rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
97

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

164

Европа: радикальные левые против своего империализма

368

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Рубрики Ликбез 2014 Июнь Евразийский проект

Евразийский проект

29 мая 2014 года по инициативе России был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Несмотря на экономическое название организации, такое решение в условиях украинского кризиса имеет, безусловно, политический характер.

Доктрина евразийства изначально разрабатывалась как альтернатива сотрудничеству с западным миром, «разворот на Восток» во внешней политике. Сегодня, в условиях резкого ухудшения отношений с евроатлантическими странами, она пришлась как нельзя кстати.

Эра прозападного курса, начатого Ельциным и Козыревым на заре 90-х, закончилась. Россия (не всегда по своей воле) отдаляется от западных «Восьмерок» и «Двадцаток», делая ставку на сотрудничество с Китаем, Казахстаном и другими восточными партнерами.

Кроме того, в 90-е и начале 2000-х Россия испытывала недостаток государственной идеологии и национальной идеи, и евразийство задумывалось именно как тщательно продуманная государственная идеология. Возможно, сегодня эта доктрина заполнит данный вакуум, однако необходимо разобраться, что такое евразийство и в чем его суть.

Сжато его можно охарактеризовать как идеологию, разработанную для России с учетом протяженности её территорий и специфики исторического прошлого. Традиционно наше государство находится между Западом и Востоком и испытывает влияние как первого, так и второго. Именно на этом делается акцент. Евразийство является доктриной скорее авторитарного типа, предполагающей создание государства, основанного на традициях, религии и сильной власти.

Напомним, что эта доктрина зародилась ещё в 20-е годы XX века в кругу аристократов белой эмиграции. Ее отцами-основателями были филолог князь Николай Трубецкой, географ и экономист Петр Савицкий, литературный и музыкальный критик Петр Сувчинский, историк и геополитик Георгий Вернадский и другие. В 60—80 годы эту линию продолжил Лев Гумилев. Используя основные принципы доктрины, он дополнил ее своей теорией этногенеза. В конце 80-х эстафету принимают современные неоевразийцы во главе с философом Александром Дугиным.

Евразийство изначально задумывалось как доктрина государственного строительства, причем в основе не было откровенных призывов бороться с Западом, однако ее создатели откровенно негативно отзывались о характере западной или же, как они её называли, романо-германской культуры.

Именно поэтому, в отличие от научного мейнстрима, евразийцы положительно оценивают монголо-татарское нашествие, отказываясь в этом контексте от термина «иго». Последнее служит историческим примером восточного влияния на российскую государственность, а потому оценивается как благо. В своей книге «Наследие Чингисхана» Николай Трубецкой пишет, что от монгольской государственности Россия унаследовала управленческие навыки, структуру госаппарата, принципы организации военного дела и не только.

«Русским историкам стоит только отрешиться от своего предвзятого и нелепого игнорирования факта принадлежности России к монгольскому государству, взглянуть на историю России под иным углом зрения, и происхождение целого ряда сторон государственного быта так называемой «Московской Руси» предстанет их глазам в совершенно ином виде»[1], — пишет он.

Влияние европейской культуры евразийцы, напротив, называют «игом», которое мешает другим народам развиваться по своей уникальной исторической логике. Миссия России в этой ситуации — объединить остальные неевропейские народы в борьбе с насаждением западной культуры.

Отправной точкой евразийства можно считать публикацию книги Трубецкого «Европа и человечество», в которой Западу противопоставляются все остальные неевропейские народы. Человечество — это антипод Европы, а последняя, по мнению Трубецкого — «агрессивная аномалия», которая навязывает свою культуру другим народам, считая её «универсальной» и «всеобщей». У неоевразийцев, правда, акценты критики западной цивилизации уже смещаются. Европа рассматривается как явление «нейтральное» и в перспективе способное стать позитивным. Место абсолютного зла теперь занимает «англосаксонский мир» и «планетарный либерализм». Запад критикуется за экономическую эксплуатацию сильными слабых, за возвышение материализма и индивидуализма. По мнению евразийцев и неоевразийцев, за внешним благополучием маскируется духовный упадок, отсутствие нравственности. Такой системе ценностей противопоставляется «этика евразийства», которая включает в себя такие качества, как коллективная ответственность, бескорыстие, взаимопомощь, воля, аскетизм, беспрекословное подчинение начальству, строгая иерархия[2]. При этом западная демократия, по их мнению, не подходит для России. Сама по себе демократическая идеология по евразийству — это отсутствие какой-либо единой идеологии, поскольку в государственном аппарате такого режима задействованы разнообразные политические силы, то есть действует принцип плюрализма. Такое положение лишает страну силы и возможности управлять культурой и хозяйственной сферой. Отсюда появляется необходимость введения широкого спектра демократических свобод — торговли, искусства, прессы. Эти сферы государство в рамках демократии передает в введенье «безответственным факторам» (частному капиталу и прессе)[3].

