rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
93

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

162

Европа: радикальные левые против своего империализма

365

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура ТВ 2014 Июнь Да волк, волк

Да волк, волк

Сериал «Фарго», идущий сейчас на американском канале FX, спродюсировали братья Коэны — авторы одноименного фильма 1996 года, мотивы и сюжетные отголоски которого легли в основу свежей теледрамы.

Антураж остался прежним — провинциальный городок в Миннесоте, где живут главные герои. Один из них, Лестер Найгард (Мартин Фримен), — подобие персонажа Уильяма Мейси из оригинального фильма: неудачник себе на уме, копящий раздражение по отношению к миру. Однако сериал, по сравнению с фильмом (благо позволяет и форма, и предшествующие успешные примеры в этом жанре), усложняет и укрупняет центральных персонажей, а также их внутреннюю и внешнюю жизнь, оказываясь, в целом, гораздо мрачнее по характеру, чем лента 1996-го, в коей было много абсурдистского юмора, а также, в духе последней тогдашней киномоды, настроение озорного тарантиновского «драйва».

В результате тотального «затемнения» атмосферы первоначальная история об очередной, причем самой крупной, неудаче сомнительных моральных качеств неудачника становится повестью о фатальном и окончательном превращении «маленького человека» в умеренных размеров зверя. Эта, надо сказать, довольно пугающая метаморфоза разворачивается на фоне пустынных заснеженных пейзажей и саундтрека, душераздирающе скрипящего струнными и привносящего в сугубо частную, вроде бы, историю трагическую и масштабную ноту.

Пока герой Фримена «зреет», копит обиды и злится, в городе появляется колоритная фигура с темным прошлым — некий Лорн Малво (Билли Боб Торнтон). Случайно пути Малво и Найгарда пересекутся, и закрутится сюжет, оставляющий на снежных полях кровавый след; в него будут вовлечены местный шериф, его деловитая помощница (привет героине Фрэнсис МакДорманд из фильма 90-х), местные жители, полиция и обитатели соседнего городка, а также криминальная группировка из города Фарго, который, собственно, и даст название картине.

Как почти во всяком правильном фильме, к которому имеют отношения братья Коэны, чем дальше в лес, тем больше дров: история, запутываясь, раскрывает в персонажах все более неожиданные грани и ставит под сомнение оптимизм любого рода, а зритель периодически посмеивается, а все чаще — поеживается от неожиданных прыжков и ужимок сюжетной линии. Иронический оттенок происходящему придают изредка возникающие закадровые тексты (один раз даже в виде стихов); «углубляют» экшен философские вопросы, которые обсуждают по ходу дела герои, а красивая операторская работа дает сполна ощутить холод, бесприютность и суровость невеселой американской провинции.

Порой сериал кажется ненамеренно неоднородным по настроению — вероятно, за счет того, что его снимают, как это принято в подобных проектах, несколько режиссеров. Скорей всего, впрочем, некие интонационные «ошибки» заложены еще в сценарии. Вот, например, кульминационный эпизод выглядит слегка «чересчур» — по степени «закрученности», количеству совпадений и зловещести декораций. Хотя может быть и так, что в логике мизантропического коэновского мира, где злу и страху просто-таки положено переливаться через край и достигать абсурдного размера, все это в порядке вещей.

Как бы там ни было, история, которая начинается как криминально-бытовая драма, все сильнее, по ходу дела, отдает зловещим нездешним душком и все больше превращается в триллер. Адские нотки то и дело выдает прекрасный Билли Боб Торнтон: его герой — то ли демон-искуситель, то ли ангел смерти, нарушающий кажущееся спокойствие и заунывность провинциальной жизни, движется, как по рельсам, все время прямо, переезжая всех и все, что попадается на его пути (тут просто грех не вспомнить устрашающего Хавьера Бардема из коэновских же «Старикам здесь не место»). Странноватый вооруженный мужчина неясного возраста с туманной биографией в исполнении Торнтона становится воплощением зла — причем не бессмысленного и хаотичного, а продуманного и обоснованного — лаконичными рассуждениями о природе вещей: равнодушный убийца оказывается доморощенным историком и этиком, а также знатоком прочих наук, периодически выдающим сентенции вроде «Римскую Империю основали волки».

Малво на собственном примере пропагандирует философию хищника, готового выгрызть у обстоятельств все, что соответствует его задачам. Вот и «недотепа» Лестер Найгард перенимает эту философию и отказывается от предыдущих «правил» ради нового — спастись и получить свое любой ценой.

 Противоположной позиции — сдержанного оптимизма, неизбежной порядочности и попыток «изменить мир к лучшему» — придерживается помощница шерифа Молли (Эллисон Толлман), на которой держится все время норовящее зайти в тупик расследование (однако и ее периодически посещают сомнения в том, что в этом мире следует во что-то верить).

Столкновение двух противоборствующих идеологий и движет сюжет: те, кто выбрал волчьи законы, стремительно вырываются вперед, а те, кто все еще верит в законы «человечьи», продвигаются за ними маленькими шажками, останавливаемые страхом, сомнениями и ошибками. Чья возьмет, покажет финал первого сезона, который уже не за горами.

Июн 4, 2014Мария Эстрова
4-6-2014 ТВавторское кино, сериалы, США4
Фото аватара
Мария Эстрова

Выпускница филологического факультета МГУ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Олимпийский сон РоссииДьявол не доведет до конца
  См. также  
 
Конец Демократической партии
 
Причины поражения Камалы Харрис: разочарование слева
 
Эффект Трампа
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру