В клубе «Завтра» на Сретенке 10-го апреля отметила шестой день рождения газета «Троицкий вариант — Наука», чья цель — противостоять невежеству в целом и бороться с упадком отечественной науки в частности. Почин создания газеты принадлежит научному сообществу, живёт она исключительно на средства читателей.
— Наше железное кредо: мы должны стоять на страже рационального мышления, стоять, как скала! Мы должны учить думать самый широкий круг людей. Происходит страшная вещь: учёные, в том числе хорошие учёные, как будто теряют остроту зрения. Они начинают оценивать происходящее, подбирая факты очень однобоко, забывая о селекции. Мы должны стоять горой за то, чтобы человеку, прочитавшему «Троицкий вариант», было легче увидеть мир ясными глазами, — почти мессиански заявил Борис Штерн, главред газеты, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института ядерных исследований РАН.
Под хохот зала учёный признался:
— Рад видеть перед собой столько приятных лиц, со мной такое происходит редко. Скажу пару слов о политике: куда от неё денешься? За год произошло много событий, и быть вне политики удавалось не всегда. Политика лезла во все щели начиная с прошлого лета. Была реформа Академии, теперь ещё крымнаш наступил. Но это не так страшно. Наша позиция простая: делать противоположное тому, что от тебя требует окружающая жизнь и генеральная линия. От нас требуют клеймить врагов, а мы будем искать друзей. В том числе на Украине. Думаю, важно продвинуть туда «Троицкий вариант», найти там побольше авторов. Генеральная линия толкает нас к звериной серьёзности, а мы будем иронизировать и ко всему относиться с юмором, в том числе к самим себе.
Далее пару часов гостей потчевали не салатами и сластями, а пищей для ума: докладами из разных областей знания, зачастую весьма сложными для разгрызания, но благосклонно принятыми просвещённой публикой.
— Будем работать! — строго заметил в начале вечера ведущий, Борис Долгин, научный редактор дружественного по отношению к «Троицкому варианту» портала ПОЛИТ.ру. День рождения и в самом деле проходил в рабочей обстановке.
Вначале об изучении такого темного предмета как липовые диссертации рассказал Андрей Ростовцев, доктор физико-математических наук, специалист по высоким энергиям и элементарным частицам, один из создателей вольного сообщества «Диссернет». Он подчеркнул, что сообщество не ставит целью борьбу с плагиатом в целом, оно выявляет высокопоставленных особ, которые не просто не прикладывали руку к написанию диссертации, защищённой под их именем, но часто даже в неё не заглядывали. Проверка подлинности диссертаций для сообщества — только инструмент исследования, а при благоприятном исходе и частичного восстановления института общественной и научной репутации.
Как известно, недавно в Германии обвинения в диссертационном плагиате не прошли безболезненно для министров обороны и образования: оба под напором средств массовой информации были вынуждены подать в отставку. У нас всё обстоит гораздо хуже: максимум, на что могут рассчитывать разоблачители, — явка чиновника с повинной; скажем, в прошлом году от липовой учёной степени напоказ отказался Андрей Комиссаров, глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства в правительстве Москвы.
Почти за год существования вольное сообщество вывело на чистую воду около тысячи недоброкачественных кандидатов и докторов наук и останавливаться не намерено. Поиск приобретал всё более глобальный характер: началось всё с отдельных персоналий, продолжилось, как выразился Андрей Ростовцев, «глобальным чёсом» по разным категориям: депутаты, сенаторы, губернаторы… К некоторому удивлению, больше всего липы обнаружилось у ректоров, причём далеко на только частных вузов.
Конечно, подобная ситуация была бы невозможной без солидного прикрытия: одно из недавних расследований показало, что в трёх экспертных советах Высшей аттестационной комиссии — по отраслевой и региональной экономике, по экономической теории и по праву — насчитывается не менее 23 человек, которые в том или ином качестве были причастны почти к полусотне фальшивых защит. При таком положении дел было бы странным, если бы министерские чиновники отзывались на вал диссернетовских писем, — все разоблачения попросту кладутся под сукно.
