У режиссера Жан-Марка Валле не слишком большой авторский багаж за плечами. В основном он известен по картине «Кафе де Флор» и исторической «Молодой Виктории». Тем не менее, его новый фильм «Далласский клуб покупателей» по праву завоевал внимание не только, но и одобрительные взгляды со стороны Голливуда и Академии кинематографических искусств — в итоге 6 номинаций на премию Оскар, среди которых лучший фильм, лучшая мужская роль и роль второго плана.
«Далласский клуб покупателей» охватывает реальный период жизни Рона Вудруфа, заболевшего в 1986 году СПИДом — в то время еще полностью не изученной болезнью. Главный герой в исполнении сильно отощавшего Мэтью МакКонахи ведет распутный образ жизни. Работая электриком, он одновременно жульничает на ставках ковбойских родео, у него проблемы с алкоголем и наркотиками, а также полный беспорядок в половой жизни.
Приключившийся на работе несчастный случай приводит к тому, что врачи сообщают Рону, что он болен СПИДом и жить ему остается тридцать дней. Герой пытается противиться этому, но болезнь настойчиво дает о себе знать. Он незаконно употребляет новый препарат AZT, который, по мнению его создателей, может являться лекарством от СПИДа, но от него становится только хуже. В результате мексиканский врач, к которому обратился герой, прописывает ему целый ряд запрещенных в США лекарств, и вместе они организуют подпольную сеть сбыта их таким же как сам Вудруф больным, известную, собственно, как «Далласский клуб покупателей».
Даллас — город в штате Техас, одном из самых республиканских штатов Америки, где доминируют консервативные идеи, с чем связана и резкая нетерпимость к гомосексуальным отношениям. Широко известно, что подобные половые связи являются причиной болезни и распространения ВИЧ-инфекции, а также СПИДа. Друзья, хрестоматийные ковбои-работяги, подозревают заболевшего Вудруфа в гомосексуализме, оттого между ними возникает сильная ненависть. Герой же, оставив неприязнь к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, вынужден работать с одним из их представителей, Райаном, которого играет Джаред Лето. К слову, Джаред Лето за эту роль номинирован на премию Оскар.
Тема СПИДа, ВИЧ-инфицированных и гомосексуальности далеко не нова в американском кинематографе. «Филадельфия», «Джиа», «Детки» традиционно привлекали внимание киносообщества, с каждым фильмом открывая ранее неизвестные стороны этой проблемы современного мира. Этой же стезе следует «Клуб», но с некоторыми отличиями. Если раннее кино подобной тематики было сконцентрировано на героях, на их отношениях, и на условиях жизни заболевших, то Жан-Марк Валле, взяв за основу реальные события, поднимает эту тему в социальном плане на порядок выше.
В самой истории режиссера интересуют не столько отношения между героем и его окружением, сколько тема довольно острая — отношения между государством в лице монопольного бизнеса по производству нового лекарства AZT и опекаемыми им больными. В сущности, проблема заключается в неэффективности препарата, его дороговизне, а также в отсутствии альтернатив. Крупный фармацевтический бизнес навязывает клиникам свои цены и свои условия, отказывая им в каком-либо выборе. «Они знают хоть что-нибудь про лечение болезни?» — возмущается медсестра, которую играет Дженнифер Гарнер, имея в виду людей с золотыми «Ролексами» на руках.
Это и составляет основной событийный пласт «Клуба». Конфликт между помощью главного героя малоимущим больным и противодействием со стороны представителей власти осуществлению незаконной торговли.
Здесь зритель впадает в некоторое недоумение. Дело в том, что «помощь» Рона Вудруфа довольно специфическая, и тут можно наблюдать две стороны его души. С одной — он человек, который с угрозой для себя, нелегально перевозит товар, чтобы за сравнительно малую сумму продать более действенный препарат. Более того, каждому, кто к нему приходит, он назначает персональный курс лечения, проявляя немыслимую заботу. Может казаться, что для него это нечто вроде искупления грехов, расплата за все предыдущие деяния, что речь идет о душевном исцелении человека, но это совсем не так.
Вторая сторона медали Вудруфа осталась такой же, как и прежде, не претерпев особых изменений: он спит с ВИЧ-инфицированной, с такой же, как он. Чуть ли не избивает своего старого друга, обманом и подкупом пытается достать лекарства, но когда ему это удается, сказывается наркоманское прошлое — передозировка. Даже его добродетель отходит на второй план, уступая место деньгам. «Нет денег, нет лекарств», — говорит он нищему юноше, парадоксально становясь меркантильно похожим на своих же противников, бизнесменов из фармацевтической компании.
По той причине, что в образе Рона «плохая» сторона кажется несколько очевиднее, нежели положительная, зритель не воспринимает персонажа в качестве протагониста. От этого в некоторой степени рушится система конфликтов ленты: если герой не протагонист, то тогда и полицейские не злодеи, но обычные стражи порядка. И где же на самом деле конфликт?
В реальности, противостояние там, где оно изначально было, и присутствовало практически весь фильм, быть может, поэтому оно неким образом размывается, становясь неощутимым. Как ни странно, медленно «умирающее» противостояние между человеком и его болезнью оправдывает без исключения все мотивы персонажа. Он хочет помочь многим, но должен бесцеремонно требовать с них деньги, чтобы развивать бизнес. Он должен иногда вести себя как здоровый человек, потому что это чувство придаст ему новых сил. Но, к сожалению, в заведомо проигранной битве. И к пониманию истинного стремления героя к жизни через борьбу зритель приходит после просмотра последнего эпизода на родео.
Родео, являясь довольно жестокой и опасной игрой, не предполагает полной победы над быком. Ровно как и в случае со СПИДом, жизнь в этом виде спорта исчисляется в секундах, а противник практически не оставляет ни единого шанса. Для настоящего ковбоя, как себя называет Рон, бык является метафорическим выражением его болезни. Зритель видит преображение человека, который вначале опасливо наблюдал за быком через ограждение, но в последнем кадре решился его оседлать. Режиссер филигранно обрезает схватку, оставляя за скобками ее исход, который и так подсознательно ясен каждом.
Неизвестно, сколько секунд Рон продержался на скачущем животном. Может это были неудачные три с половиной секунды, как у его друга, или даже целых восемь, как сам герой завещал в начале картины. Но факт остается фактом: вместо обещанного одного месяца жизни, Вудруф боролся со своим быком 2557 дней.