«Звук терменвокса настолько оздоровляюще действует на слух, что, когда я впервые услыхал его, а на следующий день посетил столичный симфонический концерт, впечатление от последнего было таково, словно я еду на громоздкой, запряженной битюгом колымаге, что мне тряско, шатко, ненадежно. Меня всегда поражало это несоответствие состояния общей материальной культуры по сравнению с материальной культурой музыки. Я постоянно испытываю какое-то чувство неловкости, когда с улицы, где пятидесятиэтажные дома воздвигаются в шесть месяцев, попадаю в концерт, где играют на дудках, рожках, бьют по натянутой телячьей шкуре, конским волосом трут жилы и т.п… »
(И. Шиллингер, 1934)
Так воспринимали терменвокс на заре его эры. Дальше в судьбе этого уникального инструмента были свои взлёты и падения. В XXI веке играть на терменвоксе стало довольно модно. Многие популярные исполнители используют терменвокс как имиджевую составляющую, обыкновенно, они не владеют элементарными навыками игры на инструменте, но для того, чтобы извлечь какой-то звук из терменвокса, этого и не требуется, впрочем как и для того, чтобы извлечь звук из любого другого инструмента. Однако терменвокс продолжают воспринимать прежде всего как источник шума, а не как инструмент, на котором нужно учится играть. Именно для шумового оформления использовали терменвокс Led Zeppelin, Beatles, Sting. Другая ассоциация, возникающая при слове терменвокс — зловещие и немного наивные саундтреки к американским фильмам ужасов 50-х годов — про франкенштейнов, вампиров, инопланетян.
Впрочем, не все воспринимают терменвокс только как источник шума или кинематографический спецэффект.
Фестивали терменвокса периодически проходят по всему миру — в Японии, в CША и в Европе. Первый на территории России фестиваль терменвокс-культуры — «Терменология-2011», прошел в августе прошлого года. Его принципиальное отличие от иноземных собратьев — ориентированность на широкую публику. Зарубежные слеты либо проводятся в формате встречи и обмена опытом, либо представляют собой просто совместное музицирование в баре.
Российский же фестиваль призван показать разносторонность и уникальность терменвокса современной публике, познакомить аудиторию с практически столетней историей инструмента и исполнительской культурой, ведущими современными исполнителями, разнообразными техниками игры и моделями терменвоксов. Несмотря на то, что на фестивале представлены все направления — и «space music» и noise, доминирует все же академическая музыка.
Терменвокс — первый в мире пространственный электромузыкальный инструмент (т.е. первый электромузыкальный инструмент, с которым можно было концертировать). Он был изобретен русским физиком-акустиком Львом Сергеевичем Терменом практически сто лет назад — в 1919 году.
На терменвоксе пробовали играть Ленин, Чаплин, Энштейн, Стоковский, Сигетти.
«Свободно вышедший из пространства звук представляет собой совершенно новое явление», — сказал о терменвоксе Альберт Энштейн; Николай Рерих восторженно назвал терменвокс «Музыкой сфер» (не звуки, а сам инструмент), а европейская пресса 1920-1930-х годов, подозревала, что Льва Термена легко могли сжечь на костре, если бы он изобрел терменвокс несколькими столетиями раньше…
Для игры на терменвоксе не требуется прикосновений — музыка рождается от движений рук исполнителя в воздухе, возле двух антенн. Правая рука отвечает за высоту звука, левая — за громкость.
Мало кто догадывается, что терменвокс — это единственный в мире электрический инструмент, который позволяет исполнителю контролировать звук легко и непринужденно, значительно интерактивнее, чем это позволяют акустические инструменты. Терменвокс и исполнитель вовлечены в одно и то же электромагнитное поле и совместно создают музыку. И нет, это не электронная музыка. Это совсем другая музыка.
«Это абсолютно акустический инструмент. Единственное электрическое в нем — это то, что он включается в розетку» — убежденно говорит Торвальд Юргенсон, терменвоксист из Голландии — гость фестиваля терменвокс-культуры «Терменология-2012».
Голос терменвокса, который звучал в Советском Союзе, в Европе, в Америке на протяжении всего XX века, и сейчас остается современным, в отличие от многих музыкальных разработок прошлого века, он не стал анахронизмом.
Первый исполнитель на терменвоксе появился именно в России — им стал молодой виолончелист Константин Ковальский. Благодаря нему мы можем услышать звук терменвокса в ряде советских кинофильмов («Петербургские ночи», «На семи ветрах», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.). В начале 50-х Ковальский попробовал себя и в жанре советской поп-музыки — стал сотрудничать с ансамблем электромузыкальных инструментов под руководством Вячеслава Мещерина.
В Америке и Европе исполнители на терменвоксе появились в конце 20-х — они были учениками Льва Термена. Многие музыканты получили возможность выразить свои музыкальные взгляды с помощью терменвокса.
Среди учеников Льва Термена — основательница института Баха Розалин Тюрек, педагог и основатель школы фортепианных дуэтов, Джульетта Шоу, скрипач-виртуоз, ученица Леопольда Ауэра, Клара Рокмор, пианист-виртуоз Миша Тулин и многие другие. Джульяровская школа разыгрывала грант на обучение у Льва Термена, что во многом способствовало привлечению внимания к терменвоксу со стороны молодых и перспективных музыкантов.
