С 17 по 21 сентября 2008 года в шведском городе Мальмё проходит 5-й Европейский Социальный Форум. Как всегда на подобных форумах, соберется большая масса левых активистов и участников социальных движений, как всегда, будут произнесены пламенные речи о несправедливости современного общества и необходимости борьбы за другой, лучший мир. Как всегда, будет массовая демонстрация по улицам города. Но в одном отношении форум в Мальмё будет уникален: он должен дать ответ на вопросы, связанные с кризисом самих социальных форумов, да и международного левого движения в целом.
В 2001 году первый Всемирный Социальный Форум в бразильском городе Порту-Алегри был задуман как альтернатива Всемирному Экономическому Форуму в Давосе, где собирается мировая элита политики и бизнеса. Форум в Давосе – это что-то вроде Пленума ЦК партии мирового капитала. Организаторы встречи в Порту-Алегри стремились показать, что на глобальном уровне левое движение не только может организовывать акции протеста, но и способно к содержательной дискуссии ничуть не меньше, чем сильные мира сего.
На первых порах ВСФ был задуман и осуществлен представителями бразильской Партии трудящихся (ПТ) и французского движения АТТАК. АТТАК первоначально была создана для борьбы за введение «налога Тобина» (Tobin Tax) на международные финансовые спекуляции, но очень быстро превратилась в координационный центр умеренных левых, которые были недовольны откровенным предательством социал-демократии.
Всемирный Социальный Форум провозгласил своим лозунгом «Другой мир возможен!» и принял Хартию, фиксирующую традиционные левые ценности – интернационализм, классовую солидарность, приверженность идеалам демократии и т.д. Хотя решающую роль в организации ВСФ сыграли функционеры бразильской ПТ, а также члены социалистической и коммунистической партий Франции, требованием Форума был отказ от участия в нем политических партий. На практике, разумеется, это требование полностью игнорируется самими же организаторами, но партии должны выступать здесь в разных смешных масках: под видом социальных движений, коалиций и неправительственных организаций, ими же самими созданных (зачастую с единственной целью – обеспечить присутствие на Форуме).
В начале 2000-х годов, когда антиглобалистское движение было на подъеме, Форум стремительно рос. Если на первом ВСФ было около 12 тысяч человек, то на втором – уже 60 тысяч. Город Порту-Алегри, где раньше не было никакого туризма, смог создать впечатляющую инфраструктуру, построить международный аэропорт – все это на деньги, привлеченные благодаря форумам. Затем ВСФ начал перемещаться с места на место, посетив Бомбей, Найроби, Каракас, Бамако.
Между тем рядовые активисты все сильнее критикуют форум как дорогостоящую и пустую говорильню, обращают внимание на закрытый и недемократичный характер организации – все решается Международным комитетом, который никем не избран и никого не представляет. Европейский Социальный Форум, созданный по образцу ВСФ, изначально задумывался как более демократический. В промежутках между форумами собирается Европейская подготовительная ассамблея (ЕПА), решения принимаются открыто, обсуждение всех вопросов ведется публично, при участии большого числа людей из разных стран. Сами по себе ЕПА становятся мини-форумами, где активисты из разных стран не только решают вопросы, связанные с предстоящими общеевропейскими встречами, но и координируют свои акции на международном уровне.
Европейские Социальные Форумы прошли во Флоренции, Париже, Лондоне и Афинах. Последняя ЕПА перед назначенным в Мальмё форумом прошла в Киеве и привлекла большое число участников из Восточной Европы, не говоря уже об активистах из России и Украины.
Однако темой дискуссии все чаще становится именно кризис форумов, противоречия движения и отсутствие в нем четкой стратегии. Встреча в Киеве выявила острые противоречия между западноевропейской левой «элитой», вышедшей из аппарата неправительственных организаций и отчасти старых коммунистических партий (последнее обстоятельство часто скрывается), с одной стороны, и восточноевропейцами, поддерживаемыми западными «низовыми» активистами с другой стороны. Представительство Восточной Европы на ЕСФ постепенно увеличивается (от России традиционно присутствует примерно 120 человек), но отнюдь не влияние ее представителей на формирование повестки дня.
Форум упрекают в подчеркнутом и лицемерном аполитизме, в нежелании обсуждать реальные разногласия (что превращает дебаты в однообразное перечисление общих мест, по которым согласны все). После Афин даже возникло опасение, что ЕСФ вообще прекратит свое существование, ибо никто не брался его организовывать. В конце концов, остановились на Копенгагене и Мальмё (датская столица и шведский город находятся на двух берегах соединенного огромным мостом пролива Зунд). Позднее датчане отказались от своей инициативы, и вся работа досталась шведам.
Шведская инициативная группа с самого начала заявила о намерении предпринять шаги для того, чтобы преодолеть кризис Форума. В дополнение к официальной программе будет проводиться и неофициальная, открытая для политических партий и для дискуссионных тем, которые не были пропущены в официальную программу. Профсоюзные лидеры, выделившие средства на проведения мероприятий, хотят услышать практические разговоры о стратегии борьбы за интересы трудящихся, получить предложения по координации действий.
Кризис Форумов не в последнюю очередь связан с кризисом политических партий, которые управляли им из-за кулис. В случае с ВСФ это, прежде всего, бразильская ПТ, а также коммунисты и социалисты Франции. Увы, и те и другие в последнее время имели опыт участия во власти, который с точки зрения левого проекта оказался весьма плачевным. Французское правительство «плюралистической левой» катастрофически провалилось, успев за краткое время своего пребывания у власти провести больше приватизаций и антисоциальных мер, чем любое правое правительство за такой же срок. ПТ остается у власти, постепенно превращаясь в «нормальную» буржуазную партию.
В ЕСФ решающую роль играла итальянская Rifondazzione Communista, новая компартия, считавшаяся весьма радикальной. Но ее участие в левоцентристском кабинете Романо Проди окончилось столь же плачевно. Политический курс «левого» центра оказался последовательно правым, а избиратель наказал Rifondazzione, провалив на выборах: она не получила ни одного мандата в парламенте!
Причины подобного предательского поведения левых политиков сами по себе требуют анализа. Движение должно реконструироваться и организационно, и политически, и этически. Так что в Мальмё есть что обсуждать, если только дискуссия будет открытой и честной. Надо отдать должное шведским организаторам пятого ЕСФ: они делают все возможное, чтобы сломать дурные традиции прежних Форумов, организовав серьезное обсуждение наболевших вопросов. Если это получится хотя бы отчасти, у ЕСФ появится шанс обрести новую жизнь.
В любом случае, впрочем, у Форума есть свои положительные стороны, связанные главным образом с тем, что он представляет собой грандиозную площадку для знакомства и общения активистов из разных стран. Это общение само по себе ценно – и с точки зрения обмена опытом, и с точки зрения взаимной психологической поддержки. В ходе Форумов можно договориться о координации действий и наладить прямые связи. В этом смысле Форум, при всех его недостатках необходим и незаменим.
Так что можно надеяться, что российские и украинские активисты, отправляющиеся в Мальмё, приобретут там знания и опыт, действительно полезные для продолжения борьбы у себя дома.