Доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) работает над созданием искусственного интеллекта, да не простого, а сверхмощного, чтобы сразу объединить все достижения человечества, преодолеть биологию и решить проблемы текущей цивилизации. Ему помогают деловитая жена Эвелин (Ребекка Холл) и давний друг Макс Вотерс (Пол Беттани), тоже ученые. Работа особо не спорится, но шуму вокруг предостаточно. Чтобы выжать гранты из инвесторов они нехотя посещают конференции и устраивают пронзительные выступления на фоне жидкокристаллического экрана.
Однако научный прогресс беспокоит экотеррористов, которые считают, что «это неправильно» и не стесняются в средствах, чтобы остановить ученых мечтателей. В отличие от своих более конструктивных противников эти товарищи глобальных планов не строят, а просто хотят взять все, да и… сломать. Верховодит ими молчаливая блондинка с черными бровями Бри (Кейт Мара), а сами борцы за все естественное сплошь драчуны и хакеры.
Однажды после выступления им удается подобраться поближе и смертельно ранить Джонни Деппа (давайте называть вещи своими именами), но Эвелин с помощью Макса совершает невозможное — они оцифровывают и «загружают» мозг умирающего на компьютер.
Этот неплавный переход от IT-сознания к цифровому бессмертию в фильме несколько смазан, зато довольно мило драматичен. Электронный Джонни Депп быстро осваивается в безграничном пространстве и начинает действовать…
Стоит сказать, что смотреть эту вычислительную сказку легко и приятно: первоклассные актеры отлично играют свои, в целом, человеческие роли, а конфликт между сверхразумом и напуганными американцами зрелищно представлен в виде боевых действий из компьютерной игры. Детали опускаются, чтобы не докучать публике научными поисками и сэкономить на постановке: сложные повороты и сюжетные коллизии требуют усилий сценариста и зрителя, заставляют ломать голову, что очень усложняет процессы потребления и восторга, необходимые для продаж. Научная тематика в этом случае не преграда, а острая приправа, основа фильма — идея могущества технологий в тандеме с такой опасной штукой, как человек, но на место цифровой мощи можно легко подставить магию, старинные артефакты, инопланетные гаджеты, покемонов — что угодно, что заставит популярного нынче героя «встревоженное человечество» охать и трепетать.
Здесь вы не найдете попыток осмыслить, каково это — быть нигде, не иметь органов чувств и тела, но как-то смотреть на мир с другой стороны монитора, любить жену, зачем-то хотеть, куда-то двигаться…
Искусственный разум — это ведь не просто сверхмощная машина. Главная задача — сделать ее человеком, потому что интеллект невозможен без личности, того, кто будет решать сам и делать выбор. Готовый же человек с электронным сознанием — просто новый супермен со сверхспособностями и, можно предположить, скоро таких персонажей будет множество. Но вот зачем понадобилось их объединять в одном фильме? Темы глобальные, проблемы нерешенные, ответов на вопросы здесь нет.
Сверхчеловеческий Уилл Кастер не летает и пока не может похвастаться рельефным телом или обтягивающим костюмом, и еще не очень понятно, друг он или враг, но совершенно очевидно, что этот новый герой умеренно романтичен, дарит цветы и борется за все хорошее — симптомы налицо. Конечно, он не понят и отвергнут обществом, которое в любой силе подозревает свои потаенные амбиции — войну и жажду власти. Так мы сами выдаем себя в наших страхах…
Словом, недосказанного (недоделанного?) тут больше, чем хотелось бы. Что создает впечатление стопки конспектов из лекций по разным предметам: в разговоре блеснуть поможет, а экзамены с таким уровнем подготовки не сдать. Положение, как обычно, спасают эмоции, чувства которые по очереди испытывают друг к другу участники действия. Тут все очень сложно, актерам есть, где развернуться, а каким образом нанороботы отращивают новые органы поврежденным людям — дело десятое… Под конец именно мелодрама одерживает верх над дилетантской фантастикой, в чем даже можно найти философский подтекст: как бы ни менялся мир вокруг, играть в людей у нас получается лучше.
По-своему этот фильм показывает жадность кинокомпаний: незачем стремиться к лучшему, если сойдет и так, иначе в полную силу придется выкладываться снова и снова. Есть интригующая завязка, достойные актеры, интересный антураж — достаточно. Все-таки посмотрев не один десяток подобных историй, ждешь чего-то нового, надеешься удивиться или хотя бы забыть на время, что существуют проверенные, надежные схемы, вечные сюжеты — гарантированный успех. Особенно, если речь идет о таком фантастическом, невероятном, трансцендентальном будущем.
А «Ромео и Джульетта» хороши и в скафандре.