Положительный сдвиг, по словам профессора Ростовцева, всё же произошёл: на счету «Диссернета» есть выигранные суды, но большинству разоблачённых, увы, от всех локальных скандалов с их научными степенями ни горячо ни холодно.
Дальше на дне рождения интеллектуальный градус пошёл на значительное повышение.
Неожиданным продолжением темы научного плагиата стал доклад Ирины Левонтиной, кандидата филологических наук из Института русского языка РАН: она рассказала о способах маркировать чужую речь внутри своей как при помощи разнообразных частиц, так и при помощи интонаций.
От Павла Чеботарёва, доктора физико-математических наук из Института проблем управления РАН, гости узнали о строго математической модели демократии, где у каждого есть некоторая сумма денег, и он либо эгоистично играет на её повышение, либо альтруистично играет на повышение капитала всего сообщества в целом или беднейшей его части. Такие математические игры оборачиваются множеством парадоксов, например, выясняется, что в модели, где каждый участник действует только в своих интересах, интересах и игнорирует интересы окружающих, легко за несколько этапов игры оставить в проигрыше всех участников, притом, что на каждом конкретном этапе большинство участников получает пусть и небольшую, но выгоду и проигрывает только один из игроков, в сущности, точно так же, манипулируя различными частями общества и постоянно меняя меньшинство, которое находится в проигрыше, можно в конце концов поставить всё общество в позицию «проигрыша», то есть заставить общество принять решение невыгодное для него в целом.
Впрочем, мы можем утешиться, как показывают те же математические игры, всего 5-10% альтруистов могут спасти общество от разорения. Однако альтруизм не панацея (точнее не всякий альтруизм): бедному обществу не стоит сосредотачиваться на поддержке нищих — тогда разорятся даже те, кто обладает хоть каким-никаким капиталом. То есть в этом случае поддержка должна распространяться на всё общество, вне зависимости от материального преуспеяния отдельных его членов, и только если общество достигло относительного благосостояния, рациональней сосредоточиться на поддержке именно наиболее обездоленных его членов.
У всей модели Чеботарева и идеи «СНЕЖНОГО КОМ»мунизма есть ряд существенных недостатков. Предполагается, например, что поведение той же группы альтруистов постоянно и неизменно — всегда альтруистично по отношению к участникам группы, в то время как на практике нам приходится иметь дело с намного более сложными формами поведения, где эгоизм и альтруизм будут сочетаться в весьма разнообразных и порой причудливых формах. Но, как минимум, результаты этих математических игр интересны и их стоит учитывать активистам, стремящимся преобразовать общество к лучшему
Жизнелюбивая научная журналистка Ася Казанцева, выпускница биофака СПбГУ, напомнила присутствующим, что собрались они как-никак по торжественному поводу, и огорошила всех тезисом о еде как универсальном удовольствии, празднике, который всегда с тобой: секс не доступен детям и старикам, никотин по душе лишь курильщикам, а еду любят все, кто жив, за исключением разве что пребывающих в глубокой депрессии. Затем гости узнали о парадоксальных научных открытиях, связанных с нашим хлебом насущным. Скажем, одно исследование толстых и тонких людей в течение тридцати лет показало, что у вас высокий шанс потолстеть, если среди родственников и даже друзей есть толстяки. Если у вашего толстого друга тоже есть толстый друг, шанс потолстеть увеличивается на 20%, а если у того тоже есть толстый друг, смело накидывайте ещё 10%. (Кстати, на нашем сайте вы можете прочесть увлекательную рецензию на книгу Аси «Кто бы мог подумать!», посвящённую нейробиологии.)
А мы будем верить, что альтруизм возобладает и «Троицкий вариант» не похудеет за ближайший год, а главное — не истончится до полного исчезновения.