rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
100

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

167

Европа: радикальные левые против своего империализма

371

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура Кино 2012 Октябрь Полтинник Джеймсу

Полтинник Джеймсу

По прошествии тех пятидесяти лет, что агент 007 присутствует на мировых киноэкранах, приходится с грустью констатировать: время властно даже над таким супермужчиной, как Джеймс Бонд.

Может ли быть на свете что-то глупее бондианы? Может — бондиана, отмечающая пятидесятилетний юбилей. В свой юбилейный год мистер Бонд (в фильме «007: Координаты «Скайфолл») вернулся к истокам и навестил родовое гнездо — шотландское поместье со зловещим названием Скайфолл. Навестил, конечно, не один, а с компанией друзей и врагов. Без последних ему, прямо скажем, — тоска, а не жизнь.

Провести три часа у экрана кинотеатра, почти поминутно восклицая «Что это за чушь!», и при этом, получая эстетическое и чисто киноманское удовольствие от картинки, а также от традиционных умных отсылок к содержанию предыдущих серий, — это опыт, надо признаться, экзистенциального масштаба.

Меня всегда занимал этот персонаж, который меняет лицо, но не привычки, выходит из воды сухим (в буквальном смысле, что подтверждается и в финале «Скайфолла»), а также с невероятным изяществом и легкостью совершает планетарного значения подвиги — причем весьма стабильно, с промежутком в какие-то три-пять лет. Откуда же такое постоянство? И в чем таки обаяние этого невероятного набора киноштампов, этой чудовищной, аляповатой ахинеи, этой плохо перевариваемой каши из гонок, взрывов, панорам с небоскребами и пошлейших эротических сцен?

Точного ответа у меня нет. Просто я люблю Бонда. И не я одна.Люблю его, когда он с вдохновенным и напряженным лицом, быстро-быстро перебирая ногами и руками, вслед за кем-то или чем-то бежит, развивая реактивно-нечеловеческую скорость. Люблю его, когда вместо того, чтобы спасти положение, сделав какой-нибудь простой ход, он выстраивает и реализует некую фантастическую комбинацию из совершенно ненужных и бессмысленных, но поражающих красотой и замысловатостью трюков. Люблю его просто потому, что он красивый мужчина, черт возьми, и вот уже 50 лет становится только лучше. И потому, что это мне, сидящей в платье с открытой спиной, с бокалом дорогого вина в ресторане залитого огнями казино, он представляется, попивая свой неизменный коктейль («взболтать, но не смешивать», которого, кстати, в новом-то фильме и нет): «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд».

Только вот жизнь у Джеймса теперь не сахар. Вечно неуязвимый и молодой, он что-то вдруг (ахтунг!) постарел и стал сдавать, о чем не стесняются намекать и даже открыто говорить ему друзья-соратники с пятидесятилетним стажем, такие как мисс Маннипенни, к которой Бонд наконец-то проявил человеческое и даже мужское отношение, и технический гений Кью. Последний, явленный нам в этой серии в образе молодого обаяшки-ботаника, вообще с юной наглостью заявляет, что, сидя за компьютером в пижаме, за день приносит больше пользы, чем накачанный Джеймс за год своей реактивной беготни и прыготни (пардон, «оперативной работы»). И вручая Бонду пистолет и микрорадиоприемник, в ответ на недовольство 007 недостаточной крутостью этих боевых аксессуаров, Кью иронизирует над всей полувековой историей и кино-Бонда, и шпионского жанра в целом: «А Вы что хотели? Взрывающуюся авторучку? Это не по нашей части». А ведь были у Бонда когда-то игрушки и похлеще. Но нынче, в век айпадов, это уже не комильфо.

«О дивный новый мир!», — вздыхает удрученный агент, и отправляется в залитый огнями Шанхай, чтобы снова делать все то, что он так хорошо делает вот уже в течение пятидесяти лет — ходить с насупленным видом в смокинге, спасать, губить и соблазнять красоток, сбрасывать врагов с небоскреба и проникать в логово генерального Злодея. Последний в исполнении устрашающего Хавьера Бардема заслуживает отдельной песни: жгучий испанец здесь, во-первых, блондин, во-вторых, у него восточный разрез глаз, ну а в-третьих — это бывший коллега Джеймса (привет фильму «Золотой глаз»). В каком-то смысле, это alter ego Бонда, это Бонд-перевертыш, позволяющий себе то, чего не может позволить по-прежнему связанный долгом и уважением к потерявшей былой блеск Короне Джеймс. Его противник озвучивает вещи, которым в классической бондиане, державшейся еще на мифологических и традиционных ценностях и конфликтах старого мира, не было места. К примеру, сомнения в смысле и целесообразности опасной для жизни службы, за которую не получишь благодарности, а, скорее, получишь в лоб пулю от своего же напарника в целях соблюдения конспирации и оперативного плана. Это тот упрек, который (о ужас!) вырывается вдруг и у самого Джеймса Бонда в адрес постаревшей, но прекрасной и по-прежнему непрошибаемой начальницы разведки М (Дама Джуди Денч), парирующей с непоколебимым видом, что таковы правила игры.

