство, слухи и сплетни и многое другое. Причем тот факт, что на сцене представлен коллектив творческий, и не просто творческий, а «радийный», раскрытию этих более общих тем нисколько не мешает.

Во-вторых, это тема виртуальной реальности. О том, что в нашем мире «хвост виляет собакой», «уши машут ослом», а общественное мнение и картина мира обычного человека формируется узкой прослойкой «особо приближенных» журналистов и пиарщиков, давно ни для кого не секрет. В-третьих, это специфический мир радиостанций, в который ненавязчиво, но глубоко окунается зритель. Благо, сами актеры «Квартета И» участвовали не в одном радиопроекте, а роль продюсера Миши в спектакле играет настоящий продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев, успевший к 2007 году стать бывшим.
Наконец, в-четвертых, мир политики – в смысле сферы большой власти и больших денег – в спектакле тоже присутствует. В обличье олигарха Эммануила Гедеоновича, владеющего радиостанцией и пристально следящего за ее работой и генералов Генштаба, которые отвечают за спасение судна с редкими животными. Ну и в теме извечной российской безалаберности, когда «всем на все наплевать», прямо из этой политики вытекающей (а может, наоборот, служащей ей источником?)

«День радио», таким образом – попытка сделать срез сознания российского «офиса». Для которого и жизнь за пределами крупных городов во многом виртуальна (так что там вполне могут существовать «медведи-летуны» и «подкустовные выползни»), и власть с политикой существуют тоже где-то параллельно, в виде голосов за сценой. Говоря о спектакле «День радио», нельзя не вспомнить фильм «День радио». Иногда фильм оказывается намного сильнее исходной театральной постановки – как это было, скажем, с «Гаражом» Эльдара Рязанова. В случае с историей «Как бы радио» все наоборот: фильм явно не дотягивает до уровня театрального «тезки». Хотя бы потому, что из киноверсии исчезли музыкальные пародии Алексея Кортнева – а это была одна из важнейших составляющих успеха театральной постановки. Некоторые из «радийных песен», кстати, перекочевали в фильм. Например, самая знаменитая из них – «Снежинка». Однако, исполненная в «выборной» эпопее Андреем Макаревичем, она утеряла значительную часть силы.

Так что тем, у кого такая возможность есть, все-таки стоит посмотреть спектакль, который явно не собирается стареть и устаревать. Посмотреть хотя бы для того, чтобы просто посмеяться. А для чего еще существуют комедии?

Михаил Нейжмаков

Сен 9, 2008Рабкор.ру
9-9-2008 Театрполитика, театр34
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Право на историю
  См. также  
 
Ситуационный отчёт из Рожавы
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
Конец Демократической партии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру