Этим летом на кабельном канале-гиганте HBO стартовал сериал «Отдел новостей», повествующий о буднях новостного канала, фокусируя внимание на отделе, отвечающем за девятичасовые прайм-тайм новости. Как это часто бывает, не только этот отдел, но и в некотором смысле весь канал работает на одного человека – Уилла МакЭвоя в исполнении харизматичного, мощного, сильного, но категорически недооцененного, в основном из-за наклона его карьеры в сторону комедий, Джеффа Дениелса. Его лицо соединяет в себе мимику взрослого, опытного, серьезного человека и часто по-детски наивный взгляд маленьких голубых глаз. В основном именно этот взгляд, пробивающийся через усталое и безразличное выражение лица, раз за разом дает нам очередную порцию уверенности в том, что его герою до пенсии еще очень далеко.
Будучи лицом канала, он во многом отвечает и за его успех. Проблема в том, что популярный ведущий, как говорится, сдулся. Погрязнув в борьбе за рейтинги, опасения обидеть тех или иных инвесторов, рекламщиков, он оказался в плену собственной популярности, его работа, призванная донести до людей правду, превратилась в пародию на саму себя. То есть в обычный новостной телеканал, возвышающий часто глупые, противоречащие друг другу заявления благожелательных к руководству политиков, общественных деятелей, и скрывающий неудобную для них же правду. Ну плюс еще возраст, да. Главный герой уже не молод и меньше всего желает каких-либо авантюр.
Рассказываемая нам история начинается с простого вопроса, адресованного МакЭвою: почему США – величайшая страна во всем мире? Любая попытка главного героя отшутиться и как-то уйти от ответа жестко прерывается. Так почему США – величайшая страна во всем мире? Не почему. США не является лучшей в мире страной. Далее МакЭвой приводит огромное число статистических данных, доказывающих эту точку зрения, повергая всех окружающих в шок от подобного оскорбления. За статистическими данными следует речь, наполненная любовью к прошлым достижениям своей страны и праведным гневом по отношению к ее настоящему.
Действие сериала начинается весной 2010 года. Тогда, когда еще не было движения Occupy, когда обычная студентка могла наивно задать подобный вопрос. В своей речи МакЭвой, вспоминая прошлое своей страны, говорит о том, что люди просто работали на ее благо, не разделяясь на левых и правых из-за боязни продемонстрировать категоричность политических взглядов. Люди не делились, а значит и не боролись друг с другом вместо того, чтобы действительно делать свою страну лучше каждый день. Почему? Потому что тогда люди получали безотносительную информацию, факты, описывающие реальные события, а не взгляд на них.
По сути, на этой речи в дальнейшем и строится весь сериал. Дойдя до критической точки собственного безразличия к окружающему и окружающим, потеряв команду, собрав вокруг себя новую во главе со своей бывшей, главный герой поддается ее идеализму и решает делать честные новости, несмотря ни на что. Чем несказанно радует других идеалистов канала и так же сильно расстраивает руководство и инвесторов.
После просмотра первой серии возникает невольный вопрос. Нет, не любимое рецензентами «зачем?», — здесь все более или менее понятно. «Почему?» тоже отпадает достаточно быстро. Вопрос в том, почему сейчас? И ответ, видимо, только один: накипело. Как главный герой срывается из-за глупого вопроса студентки, так и Аарон Соркин, идейный вдохновитель описываемого проекта, не может больше терпеть окружающую глупость и лицемерие. А великий канал HBO в данном случае предстает эдаким транслятором правды, хотя и ориентируясь попутно на получение прибыли.
Аарон Соркин – человек, умеющий писать об очень важных вещах, умеющий донести до зрителя серьезные мысли, не играя с ним, не развлекая, но увлекая. Достаточно лишь напомнить некоторые его работы, в том числе и совсем недавние «Человек, который изменил все» и «Социальная сеть» или «Несколько хороших парней» 1992 года. После «Подпольной империи» со Стивом Бушеми в главной роли и Мартином Скорсезе в качестве идейного вдохновителя, это второй проект НВО с авторами такого высокого уровня. В актерском составе «Отдела новостей» оказался даже Дев Пател, больее известный как миллионер из трущоб.
«Отдел новостей» — сериал, на первый взгляд, категорически американский, с типичными для таких произведений разговорами о свободе, правде, справедливости, бесконечных возможностях. Но талант Соркина позволяет ему контролировать уровень патриотического пафоса благодаря неизменному сарказму, взрослому и жестокому. Во многом этот сериал о том, как сложно, и даже невозможно, поддерживать жизнедеятельность закрытого общества, некой группы людей, объединённой общей целью, пускай и праведной, в условиях недосказанности, страха и лицемерия современного мира. Ориентиры, пути поиска правды постоянно меняются, в зависимости от постоянной изменчивости взглядов членов расколотого общества. Запуганные некой перманентной внешней угрозой люди шли на уступки правительству так долго, что теперь, понимая колоссальное значение скрытой от них правды и то, что может последовать за ее обнародованием, предпочитают закрывать глаза практически на все более или менее важное, требующее от них заявления собственных прав. Профессия журналиста отличается тем, что именно он должен заставлять людей не отворачиваться от проблемы, но рассказывать о ней, объяснять ее значимость, указывать на неизбежные противоречия и возможные последствия. Грубо говоря, разжевывать обычному зрителю, слушателю или читателю проблему до тех пор, пока страх перед ней не рассеется. Это, конечно, в идеале.
В современном же мире мы видим, как журналисты манипулируют этим страхом и вниманием человека, в итоге заставляя его разделить даже в самую глупую и абсурдную точку зрения. Нравится это нам или нет, но право на предоставление информации – это власть над умами людей. И как любой властью ей можно пользоваться во благо, а можно злоупотреблять. Власть портит людей, это не секрет. Но испорченные люди, имеющие власть над умами людей, портят преданные им умы. Восьмилетнее правление Буша добилось в этом небывалых успехов, результаты которых мы можем наблюдать до сих пор.
Накипело – вполне достаточная причина для того, чтобы побороть свой страх, гнев – достаточная причина, чтобы побороть свою нерешительность. В данном случае ум, рассудительность – последний и главный рубеж, позволяющий превратить собственное недовольство и ощущение постоянного обмана в нечто полезное и прогрессивное. «Отдел новостей» — сериал в первую очередь умный. Он написан и снят умными людьми для умных людей. Для людей, ищущих правду, жаждущих видеть ее хотя бы на экране, слышать хотя бы из уст вымышленных персонажей, работников вымышленного новостного отдела. Аарон Соркин создал сериал, восстанавливающий нашу веру в идеал, приравниваемый современным обществом едва ли не к глупости. Не патриотизм здесь является основной темой, и даже не поиски правды, а исключительная вера в собственное дело и готовность отстаивать эту веру, невзирая ни на какие внешние угрозы и препятствия.