При этом терменвокс оказался очень демократичным инструментом и в период массовой продажи инструментов фирмой RCA, на терменвоксе стали играть люди, которые не имели музыкального образования. В профсоюзе Голливуда насчитывалось от 300 исполнителей на терменвоксе, при этом они даже не умели читать ноты.
И по сей день техника игры на терменвоксе — вещь довольно индивидуальная и не стандартизированная.
Фестиваль «Терменология-2012» был открыт в августе, мастер-классом ведущей терменвоксистки России, композитора Олеси Ростовской. Олеся обучила присутствовавших элементарным приемам «неоклассики» и исполнила несколько произведений с участием аудитории.
Первый концерт фестиваля, посвященный 116-летию со дня рождения Льва Термена, прошел в Международном центре-музее Рерихов и включал в себя лекцию об истории терменвокс-культуры и выступления Олеси Ростовской (терменвокс), Петра Айду (фортепиано), Петра Термена (терменвокс) и Арсения Гавдуша (фортепиано).
Второй фестивальный концерт в Центре Рерихов, впервые представил московской публике молодого нидерландского терменвоксиста, Торвальда Юргенсона — одного из самых многообещающих академических исполнителей на терменвоксе. Он играет на эксклюзивных моделях терменвокса, разработанных специально для него французским инженером Тьерри Френкелем. Под руководством Саскии Бон, виолончелистки Королевского симфонического оркестра Нидерландов, Юргенсону удалось разработать новую технику игры на терменвоксе. На фестивале им были исполнены произведения Рахманинова, Чайковского и Глазунова.
В Музее Булгакова прошли вечера посвященные «иконам» терменвокс-культуры — Кларе Рокмор и Люси Розен, состоялся открытый мастер-класс Торвальда Юргенсона.
Участники фестиваля этого года — Олеся Ростовская (Москва), Вероника Шакирова (Москва), Торвальд Юргенсон (Нидерланды), Саша Пушкин (Берлин), Петр Термен (Москва), Наталья Термен (Москва), Дмитрий Гурович (Санкт-Петербург), Владимир Китляр (Санкт-Петербург), творческий проект «Резонанс» (Москва) и Агнес Пас (Чили).
Специально на фестиваль был приглашен американский производитель терменвоксов, Евгений Сегал, он провел презентации своих инструментов в Москве и Санкт-Петербурге. Олеся Ростовская — терменвоксист из Московской консерватории исполнила программу классической и современной академической музыки на терменвоксе «t-vox tour».
В этом году ушла из жизни Барбара Бухгольц — немецкий музыкант, один из немногих исполнителей, кому удалось найти собственное звучание и собственную уникальную манеру игры на терменвоксе. К сожалению, Барбара играла на терменвоксе только 12 лет и, безусловно, могла бы, в дальнейшем сделать ещё много для этого инструмента. Это большая потеря для всего терменвокс-сообщества.
В память о Барбаре была организована альтернативная программа фестиваля «Дивергенция звука», был специально приглашен пианист-импровизатор Саша Пушкин (Берлин), знавший Барбару Бухгольц. Саша рассказал московской и санкт-петербургской аудитории о Барбаре и своём опыте работы с ней. Саша Пушкин — эмоциональный, харизматичный музыкант, и талантливый импровизатор.
Слушатели имели уникальную возможность присутствовать при рождении новой музыки и нового звучания. Выступления, посвященные памяти Барбары Бухгольц, прошли в Москве в культурном центре «ДОМ» и Санкт-Петербурге в Фонде художника Михаила Шемякина.
Завершит фестиваль серия сольных концертов Натальи Термен, Петра Термена, и джазового трио Дмитрия Гуровича в Москве и Санкт-Петербурге.
В середине октября в рамках фестиваля в Москве состоялось открытие студии терменвокса «Theremin Times», в которой все желающие могут научиться играть на терменвоксе, ознакомиться с историей терменвокс-культуры.
Современную терменвокс-культуру надо спасать — бесконтрольный выпуск терменвоксов нестандартизированного качества и бесконтрольное использование терменвокса любым желающим создает инструменту очень скверную репутацию и не способствует его техническому развитию. В нашей стране очень мало знают об истории инструмента, о его изначальных целях и задачах. После смерти Льва Термена, в 1993 году, его дочь Наталья так и не смогла найти официальной поддержки и продолжить работу по совершенствованию и развитию терменвокса, работу, которой она занималась совместно со своим отцом долгие годы.
Единственным местом, где стабильно пытались заниматься терменвоксом — на полуофициальной основе, была Московская консерватория, но музыкальные традиции Льва Термена не интересовали «энтузиастов», в результате, был установлен музыкальный и исполнительский стандарт далекий от эстетики Льва Термена.
Презентация чилийского проекта «Электромагнетика», в рамках Терменологии, ярко продемонстрировала современное прочтение терменвокса — это шумовая, электронная музыка — терменвокс воспринимается не как музыкальный инструмент, а как примитивный синтезатор с эффектным управлением, позволяющей ностальгировать по эпохе «музыки роботов». Такой подход, к сожалению, довольно сильно распространен.
Петр Термен