А вот зловещий азиат с сумасшедшинкой в лице и манерах в исполнении Бардема ставит эти правила под вопрос. Он выходит из «нормальной» игры, начиная свою контригру. Хорошо, конечно, быть на секретной службе Ее Величества, гордиться этим до пенсии и пускать пыль в глаза окружающим. Однако сомнения, разрушение черно-белых ценностных вех и личное страдание, неприличные для суперагента в патриархально-имперскую эру, берут в наше смутное время верх в душе мрачного блондина с каннибальской челюстью. Он-то, в отличие от полуметаллического Бонда, позволяет себе действовать (то есть мстить), сообразуясь с объемом и болезненностью своих нечеловеческих терзаний и ран. И вот теперь, с его легкой руки вся достославная МИ-6 борется с некогда лучшим своим агентом — практически с падшим ангелом, который и живет-то на острове, покинутом обитателями, — в эдаком символическом царстве мертвых, выдавая к финалу все больше демонических черт. И эта борьба блюстителей мирового порядка с самими собой, конфронтация с собственной взбунтовавшейся частью становится в какой-то момент по-настоящему драматичной и захватывающей. Персонаж Бардема превращается в юнгианскую «Тень», вбирая в себя те темные импульсы и чувства, которые вытесняет «светлый» красавчик Бонд. Ведь недаром и М на высоких слушаниях дела о своих неудачах также говорит о Тени как о нынешней мишени своего ведомства: за отсутствием на карте конкретной Империи зла остается бороться с одиночками, тенями — вырожденцами и побочными продуктами тобою же созданного порядка.

Вот за это, похоже, мы и любим Бонда: странным образом в темноте «народного», громыхающего взрывами жанра можно разглядеть самые уязвимые болезненные точки современности. Ну а еще прекрасна прорывающаяся местами ирония жанра над самим собой. Так, очередное фуэте агента 007, автоматной очередью вырезающего во льду замерзшего озера круг, вызывает у персонажа Бардема очередную снисходительную усмешку. Это ерничанье над могучим и несомненным когда-то бондовским героизмом проскакивает в фильме не однажды: вот до судороги напряженный 007 бегом догоняет поезд метро, а пожилой мужчина понимающе провожает его взглядом и говорит супруге: «Домой торопится». Бонд, не сдавший своих шпионских нормативов, да еще вдруг обретший домашний очаг, который, правда, сам же потом спалит дотла, Бонд, над которым смеются… Прогнило что-то в датском королевстве.

Оно и понятно: за 50 лет своего существования жанр бондианы не мог остаться в рамках своей изначальной дремучей и пафосной условности. Пришлось ему приблизиться к реалистичности и украсить героя (в иные моменты) обаянием слабости, седой щетиной на подбородке и усталыми, с краснотцою, глазами. С гибелью в финале непотопляемой М в бондовском мире, претерпевшем рестайлинг и ребрендинг еще в «Казино Рояль», окончательно загорается заря новой эры, живущей по новым законам. С похожей проблемой столкнулся когда-то Шерлок Холмс, встречая двадцатый век с его паровозами и электричеством, где он со своей привычкой к интеллектуальному решению проблем начинал казаться старомодным. С новой сменой эпох приходится перестраиваться теперь уже на обратный манер Бонду — старой гвардии века двадцатого, а также попутно (режиссерам и сценаристам) перекраивать и образно-смысловую ткань всего художественного мира, в котором живет и действует агент 007.

Окт 11, 2012Мария Эстрова
11-10-2012 Кинобондиана, Юбилей6
Фото аватара
Мария Эстрова

Выпускница филологического факультета МГУ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Один день мсье ОскараАмерика — это бизнес
  См. также  
 
Забастовка на Алчевском металлургическом комбинате
 
Когда оживёт Карл Маркс
 
Святой безумец
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру