На Новый год принято дарить подарки. Хорошая и добрая привычка, памятная каждому из нас с самого детства, наряду с пахнущей хвоей ёлкой, покрытой гирляндами, одетой игрушками, светящейся разноцветными огоньками, вместе с лёгким морозцем за окном и поздравлениями от близких и далёких друзей и родных, несёт неповторимое ощущение праздника. Новогодние подарки — среди самых любимых и самых памятных. Чудесный обычай этот не забыт и правительством Дмитрия Медведева. Правда, реализуют его либералы-рыночники на свой манер: с начала будущего года вырастут налоги на имущество физических и юридических лиц.
Столкнувшись с серьёзным недовольством граждан в связи с повышением цен и тарифов, введением антисоциальных «социальных» норм в жилищно-коммунальном хозяйстве, фактическим разгромом отечественных образования и науки в ходе «реформирования» РАН, действия новых законов об образовании и коммерциализации бюджетной сферы, правительство РФ (возглавляемое, напомню, председателем партии думского большинства «Единая Россия») отложило введение единого налога на недвижимость. Введение налога было в планах, ибо, полностью забросив ради вступления в ВТО заботу об отечественной промышленности (недавняя история с отменой по команде из Брюсселя утилизационного сбора, призванного сохранить отечественный автопром, — блестящее тому доказательство!), Медведев, его заместители и его министры вынуждены думать о пополнении доходной части бюджета. Разумеется, не за счет доморощенных олигархов и зарубежных инвесторов, ибо они не только классовая опора нынешней власти, но и зачастую крупнейшие спонсоры «Единой России», а за счёт граждан, в очередной раз залезая им в карманы и кошельки.
Ещё в 2010 году в стране была проведена новая кадастровая оценка земель, после которой во многих регионах налог на землю для жителей существенно вырос. На формирование кадастра Росреестр уже потратил 43 миллиарда рублей, и средства, выделенные из бюджета, должны, по логике чиновников, не просто вернуться в бюджет, а вернуться с лихвой, в разы превышающей затраты.
В ноябре с.г. Государственная Дума с подачи правительства приняла поправки в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся налогообложения недвижимого имущества юридических лиц. Сейчас предприятия и организации платят этот налог, исходя из балансовой (остаточной) стоимости своих построек, цехов, инженерных корпусов, офисных центров с использованием документов технического учёта, сделанных в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Отныне ситуация резко меняется. Административно-деловые здания и торговые центры будут подлежать обложению по кадастровой стоимости, для остальных объектов недвижимости пока сохраняется действующий порядок. В принципе, данный подход представляется разумным исходя из того, что нормы прибыли и рентабельность торговых сетей и промышленных предприятий существенно разнится.
Дьявол же, как это почти всегда случается у Дмитрия Медведева и его подчиненных, кроется в деталях.
Ведь назначение здания и, стало быть, принципы его налогообложения планируется определять не только исходя из данных, содержащихся в документах технического учёта, изготовленных БТИ, или в кадастровых паспортах. Региональные власти при определении категории будут обязаны принимать во внимание «фактическое использование» здания. При этом критерии и механизмы того, как это «фактическое использование» выявлять, определять и контролировать, в законе не прописаны. Всё это отдается на откуп господам чиновникам и, можно предположить, станет не просто источником злоупотреблений и коррупции, но и даст в руки властям субъектов РФ мощный рычаг для давления на любую коммерческую структуру.
Тем более, что в самом тексте документа прямо говорится, что «если здание (строение, сооружение) расположено на участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения», то его необходимо будет обложить по кадастровой стоимости. Следует заметить, что в крупных городах, например, в Петербурге, преобладает смешанная застройка. Если действующими в Петербурге Правилами землепользования и застройки для участка земли, на котором стоит здание, пусть даже сугубо условно, предусмотрена возможность использования участка под коммерческие цели (торговля или офисы), то, по букве нового нормативного акта, здание подлежит налогообложению по кадастровой стоимости. Даже если это будут производственный цех, научная лаборатория, склад, на котором ждёт своего монтажа высокотехнологичное оборудование, или заводское общежитие.
Несмотря на предложения установить переходный период, в ходе которого можно было бы проверить на практике механизмы отнесения недвижимости к той или иной категории зданий, сверить перечни объектов, подлежащих обложению по кадастровой стоимости, спокойно провести разъяснительную работу с налогоплательщиками, единороссовское большинство в нижней палате Федерального Собрания РФ добилось вступления поправок в силу с 1 января 2014 года. Денег в казне нет, и предприятия и организации уже в марте будущего года будут вынуждены перечислять первые авансовые платежи, рассчитанные по-новому. Кто и когда сообщит им новые показатели, пока не ясно. Стало быть, впереди массовая волна пеней и штрафов, что является ещё одним источником пополнения бюджета, на который господа чиновники, видимо, надеются всерьёз…
«Облагодетельствовав» вышеописанным образом промышленность, образование и науку, правительство Медведева не забыло и простых граждан. Во многих регионах страны, включая Москву, Подмосковье, Петербург, с 1 января 2014 года при исчислении налога на недвижимость физических лиц вводится коэффициент-дефлятор, на который будет умножаться стоимость их имущества, определенная БТИ. Как сообщил руководитель Московского областного БТИ Владимир Денисов, «согласно поправкам в законодательство с 1 января 2014 года, для исчисления налога на имущество физлиц инвентаризационная стоимость квартир (стоимость по БТИ) будет умножаться на коэффициент-дефлятор. Это индексирующий показатель, рассчитанный с учетом инфляции. Ставка налога будет прогрессивной, зависящей от величины инвентаризационной стоимости. В Москве и Санкт-Петербурге на уровне местных законодательных собраний такие решения приняты. К примеру, увеличение налога на квартиры в Санкт-Петербурге составит около 7 процентов. Коэффициент-дефлятор устанавливается органом исполнительной власти, в который гражданин может обратиться за разъяснением». Обратиться-то, конечно, можно, а вот повлиять на определение величины коэффициента и правомерность его применения, думается, у граждан никак не выйдет.
В чем же причина появления этого самого коэффициента-дефлятора?
Разумеется, фискальная надобность исполнительной власти, помноженная на управленческую неразбериху, являющуюся фирменным индикатором манеры руководства, присущей Дмитрию Медведеву, о которой в народе отзываются просто: «Предвзятость, ведущая к безграмотности, сочетается с некомпетентностью, помноженной на беспомощность». Дело в том, что ещё к 1 января текущего года все БТИ передали копии технических паспортов объектов недвижимости в органы кадастрового учета для включения данных в Государственный кадастр недвижимости. Передать-то передали, однако в Государственном кадастре недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости нет, поскольку этого законом не было предусмотрено. Порядок расчета этой инвентаризационной стоимости должно было выработать Министерство экономического развития и торговли РФ, но оно с задачей не справилось, видимо, просто-напросто не успело, а премьер решение данного вопроса, похоже, позабыл проконтролировать. Вот и пришлось в пожарном порядке придумывать коэффициент-дефлятор вместо введения полноценного единого налога на недвижимость, установленного по понятным для граждан, общим для всех и вменяемым правилам.