Техас, 1989 год. Ричард Дэйн — типичный представитель «одноэтажной Америки», владелец небольшой багетной мастерской, живет с женой и маленьким сыном размеренной жизнью обывателя. Неспешные рабочие будни, барбекю на заднем дворе по выходным и прочие маленькие радости.
Но однажды ночью в его дом забирается грабитель и Дэйн, с перепугу выстрелив в него, на долгое время выпадает из привычного существования. Вор мертв, полицейские забирают тело и опознают в нем закоренелого преступника, уже давно находящегося в розыске. К Дэйну со стороны закона претензий нет, он все сделал правильно и в пределах допустимой самообороны. Однако вскоре в городе появляется отец погибшего грабителя, Бен Рассел — отсидевший немалый срок уголовник, живущий по понятиям, которые к закону имеют отношение очень отдаленное. Он вполне прозрачно намекает Дэйну, что собирается отомстить и подтверждает слова делом — проникает в его дом и едва не похищает сына. Дэйн, как добропорядочный гражданин, обращается за помощью в полицию. А чуть позже обнаруживает фотографию якобы убитого им грабителя на стенде разыскиваемых преступников в полицейском участке и понимает, что вовсе не этот человек залез к нему в дом. Слоган фильма — «Сколько людей может убить одна пуля?» заранее дает понять зрителю, что, скорее всего, далеко не одного. Хотя Дэйн поначалу больше убивать не хочет, и некоторое время еще надеется на помощь властей, однако надежда оказывается совершенно напрасной. Полицейские, преступники и мирные жители в этом тихом провинциальном городе оказываются вовлечены в смертельную игру, которая не закончится ничем хорошим ни для победителей, ни для проигравших.
«Холод в июле» — триллер, выполненный по всем канонам классического нуара, для которого характерны криминальный сюжет, мрачная фаталистическая атмосфера тревожности и запутанности, отсутствие границ между героем и антигероем, общий пессимизм и цинизм, присущий персонажам, преимущественно ночные сцены. Кроме того, фильм отличается прекрасно прописанными персонажами, качественным сценарием («Холод в июле» снят по одноименному роману Джо Р. Лонсдэйла) и великолепной операторской работой. Все сделано так, чтобы зритель еще долго оставался под впечатлением от двухчасового путешествия в мир «черных фильмов». В главных ролях Майкл С. Холл, известный российскому зрителю прежде всего как исполнитель роли «благородного маньяка» Декстера Моргана, Сэм Шепард («Дни жатвы», «Дневник памяти», «Париж, Техас») и слегка постаревшая звезда сериалов «Детектив Нэш Бриджес» и «Полиция Майами» Дон Джонсон.
Режиссер Джим Микл до «Холода в июле» снял несколько низкобюджетных хорроров («Улица Малберри», «Мы такие, какие есть»), самый удачный из которых — «Земля вампиров», вышел в 2010-м году. В нем Микл уже здорово экспериментировал с жанрами, удачно смешав ужастик с роуд-муви. Коктейль получил преимущественно позитивные отзывы критиков, и теперь Микл продолжил свои кинематографические опыты — на сей раз на поле неонуара.
По духу и атмосфере «Холод в июле» наиболее близок к триллеру братьев Коэнов «Старикам тут не место» и одному из лучших телепродуктов текущего сезона — «Настоящему детективу» Кэри Фукунага. «Детектив» даже имеет чем-то перекликающийся с «Холодом в июле» слоган: «Человек — самое жестокое животное». Джим Микл, по сути, снял историю о людях, которые поняли, что правосудие больше не выполняет функцию борьбы со злом, то есть плохие парни остались, а хорошие сложили с себя всяческие полномочия. Каждый из главных героев «Холода в июле» совершал как минимум одно убийство — и получается, что в финале фильма зло борется с еще большим злом, и одерживает сомнительную победу.
В процессе развития сюжета акценты несколько смещаются от героя Майкла С. Холла к герою Сэма Шепарда, и с точки зрения актерской игры последний оказывается намного интереснее и глубже. Возможно, такое впечатление создается из-за бэкграунда Холла — несколько комично смотрится бывший Декстер, вздрагивающий от выстрелов и чуть не падающий в обморок при виде пятен крови на стене. Хотя в целом данный персонаж довольно удачно выражает испуг и потерянность «маленького человека» перед социопатической жестокостью, особенно когда та перестает быть маргинальной и легко встраивается в общую систему отношений в современном обществе. Когда полицейских и преступников становится настолько трудно отделить друг от друга, бунт обывателя оказывается практически неизбежным, однако заканчиваются такие бунты всегда одинаково — на одного преступника в мире становится больше.