Согласно евразийству, для России с её обширными территориями и с учетом исторического прошлого необходима сильная власть, которая, прежде всего, служит орудием принуждения и сдерживания. Название режима, разработанного для евразийской государственности, — демотия. Демотия, также как и демократия, — это соучастие народа в управлении государством. Она основывается на принципе общинного самоуправления и исторически проявлялась, например, в выборности настоятеля церкви прихожанами в Московской Руси. Однако, в отличие от демократии, демотия может вполне сочетаться с евразийским авторитаризмом. Евразийцы доказывают, что для России не подходит слабый по своей сути демократический режим. Такое государство требует сильного контроля, сильной власти. Россия, считали они, больше чем государство — это особенное «месторазвитие». Не просто Россия, а Россия-Евразия, которая занимает почти целый континент. Цивилизация-мост, которая исторически находится под влиянием как Запада, так и Востока, в чем и состоит её уникальность. Ей требуется сильная идеология, власть определенной идеи-правительницы (идеократия). Европу евразийцы критиковали за то, что материальное благополучие стало для неё самоцелью. Для евразийского мышления материальные факторы, как то: армия, богатство, промышленность, должны служить только для достижения высших идеалов, служения идее-правительнице. И только последняя может оправдать существование нации и государства.

Судя по всему, Россия решает укрепить свою государственность, взяв на вооружение евразийскую идеократию с её приверженностью традиционным ценностям, православию и жесткой иерархией.

Что интересно, на современном этапе из научной сферы евразийство переходит в сферу практики. Здесь необходимо упомянуть такую знаковую политическую фигуру, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Для РК евразийство стало официальной государственной идеологией. По мнению Назарбаева: «Евразийство — это идея XXI века. Это идея будущего. Это алмаз в короне интеграционных процессов, которые требует сегодня глобализация»[4]. В 90-е годы — начале 2000-х создаются такие организации, как ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС — все они нацелены на интеграцию стран постсоветского пространства и идеально вписываются в логику евразийства. Одним из главных инициаторов создания этих блоков был именно Казахстан.

В России политической линии евразийства придерживаются лидеры ЛДПР Владимир Жириновский и КПРФ Геннадий Зюганов. В начале 90-х они включают в программные документы своих партий элементы евразийства. В книге «Последний бросок на Юг» Владимир Вольфович предлагает свою версию такого проекта. Его цель — экспансия России в южном направлении против государств СНГ, Индии, Пакистана и Афганистана, чтобы в результате получить выход к водам Индийского океана. Именно тогда становится крылатой его фраза «русский солдат будет мыть ноги в Индийском океане». Правда, необходимость такого завоевания Жириновский оправдывает исключительно стремлением прекратить на этих территориях конфликты, которые имеют эффект бомбы с часовым механизмом: «Россия только сделает то, что предназначено ей. Она выполнит свою, может быть, последнюю уже, великую, всемирно-историческую миссию — освободить мир от войн, которые начинаются всегда на юге»[5].

Что интересно, за несколько недель до подписания договора о ЕАЭС Владимир Жириновский начинает часто появляется на центральном телевидении в различных ток-шоу, выступает за присоединение Востока Украины к России и всячески пропагандирует имперские устремления. С его легкой руки обсуждение результатов музыкального конкурса «Евровидение» превратилось в оду традиционным ценностям России, приправленную жесткой критикой «сгнившей Европы».

Другой лидер системной оппозиции — Геннадий Зюганов — своё виденье евразийства изложил в книге «Россия — Родина моя». Он выдвигает идею «сбалансированного мира», основанного на геополитическом равновесии. Роль России в таком мире — поддерживать баланс, сохранять статус-кво. При этом подчеркивается, что РФ самой сперва необходимо преодолеть кризис и укрепить государственность, используя синтез древних традиций и советского народовластия[6]. Благодаря этим трем политикам в начале 90-х годов евразийство переходит в область “Realpolitik”.

Что касается евразийской линии президента РФ Владимира Путина, то ещё в апреле 2012 года на встрече с активом Единой России он заявил: «Это (евразийство) традиция нашей политической мысли. Евразийство в России укоренилось давно, а сейчас приобретает совершенно новое звучание, особенно в связи с интенсификацией интеграционных процессов на постсоветском пространстве»[7]. Сегодня же исторические события сами подтолкнули Россию к переориентации на Восток. Учитывая, что присоединение Крыма главным образом признали именно страны евразийского пространства, а на горизонте появилась перспектива второй «холодной войны», договор о ЕАЭС и «разворот на Восток» во внешней политике выглядит чуть ли не единственным возможным выходом.

Александра Махова


[1] Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. – М: Эксмо, 2012. – С. 324.

[2] Шаевич А.С. Обзор евразийской идеологии (основные понятия, краткая история) // Основы евразийства / Под ред. А. Г. Дугина: – М: «Арктогея центр», 2002. – С. 83

[3] Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства // Основы евразийства / Под ред. А. Г. Дугина: – М: «Арктогея центр», 2002. – С. 194.

[4] Селиверстов С.В. К евразийству XXI века: о Евразийской доктрине Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева // Н.Ә.Назарбаевтың Еуразиялық бастамасы

[5] Жириновский В.В. Последний бросок на Юг. – М: 12ТЦ, 1996. – С. 43

[6] Зюганов Г.А. Россия — Родина моя. — М: Информпечать, 1998. – С. 158.

[7] Путин В.В. Евразийство – традиция нашей политической мысли // Молодая Евразия. Евразийское молодежное движение

Июн 6, 2014Рабкор.ру
6-6-2014 Ликбез21
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

«Национальный капитал» и судьба СирииБразилия после поражения
  См. также  
 
Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании
 
Европа: радикальные левые против своего империализма
 
XX век прошёл
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру