rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
100

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

167

Европа: радикальные левые против своего империализма

372

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура Кино 2014 Март Поезд на Зубровку

Поезд на Зубровку

Берлинский фестиваль, где в этом году новая картина Уэса Андерсона «Отель Гранд Будапешт» стала фильмом открытия, известен, прежде всего, своей социальной и политической направленностью. В этом основное различие между лейтмотивами показов Берлинского и его главных соседей — Каннского и Венецианского кинофестивалей. Оттого выбор «Гранд Будапешта» — картины комедийной, доставляющей удовольствие глазу, мог вызвать некоторое недоумение. Однако после просмотра становится ясно, отчего честь открыть Берлинале-2014, а затем стать обладателем Гран-при жюри выпала именно этому фильму.

«Отель Гранд Будапешт» — это история, рассказанная зрителю стариком, который в молодости, будучи постояльцем отеля, не побоялся спросить своего таинственного сожителя о том, каким образом тот стал владельцем этого места. Незнакомец пригласил юного рассказчика на обед и тот услышал целое повествование, главным героем которого стал консьерж «Гранд Будапешта» Гюстав, и сам владелец заведения — молодой Зеро Мустафа. Декорации второй раз уносят нас глубже в историю, на этот раз — в начало XX века.

Молодой Зеро Мустафа устраивается на работу коридорным в отель «Гранд Будапешт», а его начальником становится Гюстав — педант в своем деле, эксцентричный герой-любовник, но в то де время человек одинокий. Тайная любовная связь с одной старой женщиной приводит к тому, что после ее смерти наследство, которое включает наиценнейшую картину, достается Гюставу. Родственники умершей, предвкушавшие получение солидного «куша», сразу приходят в ярость. Гюстав, воспользовавшись случаем, крадет картину, запуская, тем самым, череду убийств, отрубленных пальцев, мертвых животных и вкусных сладостей. Все это великолепие охватывает самый драматический промежуток европейской истории ХХ века — две мировые войны.

«Отель Гранд Будапешт» по праву можно считать новым витком в режиссерской карьере Андерсона. Действительно, в новой ленте чувствуется больший масштаб, нежели в его предыдущих картинах. Декорации Гранд Будапешта, которые с трудом были найдены съемочной командой, позволили режиссеру развернуть воистину массивные мизансцены, что, впрочем, является необычным для фестивального кино. Не менее удивительным оказался и актерский состав — фирменная фишка всех картин Андерсона. Билл Мюррей может появиться в кадре на две минуты, Оуэн Уилсон скажет несколько фраз и будет стоять на границе кадра, а Джуду Лоу придется чуть ли не выпрашивать у режиссера роль в фильме (как известно, изначально в качестве рассказчика был утвержден Джонни Депп). С каждым фильмом знаменитостей первой величины становится больше, и нам это нравится, мы с удовольствием соглашаемся посмотреть на актеров вне их привычного амплуа — возможно, именно этот «магнит» притягивает и самих голливудских селебрити. Таким образом, большая часть актерского состава «кочует» из фильма в фильм.

Однако Андерсон использует не только тех же актеров, но и образы, найденные им ранее. Это рано повзрослевшие дети из «Тенненбаумов», стильная винтажность из «Королевства полной луны», картонно-мультипликационные декорации, отсылающие к «Бесподобному мистеру Фоксу», комедийная напыщенность консьержа Гюстава, которой он напоминает одного из братьев из «Поезда на Дарджилинг», а также общие для всех фильмов ярко-контрастная цветовая палитра и поверхностная композиция кадра. Кажется, что «Гранд Будапешт» — практически квинтэссенция всего предыдущего творчества режиссера. Но вместе с этим «Будапешт» имеет коренное отличие от прошлых работ.

Долгое время для Уэса Андерсона в его фильмах центральной была тема семьи, отношений ребенка и родителей в частности. Начиная от воссоединения отца и сына в «Водной жизни», продолжая нелегкими отношениями между членами семьи Тенненбаум, братскими распрями в «Поезде на Дарджилинг», и заканчивая «трудными детьми» в «Королевстве полной луны», на последнем Андерсон ставит точку — в «Отеле» нет темы семейного. Есть же нечто другое, и это представляется переходом на качественно иной уровень.

Андерсон впервые в своем творчестве расширяет привычные для него рамки семьи, и окунается в более широкое общественное пространство. Умещая сеттинг истории между двумя мировыми войнами, и намекая названием государства Зубровка, где разворачивается действие фильма, на территорию Восточной Европы, он превращает «Будапешт» в сильно политизированный фильм. Такие важные детали, как, например вражеский флаг, напоминающий нацистскoe «SS», или история Мустафы — беженца, — так или иначе, суть аналогий к современным социальным проблемам и дискуссиям. Но стилевая несерьезность формы и содержания позволят сказать, что «Гранд Будапешт» является скорее политизированной сатирой, нежели каким-либо серьезным подходом к современным проблемам. Тот же логотип «SS» в фильме насмешливо розовый, а героя-беженца зовут Zero — он как бы «ноль» в европейском обществе.

Нелогичность действий персонажей, отсутствие зачастую реальной мотивации и какого-либо рационального подхода — это компоненты, применяемые в каждом фильме режиссера, но которые в этот раз берут на себя социальную функцию, демонстрируя, что в сферах политического и социального творится такой же хаос и безумие. В картинах Андерсона герои, стреляющие друг в друга, спустя пару минут уже сидят бок о бок за столом, подтверждая, тем самым, всю амбивалентность происходящего. Так же происходит и в реальности, говорит Андерсон, умело тасуя сцену за сценой и под конец превращая все действо в сумбурный фарс.

«Отель Гранд Будапешт» — это история о красоте и ее сохранении. Это повествование о старых порядках, некоем традиционализме в отношениях между людьми, и о том, что всегда есть силы, которые все это могут уничтожить. Нам показывают несколько сцен, происходящих где-то в 60-е годы, и мы видим, что отель не выглядит так же прекрасно как прежде. Государство Зубровка — это территория Восточной Европы, и тут понятен намек относительно советского влияния на стиль и архитектуру. Но «загадочная», как говорят другие постояльцы, черта в поведении старого Зеро Мустафы, который, будучи уже директором отеля, продолжает жить в своей маленькой комнате, словно он тот прежний коридорный, — это прямая приверженность старому, что, по мнению Андерсона, прекрасно.

Жан Люк Годар как-то сказал: «Не снимайте кино о политике, а снимайте кино политически», и Андерсон в своем фильме строго следует данному правилу. Фрагментарность сцен, непредсказуемость действия, непонятные, но эффектные сюжетные ходы — все это мир сумбурной политики в стенах старого отеля.

Мар 3, 2014Алексей Салангин
3-3-2014 Киноавторское кино11
Фото аватара
Алексей Салангин

Студент факультета политологии и социологии Финансового университета.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

2557 дней Рона ВудруфаТрудно быть
  См. также  
 
Эврисинг из ок
 
В кино до востребования
 
Шведский иллюзионизм
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру